Личность, сформированная
таким образом, получает еще одно
существенное качество - ее деятельность
приобретает творческий характер. И
это относится не к каким-то отдельным
видам труда, а к любой продуктивной
деятельности, в том числе и
к деятельности социального работника.
Творчество всегда сопровождает деятельность
социального работника. Психотехнологии,
которые использует в профессиональной
деятельности специалист по социальной
работе, способы их применения, неразрывно
связаны с развитием и формированием
дифференцированной культуры.
Отсюда возникает
необходимость постоянного взаимодействия,
коммуникации, перехода друг в друга
субкультуры и личностной культуры.
Ведущая деятельность социального
работника по отношению к клиентам
и есть соразвитие культуры, личностный
рост и социального работника, и
личностный рост клиентов. Соответственно
в рамках нашего исследования развитие
дифференцированной культуры в личностно-профессиональном
становлении социального работника
- динамичный процесс.
В Российской Федерации
относительно недавно сложились
благоприятные условия для осмысления
проблемы личностно-профессионального
становления социального работника
с позиции системного подхода, то
есть объективного оценивания состояния
и перспективы развития личности
социального работника как специалиста,
с позиции методологических принципов
теории социальных систем. Выходя на системный
уровень научного исследования, мы
опирались на работы отечественных
ученых по системологии (В.Г. Афанасьев,
В.П. Кузьмин, Н.В. Садовский, и др.), по
социальной работе (Л.Г. Гуслякова, П.Д.
Павленок, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, В.Н.
Ярская и др), по психологии (Б.Г. Ананьев,
Л.С. Выготский, Д. Брунер, А.А. Бодалев,
В.Н. Мясищев, К.А. Абульханова-Славская,
К.К. Платонов, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач,
А.П. Ситников и др.), по социологии (И.С.
Кон, Р.Г. Гурова, А.Г. Харчев, И.В. Бестужев-Лада
и др.).
Такие принципы системного
подхода, как «принцип конечной цели»,
«принцип единства и разнообразия»,
«принцип связанности», «принцип модульного
построения», «принцип функциональности»,
«принцип развития», «принцип децентрализации»,
«принцип компаративного анализа», «принцип
историко-сравнительного подхода», «принцип
информационного обеспечения» и
др. имеют первостепенное значение
не только для объективной оценки
практики социальной работы в России,
но и для оценки состояния личностно-профессионального
становления социального работника
на данном этапе развития современной
российской системы высшего образования.
Системный подход предполагает
применение системного метода, то есть
набора правил, принципов, процедур, стандартов,
приемов и инструкций, технологий
и методик подготовки и принятия
программ действий с учетом специфики
объектов и субъектов личностно-профессионального
становления. Он ориентирует на продуктивное
становление высокого профессионализма
специалистов по социальной работе.
Высокий интерес
к системному подходу в личностно-профессиональном
становлении будущих социальных
работников сложился и в зарубежной
литературе. В одних работах целью
развития системного подхода является
понимание и объяснение чрезвычайно
важных срезов действительности: физических,
биологических, социальных, теоретических.
Чаще встречаются работы, в которых,
как отмечают шведские авторы Гуннар
Бернлер и Лисбер Юнсон, акцентируется
внимание на том компоненте личностно-профессионального
становления специалиста, который
нацелен на понимание сущности социальных
связей.
Разработка целостной
концепции личностно-профессионального
становления интенсивно осуществляется
в зарубежной психологии. В основном
эти концепции группируются в
рамках направления, которое можно
назвать «психология карьеры» (psychology
of career) или «карьерное развитие» (career
development). Это направление берёт
своё начало с классических трудов
Ф. Парсонса, который по общему признанию,
является основоположником научно-психологического
подхода к проблемам личностно-профессионального
становления человека.
Одними из наиболее
распространённых в западной психологии
подходов к личностно-профессиональному
становлению социального работника
являются концепции профессионального
развития, ведущее место среди
которых отводится концепции
профессиональной зрелости Д. Сьюпера.
Таким образом, разработанное
теоретико-методологическое основание
позволило уточнить сущностные признаки
и особенности личностно-профессионального
становления социального работника
в вузе, а также создать социально-психологическую
архитектонику продуктивного достижения
этой многоплановой цели.
При разработке такой
архитектоники важно руководствоваться
следующими принципами: адекватное воплощение
основных признаков реального объекта,
обеспечивающее максимальное соответствие
между формируемыми задачами развития
и практической деятельностью специалиста;
динамичность, подразумевающую качественное
развитие и отражение, происходящих
в обществе изменений, в том числе
и в социальной политике; консерватизм,
понимаемый, как необходимость накопления
и освоения знаний, которыми общество
уже владеет; прогностичность, ориентирующая
на перспективы в подготовке социальных
работников.
С учетом данных требований
разработана социально-психологическая
модель продуктивного личностно-профессионального
становления будущего социального
работника (См. рисунок №1). Она объединяет
модель, алгоритм, технологию достижения
данной цели и критериальное основание
оценки продуктивности этой деятельности.
Данная авторская
модель реализована на основе субъектно-деятельностного
подхода и включает: алгоритм личностно-профессионального
становления будущего социального
работника, который представляет собой
систему психологических принципов
осуществления действий, содержание
и последовательность которых включает:
изучение параметров системы личностно-профессионального
становления будущих социальных
работников и их личностных и профессиональных
качеств, а также определение
путей оптимизации в ходе образовательного
процесса в вузе, и включает также
технологию личностно-профессионального
становления будущего социального
работника.
В рамках разработанной
архитектоники сформулированы наиболее
существенные социально-психологические
требования, которые учтены в процессе
личностно-профессионального становления
социального работника в вузе.
Их выполнение реализовано в рамках
специальной технологии, в качестве
которой применена коррекционно-развивающая
программа целевой направленности
для личностно-профессионального
становления социальных работников.
Она объединила совокупность научных
общетеоретических и специализированных
учебных дисциплин, технологию обучения
и развития, направленную на совершенствование
приемов и способов будущей профессиональной
деятельности.
Рис. 1. Социально-психологическая
модель личностно-профессионального
становления социального работника
Исходя из принципов,
целей и задач личностно-профессионального
становления будущего социального
работника в рамках вуза, разработанные
критерии, показатели и уровни его
продуктивности характеризуют не только
учебно-познавательную деятельность студентов,
но и психотехнологическую, коррекционно-развивающую
систему.
Для всесторонней и
конкретной оценки продуктивности личностно-профессионального
становления будущего социального
работника разработано критериальное
оценочное основание, включающее: интегральный
и частные критерии, а также
соответствующие им показатели. Критерии
и показатели как самостоятельные элементы
единого оценочного блока, находятся в
определенной взаимосвязи. Такие взаимосвязи
и их содержание представлены на рисунке
№2.
Рис. 2. Содержательная
характеристика критериальной системы
продуктивного личностно-профессионального
становления социального работника
1.
- применение оценочных шкал по
показателям готовности социального
работника как субъекта учебно-воспитательного
процесса и по показателям
действующих теоретических и
практических профессиональных
знаний педагогического состава
вуза;
2.
- применение оценочных шкал по
показателям наличия у социального
работника мотивации достижения
в самореализации и присутствия
научно-творческой активности как
элементов его результативного
самосовершенствования;
3.
- применение оценочных шкал по
показателям действенного комплексного
мониторинга личностно-профессионального
становления социального работника,
4.
- применение оценочных шкал по
показателям компонентов мотивационно-развивающей
образовательной среды вуза, где
происходит личностно-профессиональное
становление социального работника.
Предложенный подход
к формированию критериев и показателей
продуктивности профессиональной деятельности
социального работника дал возможность
содержательно наполнить каждый
из элементов оценочного блока, определить
взаимосвязи между его основными
составляющими.
Использование разработанных
критериев и показателей позволило
выделить три уровня продуктивности
личностно-профессионального становления
социального работника: адаптивно-ориентировочный
(минимальный), субъектно-продуктивный
(средний) и инновационно-творческий
(максимальный).
1-й уровень - адаптивно-ориентировочный.
Интерес к собственному внутреннему
миру выражен слабо, идет приспособление
к образовательной среде и
овладение основами профессионализма
и начальным жизненным опытом.
Осознаются те особенности своей
личности, о которых часто слышит
от окружающих. Собственной активности
в плане познания себя не
проявляет, не анализирует свои
поступки. Не считается нужным
заниматься саморазвитием.
2-й уровень - субъектно-продуктивный.
У будущего социального работника
формируется устойчивый интерес
к избранной профессии и своему
внутреннему миру. Проявляется устойчивое
желание заняться самосовершенствованием.
Формируются устойчивые личностно-профессиональные
ценности, мотивы, студент воспринимает
себя как субъекта личностно-профессионального
становления, анализирует свои
поступки, действия. Осознает необходимость
целенаправленного саморазвития, реально
преобладает мотивация и интерес
системного саморазвития.
3-й уровень - инновационно-творческий.
Субъект постоянно рефлексирует
по поводу особенностей своей
личности, отражает и анализирует
особенности характера, мотивы
поведения, результативность усилий
в различных видах деятельности.
Читает специальную литературу (необходимую
для его профессии). Полученные
знания использует в познании
себя. Применяет диагностические
средства в познании самого
себя и в целях саморазвития.
Саморазвитие связывает с совершенствованием
себя и воспринимает это как
условие самореализации своей
личности в профессиональной
деятельности.
Во второй главе
«Экспериментальное исследование продуктивного
личностно-профессионального становления
социальных работников в вузе» изложены
положения, связанные с организацией
и проведением экспериментального
исследования целевой подготовки будущего
социального работника на протяжении
его обучения в вузе. Представленная
методическая система использована
в экспериментальной работе при
изучении динамики личностно-профессионального
становления социального работника,
проведении эмпирических исследований
возможностей и социально-психологических
условий продуктивного личностно-профессионального
становления социальных работников
в процессе обучения в высшей профессиональной
школе.
Цель диссертационного
исследования, выработанная методология,
а также характер объекта изучения
определили основные направления и
порядок проведения экспериментальной
работы, направленной на практическое
подтверждение научной гипотезы
с использованием познавательно-формирующего
социально-психологического инструментария.
В его состав вошли наиболее' эффективные
исследовательские методы социальной
психологии, педагогики, социологии и
других наук. Привлечение новаторских
и традиционных методов познания
преследует цель: обеспечить объективное
и всестороннее изучение проблемы исследования.
В процессе эксперимента привлечен
потенциал исследовательско-развивающего
подхода и инструментария. В исследовании
разработан и реализован системный
авторский подход, который предусматривает:
определение стратегии изучения
различных направлений теоретических
знаний и эмпирического опыта по проблеме
продуктивного личностно-профессионального
становления будущего социального работника
в высшей профессиональной школе; перевод
наиболее общих научных идей и положений
в конкретную программу исследования,
а также формирование исследовательско-развивающего
инструментария; системная исследовательско-экспериментальная
работа по выявлению условий и особенностей
продуктивного личностно-профессионального
становления будущих социальных работников.