Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности профессиональной деятельности социальных работников и социально-психологические условия их продуктивного личностно-профессионального становления в вузе.
Объект исследования: развивающаяся личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности.
Предмет исследования: процесс продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузе.
Гипотеза исследования. Продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника в вузе возможно в рамках продуктивных моделей, алгоритма и технологии при создании для этого необходимых социально-психологических условий в вузе.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

Личность, сформированная таким образом, получает еще одно существенное качество - ее деятельность приобретает творческий характер. И  это относится не к каким-то отдельным  видам труда, а к любой продуктивной деятельности, в том числе и  к деятельности социального работника. Творчество всегда сопровождает деятельность социального работника. Психотехнологии, которые использует в профессиональной деятельности специалист по социальной работе, способы их применения, неразрывно связаны с развитием и формированием  дифференцированной культуры. 

Отсюда возникает  необходимость постоянного взаимодействия, коммуникации, перехода друг в друга  субкультуры и личностной культуры. Ведущая деятельность социального  работника по отношению к клиентам и есть соразвитие культуры, личностный рост и социального работника, и  личностный рост клиентов. Соответственно в рамках нашего исследования развитие дифференцированной культуры в личностно-профессиональном становлении социального работника - динамичный процесс. 

В Российской Федерации  относительно недавно сложились  благоприятные условия для осмысления проблемы личностно-профессионального  становления социального работника  с позиции системного подхода, то есть объективного оценивания состояния  и перспективы развития личности социального работника как специалиста, с позиции методологических принципов  теории социальных систем. Выходя на системный  уровень научного исследования, мы опирались на работы отечественных  ученых по системологии (В.Г. Афанасьев, В.П. Кузьмин, Н.В. Садовский, и др.), по социальной работе (Л.Г. Гуслякова, П.Д. Павленок, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, В.Н. Ярская и др), по психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д. Брунер, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, К.А. Абульханова-Славская, К.К. Платонов, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.П. Ситников и др.), по социологии (И.С. Кон, Р.Г. Гурова, А.Г. Харчев, И.В. Бестужев-Лада и др.). 

Такие принципы системного подхода, как «принцип конечной цели», «принцип единства и разнообразия», «принцип связанности», «принцип модульного построения», «принцип функциональности», «принцип развития», «принцип децентрализации», «принцип компаративного анализа», «принцип историко-сравнительного подхода», «принцип информационного обеспечения» и  др. имеют первостепенное значение не только для объективной оценки практики социальной работы в России, но и для оценки состояния личностно-профессионального  становления социального работника  на данном этапе развития современной  российской системы высшего образования. 

Системный подход предполагает применение системного метода, то есть набора правил, принципов, процедур, стандартов, приемов и инструкций, технологий и методик подготовки и принятия программ действий с учетом специфики  объектов и субъектов личностно-профессионального  становления. Он ориентирует на продуктивное становление высокого профессионализма специалистов по социальной работе. 

Высокий интерес  к системному подходу в личностно-профессиональном становлении будущих социальных работников сложился и в зарубежной литературе. В одних работах целью  развития системного подхода является понимание и объяснение чрезвычайно  важных срезов действительности: физических, биологических, социальных, теоретических. Чаще встречаются работы, в которых, как отмечают шведские авторы Гуннар Бернлер и Лисбер Юнсон, акцентируется  внимание на том компоненте личностно-профессионального  становления специалиста, который  нацелен на понимание сущности социальных связей. 

Разработка целостной  концепции личностно-профессионального  становления интенсивно осуществляется в зарубежной психологии. В основном эти концепции группируются в  рамках направления, которое можно  назвать «психология карьеры» (psychology of career) или «карьерное развитие» (career development). Это направление берёт  своё начало с классических трудов Ф. Парсонса, который по общему признанию, является основоположником научно-психологического подхода к проблемам личностно-профессионального  становления человека. 

Одними из наиболее распространённых в западной психологии подходов к личностно-профессиональному  становлению социального работника  являются концепции профессионального  развития, ведущее место среди  которых отводится концепции  профессиональной зрелости Д. Сьюпера. 

Таким образом, разработанное  теоретико-методологическое основание  позволило уточнить сущностные признаки и особенности личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе, а также создать социально-психологическую  архитектонику продуктивного достижения этой многоплановой цели. 

При разработке такой  архитектоники важно руководствоваться  следующими принципами: адекватное воплощение основных признаков реального объекта, обеспечивающее максимальное соответствие между формируемыми задачами развития и практической деятельностью специалиста; динамичность, подразумевающую качественное развитие и отражение, происходящих в обществе изменений, в том числе  и в социальной политике; консерватизм, понимаемый, как необходимость накопления и освоения знаний, которыми общество уже владеет; прогностичность, ориентирующая  на перспективы в подготовке социальных работников. 

С учетом данных требований разработана социально-психологическая  модель продуктивного личностно-профессионального  становления будущего социального  работника (См. рисунок №1). Она объединяет модель, алгоритм, технологию достижения данной цели и критериальное основание  оценки продуктивности этой деятельности. 

Данная авторская  модель реализована на основе субъектно-деятельностного  подхода и включает: алгоритм личностно-профессионального  становления будущего социального  работника, который представляет собой  систему психологических принципов  осуществления действий, содержание и последовательность которых включает: изучение параметров системы личностно-профессионального  становления будущих социальных работников и их личностных и профессиональных качеств, а также определение  путей оптимизации в ходе образовательного процесса в вузе, и включает также  технологию личностно-профессионального  становления будущего социального  работника. 

В рамках разработанной  архитектоники сформулированы наиболее существенные социально-психологические  требования, которые учтены в процессе личностно-профессионального становления  социального работника в вузе. Их выполнение реализовано в рамках специальной технологии, в качестве которой применена коррекционно-развивающая  программа целевой направленности для личностно-профессионального  становления социальных работников. Она объединила совокупность научных  общетеоретических и специализированных учебных дисциплин, технологию обучения и развития, направленную на совершенствование  приемов и способов будущей профессиональной деятельности. 
 
 

Рис. 1. Социально-психологическая  модель личностно-профессионального  становления социального работника 

  

Исходя из принципов, целей и задач личностно-профессионального  становления будущего социального  работника в рамках вуза, разработанные  критерии, показатели и уровни его  продуктивности характеризуют не только учебно-познавательную деятельность студентов, но и психотехнологическую, коррекционно-развивающую  систему. 

Для всесторонней и  конкретной оценки продуктивности личностно-профессионального  становления будущего социального  работника разработано критериальное  оценочное основание, включающее: интегральный и частные критерии, а также  соответствующие им показатели. Критерии и показатели как самостоятельные элементы единого оценочного блока, находятся в определенной взаимосвязи. Такие взаимосвязи и их содержание представлены на рисунке №2. 
 
 

Рис. 2. Содержательная характеристика критериальной системы  продуктивного личностно-профессионального  становления социального работника 

  

1.        - применение оценочных шкал по  показателям готовности социального  работника как субъекта учебно-воспитательного  процесса и по показателям  действующих теоретических и  практических профессиональных  знаний педагогического состава  вуза; 

2.        - применение оценочных шкал по  показателям наличия у социального  работника мотивации достижения  в самореализации и присутствия  научно-творческой активности как  элементов его результативного  самосовершенствования; 

3.        - применение оценочных шкал по  показателям действенного комплексного  мониторинга личностно-профессионального  становления социального работника, 

4.        - применение оценочных шкал по  показателям компонентов мотивационно-развивающей  образовательной среды вуза, где  происходит личностно-профессиональное  становление социального работника. 

Предложенный подход к формированию критериев и показателей  продуктивности профессиональной деятельности социального работника дал возможность  содержательно наполнить каждый из элементов оценочного блока, определить взаимосвязи между его основными  составляющими. 

Использование разработанных  критериев и показателей позволило  выделить три уровня продуктивности личностно-профессионального становления  социального работника: адаптивно-ориентировочный (минимальный), субъектно-продуктивный (средний) и инновационно-творческий (максимальный). 

1-й уровень - адаптивно-ориентировочный.  Интерес к собственному внутреннему  миру выражен слабо, идет приспособление  к образовательной среде и  овладение основами профессионализма  и начальным жизненным опытом. Осознаются те особенности своей  личности, о которых часто слышит  от окружающих. Собственной активности  в плане познания себя не  проявляет, не анализирует свои  поступки. Не считается нужным  заниматься саморазвитием. 

2-й уровень - субъектно-продуктивный. У будущего социального работника  формируется устойчивый интерес  к избранной профессии и своему  внутреннему миру. Проявляется устойчивое  желание заняться самосовершенствованием. Формируются устойчивые личностно-профессиональные  ценности, мотивы, студент воспринимает  себя как субъекта личностно-профессионального  становления, анализирует свои  поступки, действия. Осознает необходимость  целенаправленного саморазвития, реально  преобладает мотивация и интерес  системного саморазвития. 

3-й уровень - инновационно-творческий. Субъект постоянно рефлексирует  по поводу особенностей своей  личности, отражает и анализирует  особенности характера, мотивы  поведения, результативность усилий  в различных видах деятельности. Читает специальную литературу (необходимую  для его профессии). Полученные  знания использует в познании  себя. Применяет диагностические  средства в познании самого  себя и в целях саморазвития. Саморазвитие связывает с совершенствованием  себя и воспринимает это как  условие самореализации своей  личности в профессиональной  деятельности. 

Во второй главе  «Экспериментальное исследование продуктивного  личностно-профессионального становления  социальных работников в вузе» изложены положения, связанные с организацией и проведением экспериментального исследования целевой подготовки будущего социального работника на протяжении его обучения в вузе. Представленная методическая система использована в экспериментальной работе при  изучении динамики личностно-профессионального  становления социального работника, проведении эмпирических исследований возможностей и социально-психологических  условий продуктивного личностно-профессионального  становления социальных работников в процессе обучения в высшей профессиональной школе. 

Цель диссертационного исследования, выработанная методология, а также характер объекта изучения определили основные направления и  порядок проведения экспериментальной  работы, направленной на практическое подтверждение научной гипотезы с использованием познавательно-формирующего социально-психологического инструментария. В его состав вошли наиболее' эффективные  исследовательские методы социальной психологии, педагогики, социологии и  других наук. Привлечение новаторских  и традиционных методов познания преследует цель: обеспечить объективное  и всестороннее изучение проблемы исследования. В процессе эксперимента привлечен  потенциал исследовательско-развивающего подхода и инструментария. В исследовании разработан и реализован системный  авторский подход, который предусматривает: определение стратегии изучения различных направлений теоретических  знаний и эмпирического опыта по проблеме продуктивного личностно-профессионального становления будущего социального работника в высшей профессиональной школе; перевод наиболее общих научных идей и положений в конкретную программу исследования, а также формирование исследовательско-развивающего инструментария; системная исследовательско-экспериментальная работа по выявлению условий и особенностей продуктивного личностно-профессионального становления будущих социальных работников. 

Информация о работе Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника