Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности профессиональной деятельности социальных работников и социально-психологические условия их продуктивного личностно-профессионального становления в вузе.
Объект исследования: развивающаяся личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности.
Предмет исследования: процесс продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузе.
Гипотеза исследования. Продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника в вузе возможно в рамках продуктивных моделей, алгоритма и технологии при создании для этого необходимых социально-психологических условий в вузе.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО.docx

— 44.28 Кб (Скачать)
 
 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

  

Актуальность темы исследования определяется тем, что  в условиях социально-экономических  реформ, сопровождаемых непрекращающимся системным кризисом в стране, особенно остро ощущается потребность  в высококвалифицированных, компетентных специалистах по социальной работе, от деятельности которых существенно  зависит социальная стабильность в  обществе. Их миссия определяется уровнем  их личностно-профессионального становления. От социального работника на современном  этапе развития общества требуется  не просто использование полученных в высшем учебном заведении знаний, умений, навыков, но и готовность к  творческому саморазвитию, как в  профессиональном, так и в личностном плане. 

Социальная работа, как системная совокупность требований, предъявляемых к социальному  работнику, охватывает комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся  поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.). 

Именно отсюда возникает  необходимость уделять чрезвычайно  важное внимание личностно-профессиональному  становлению специалистов по социальной работе, в силу их сегодняшней востребованности и ответственности, которую возлагает  на них современное общество. 

Социальная значимость профессиональной деятельности социального  работника, повышение его влияния  на развитие самосознания конкретной личности, общества, человечества, вызывает необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ  развития личности самого социального  работника, а также выявления  новых социально-психологических  условий его продуктивного личностно-профессионального  становления как профессионала-практика. Все это указывает на практическую востребованность темы настоящего исследования. 

Состояние научной  разработанности проблемы. Проблема целевой подготовки специалистов в  сфере социальной работы активно  обсуждается отечественными и зарубежными  исследователями (А.А. Деркач, В.П. Захаров, И.А. Зимняя, В.И. Жуков, Е.А. Климов, И.М. Лаврененко, А.К. Маркова, Н.А. Рыбакова, М.В. Фирсов, Н.Б. Шмелева, Д. О'Коннор, К. Роджерс, Д. Сеймор, В. Стайр, и др.). 

В свете развития этих исследований большое значение приобретает разработка содержательно-методического  обеспечения личностно-профессионального  становления будущего социального  работника к профессионализму, концепции  профессионального роста в процессе целевой подготовки и целостного развития зрелой личности как профессионала. Основой этого может выступить, широко развиваемый в последние  годы, социально-психологический подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.С. Гусева, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, И.Н. Семенов, Е.А. Петрова, А.П. Ситников, Е.А. Яблокова и др.). Полагаем, что именно такой подход позволит развить в личности социального  работника новые для нее качества "профессионального Я" на основе предварительно сформулированных критериев  оценки уровня профессионализма и продуктивности деятельности. 

Исследование показало, что на социального работника  возлагается особая миссия, выполнить  которую он может только при условии  формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает  общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений. Будущий  социальный работник должен быть достаточно развитым в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном и волевом планах. С этой точки  зрения, процесс продуктивного личностно-профессионального  становления будущего социального  работника, требует реализации ряда объективных (социальные, экономические, социально-психологические, материальные), субъективных (мотивация, направленность, цель) и субъективно-объективных  условий (совместимость, конфронтация, организация педагогического процесса и стиль деятельности). 

Все это требует  разработки целостной системы целевой  подготовки социальных работников. 

Цель исследования: выявить особенности профессиональной деятельности социальных работников и  социально-психологические условия  их продуктивного личностно-профессионального  становления в вузе. 

Объект исследования: развивающаяся личность социального  работника как субъекта профессиональной деятельности. 

Предмет исследования: процесс продуктивного личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе. 

Гипотеза исследования. Продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника  в вузе возможно в рамках продуктивных моделей, алгоритма и технологии при создании для этого необходимых  социально-психологических условий  в вузе. При таком подходе требуется  мониторинговое социально-психологическое  сопровождение личностно-профессионального  становления социального работника  на протяжении всех этапов обучения в  вузе на основе реализации комплексной  программы целевой направленности и системного использования диагностических, развивающих и психокоррекционных средств. 

Для достижения цели исследования решались следующие задачи: 

1.         Провести теоретико-методологический  анализ состояния научной разработанности  проблемы профессиональной деятельности  социального работника и выявить  социально-психологические характеристики  его личностно-профессионального  становления в вузе. 

2.         Обосновать социально-психологическую  архитектонику, включающую модель, алгоритм, технологию, критерии, показатели  и уровни продуктивного личностно-профессионального  становления специалиста в процессе  обучения в вузе. 

3.         Разработать и реализовать в  ходе экспериментальной работы  коррекционно-развивающую программу  целевой направленности и методику  личностно-профессионального становления  в вузе на основе реализации  процессного подхода. 

4.         Выявить основные социально-психологические  условия продуктивного личностно-профессионального  становления будущего социального  работника в вузе и сформулировать  практические рекомендации по  повышению творческой активности  субъектов этого процесса. 

Теоретико-методологической основой исследования выступают  фундаментальные положения и  выводы о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений  реального мира; системный и деятельностный подходы (П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, В.И. Садовский, А.И. Уемов); ведущие принципы социальной психологии - принцип развития, системности, комплексности, активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); принципы общения, отношений, деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, и др.); принципы активизации резервных возможностей человека (К. Роджерс, В. Франкл, Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская, В.В. Петрусинский). 

В качестве основных методов исследования применялись  методы экспертного оценивания, анкетирования, наблюдения, естественный эксперимент. Применялись: тестовая методика определения  установок личности О.Ф. Потемкиной, методика "ценностные ориентации" М. Рокича, ориентационная анкета определения  направленности личности Б. Басса, методика исследования самооценки А. Будасси, социометрический метод. Использовались различные опросные методики, ориентированные на выявление  результатов обучения в условиях психотехнологического комплекса  целевого направления, дневниковые  записи, методики выявления динамики отношений и психологического климата  в учебно-тренировочных группах. 

Эмпирическая база исследования. В эмпирических исследованиях  использованы результаты, полученные автором в ходе специально организованной исследовательско-экспериментальной  работы, обучения и психологического консультирования. В диссертации  использованы данные статистических материалов. Объем экспериментальной выборки - 472 человека. 

Исследование проводилось  в период с 2001 по 2005 г.г. в вузах, центрах  психологической и социальной помощи, центрах переподготовки специалистов. 

Надежность и достоверность  результатов проведенного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, комплексным  использованием методов, применением  апробированного инструментария проведения социально-психологического исследования, репрезентативностью объема выборок, статистической значимостью экспериментальных  данных, их проверкой и апробацией в практике высших образовательных  учреждений. 

Основные научные  результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна: 

1.         Проведен теоретико-методологический  анализ профессиональной деятельности  социального работника, которая  представлена как ведущая детерминанта, обусловливающая содержание и  особенности его личностно-профессионального  становления в вузе. 

Доказательно представлены структурные и функциональные элементы личностно-профессионального становления  социального работника в вузе как особый вид познавательно-развивающей  деятельности. Структурными элементами данной деятельности являются: студент  вуза, как субъект личностно-профессионального  становления; образовательная система  вуза; условия и факторы, определяющие продуктивность личностно-профессионального  становления будущего социального  работника. Функциональные компоненты находят своё отражение в структуре  её знаний, умений, навыков, профессиональных позиций, акмеологических инвариантов и представлены как совокупность взаимосвязанных гностической, прогностической, организационно-деятельностной, коммуникативной и социально-психологической функций. 

2.        Обоснована социально-психологическая  архитектоника, которая объединила: модель, как основной замысел  и структурированное социально-психологическое  основание продуктивного личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе; алгоритм, представленный  в виде системы социально-психологических,  нормативных и других требований, определяющих продуктивную организацию  личностно-профессионального становления  студентов; технологию, рассматриваемую,  как стратегия, тактика и техника  использования сил, средств и  методов личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе; критерии, показатели и  уровни личностно-профессионального  становления специалиста в процессе  обучения в вузе, как оценочное  основание для определения его  продуктивности. 

3.        Разработана и реализована в  экспериментальной работе коррекционно-развивающая  программа целевой направленности  и методика личностно-профессионального  становления будущего социального  работника в вузе, которые на  основе задействования процессного  подхода обеспечили системное  привлечение творческого потенциала  обучаемого и ресурса высшего  учебного заведения. 

4.        Выявлены наиболее актуальные  социально-психологические условия  продуктивного личностно-профессионального  становления социального работника  в вузе, основные из которых  представлены в: наличии социально-психологической  архитектоники; проявлении познавательного  интереса и мотивации личностно-профессионального  становления; системной организации  социально-психологического сопровождения  образовательного процесса в  вузе. Для реализации выделенных  условий сформулированы практические  рекомендации по развитию творческой  активности субъектов этого процесса. 

Практическая значимость. Результаты исследования могут стать  теоретико-методологическим основанием для решения широкого диапазона  практической организации личностно-профессионального  становления социальных работников в вузе. В частности, разработанная  социально-психологическая архитектоника  личностно-профессионального становления, коррекционно-развивающая программа  целевой направленности, учебно-методические материалы и рекомендации полезны  для организации практической деятельности вузов при решении таких практических задач, как: составление акмеограмм и квалификационных характеристик, проведение текущих и итоговой аттестаций будущих социальных работников; консультирование субъектов личностно-профессионального  становления; построение программ самосовершенствования  и учебных планов переподготовки и повышения квалификации социальных работников. 

Апробация и внедрение  результатов исследования. Основные положения исследования, теоретические  и экспериментальные данные нашли  свое отражение в научных докладах, статьях и тезисах, изложенных автором  на международных конгрессах, всероссийских  и межвузовских научно-практических конференциях: Межвузовский брифинг  «Проблемы акмеологического «Альфа»  и «Омега» (Москва, 2003 г.); Международная  конференция «Проблемы творческого  развития личности в XXI веке» (Ульяновск 2003 г.); Третьи годичные чтения Гуманитарного  факультета Российского государственного социального университета (РГСУ) «Актуальные  проблемы гуманизации современного социального образования» (2004 г.); Межфакультетская научно-педагогическая конференция  РГСУ «Проблемы и направления  реализации Концепции развития социального  образования в РГСУ» (2004 г.). Полученные научные результаты обсуждались  на заседаниях кафедры политологии  и политической психологии РГСУ в 2003, 2004, 2005 гг. 

Информация о работе Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника