Социальная ситуация развития. Представление о ведущей деятельности. Развитие личности в зрелом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 23:48, доклад

Краткое описание

Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно, вместе с тем, никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
Как правило, постоянно несет типичные характеристики и претерпевает перестройку в рамках параметров зрелости человека компонента, относящаяся к его физическому состоянию. И такое же подвижное единство содержательной специфики и формы ее выражения может быть всегда прослежено у человека на этапе зрелости, когда он проявляет себя и как гражданин, и как личность, и как субъект деятельности, и как супруг, и как родитель.

Файлы: 1 файл

доклад возрастная психология.docx

— 26.42 Кб (Скачать)

 

Брянский государственный университет им. Академика И.Г. Петровского

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

Социальная ситуация развития.Представление о ведущей деятельности.Развитие личности в зрелом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 2 курса

Новикова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2012г.

 

Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют,  - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно, вместе с тем, никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Как правило, постоянно несет типичные характеристики и претерпевает перестройку в рамках параметров зрелости человека компонента, относящаяся к его физическому состоянию. И такое же подвижное единство содержательной специфики и формы ее выражения может быть всегда прослежено у человека на этапе зрелости, когда он проявляет себя и как гражданин, и как личность, и как субъект деятельности, и как супруг, и как родитель.

Физическая зрелость человека, его психическая зрелость, находящая выражение в сформированности его ума, чувств, воли, его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от интеллекта и воли, но главным образом все-таки проявляется в отношениях, его зрелость как субъекта, обнаруживающаяся прежде всего в способностях, связаны друг с другом самым тесным образом. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельностей, и дальше, уже на ступени самой зрелости, у человека наблюдаются тоже разные темпы протекания изменений в названных образованиях.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большой мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей, или же за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровнях.

Вместе с тем понятно, что хотя характеристики человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, отмечаемые у него на ступени зрелости, всегда связаны причинно-следственными зависимостями с особенностями его на предыдущих ступенях развития, но одновременно и те, и другие, и третьи всегда оказываются обусловленными общими и частными обстоятельствами, в которых протекала жизнь человека.

Характер и уровень проявления у человека индивидных, личностных и субъектных особенностей на всем протяжении ступени зрелости нельзя представлять себе в виде, так сказать, уплощенной равнины. Проходя эту ступень, человек переживает и взлеты и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям им себя в разных видах деятельности.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при познании им окружающей действительности и себя в ней, накоплении опыта общения и при осуществлении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» в индивидных, в личностных, субъектно-деятельностных характеристиках проявлений их существа бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

И этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его вершина. Насколько оказывается высокой эта его «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении этой вершины, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до нее, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его вершины развития определяются тем, какой у него успел образоваться кругозор, сформироваться общий и специальный интеллект, сложиться нравственное ядро, развиться способности творца.Люди очень отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. И их развитие, оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят как индивиды, как личности и субъекты деятельности.

Помимо развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость еще имеется ввиду и овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

При сравнении характеристик людей, проходящих самый высокий «пик» в своем развитии как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности и как индивидуальностей, обнаруживается не обязательно одновременное достижение человеком высокого уровня развития индивидных, личностных и субъектно-деятельностных особенностей. Наоборот, чаще налицо неравномерность и неодновременность формирования названных выше свойств и качеств у человека, развитие которого достигает ступени расцвета. Например, как индивид он может находиться в расцвете своих физических сил и как личность быть высокоморальным и законопослушным человеком и вместе с тем еще не достигнуть пика в проявлении своих творческих способностей. В то же время уровень его физического здоровья может уже пойти на спад, а его творческий потенциал все еще реализовываться в деяниях, свидетельствующих о мощи его интеллекта и владении им многообразными средствами для успешного практического воплощения рождающихся у него социально-ценных замыслов.

Далее, надо четко видеть, что несовпадение времени достижения высокого уровня в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности и раскрытия его в полной мере как индивидуальности вовсе не свидетельствует о том, что именно положительный или отрицательный характер изменения в состоянии здоровья человека, в его отношениях к разным сторонам действительности, в его способностях совершенно не связаны друг с другом. Нет, связи здесь всегда есть, но они не носят жестко однозначного характера. В реальной жизни у конкретных людей их «пик» в развитии на стадии зрелости «скрывает» целый ряд возможных вариантов соотношения степени здоровья, характера сформировавшихся ценностных ориентации, проявлений способностей. Но понятно, что раз это все же «пик» развития, то и состояние здоровья, и отношения — ценностные ориентации, и способности не должны выходить за границы определенного оптимума.

Очевидно также, что временная длительность периода развития, оцениваемого в целом, и каждого маленького «пика» внутри большого «пика», означающих достигнутый человеком наиболее высокий для него уровень здоровья, отношений к ценностям жизни и культуры, проявления способностей, неодинакова и, конечно, конкретный вид этой временной характеристики заметно изменяется от человека к человеку. И это является следствием не только различий между людьми в природных задатках и особенностей взаимодействия этих людей с природным и социальными мирами на временном отрезке, предшествовавшем достижению ими периода зрелости и в нем «пика» развития, но это всегда связано и с тем, в какой конкретно социальной ситуации оказывается человек, достигший вершины в своем духовном и физическом развитии.

Прослеживая эти связи между особенностями развития человека и характером социальных ситуаций, в которые он неизбежно «попадает», проходя свой жизненный путь, важно правильно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его жизни и когда она явно у него будет просматриваться.

Человек по количеству прожитых им лет может считаться взрослым человеком, но физически зрелым его можно считать только в том случае, если его конституция, состояние функционирования всех его систем оказываются соответствующими статистически средним показателям, типичным для нормального человека рассматриваемого возраста, или превосходят их.

И соотношение между взрослостью человека как личности и зрелостью его в этом качестве тоже непростое. Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами морали, и основные ценности жизни стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью говорить об его личностной зрелости. В других случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, одни ценности поддерживает, а против других восстает, доказывая это своими поступками, можно с полным правом утверждать, что он в личностном отношении оказывается зрелым только частично.

И такое же неоднозначное отношение существует между взрослостью человека как субъекта деятельности и, конечно, его как профессионала и его зрелостью.

Если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигнутом им, стремится выйти на уровень Мастера в своей области труда, то это, конечно, все — показатели его зрелости как субъекта деятельности.

Однако повседневная жизнь дает нам и другие примеры. Так, не по-умному любвеобильные родственники продлевали своему ребенку детство, когда он уже стал подростком, потом юношей, не заботясь о выработке у него привычки к будничному трудовому усилию, ответственного отношения к своему будущему как специалиста в какой-то конкретной области. В результате, став взрослым по паспорту, такой человек оказывается инфантильным в своем отношении к труду (и не только к труду). Зрелость как интегральное качество его как субъекта трудовой деятельности у него оказывается не сформированной.

Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие.

Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими <ипостасями> человека. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития.

При первом соотношении человек и все системы его организма к началу периода взрослости достигают параметров, соответствующих этому времени его жизни, а усвоение им основных ценностей жизни, которые проявлялись бы у него в бережливом отношении ко всему, что создано трудом людей, в человечности, в требовательном отношении к самому себе, в глубоком понимании своих обязанностей по отношению к Отечеству и др., у него оказываются еще не сформированными. То же отмечается у него и в отношении развития его как субъекта труда. Устойчивого, ярко выраженного интереса к какой-либо специальности у него не обнаруживается. Подготовленность в смысле хотя бы первичной ориентированности в ее специфике у него отсутствует. Не проявляются у него ни желание, ни умение трудиться.

Совершеннолетние <недоросли>, которым неумные как воспитатели родители всячески продлевали их детство и которые фактически оказываются в социальном отношении паразитами хорошо иллюстрируют этот тип людей.

При втором соотношении основных <ипостасей> человека усвоение последним основных ценностей жизни - бережливое отношение к планете Земля, человечность во взаимоотношениях с людьми, бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, привязанность к семье и др. - опережает темпы физического созревания человека, и он как субъект труда тоже может еще не выработать у себя привычки к будничному трудовому усилию, не определиться в своем призвании и еще не совершить никаких значимых шагов, которые свидетельствовали бы, что выбор профессии осуществляется им с учетом его склонностей и способностей.

В старших классах школы и на первых курсах вузов встречаются еще такие учащиеся, индивидные, личностные и субъектно-деятельностные качества которых соответствуют данной выше обобщенной характеристике их развития. Правда, следует отметить, что среди них есть и такие, у которых оказывается хорошо продвинутым вперед не только развитие личностных, но и физических данных.

При третьем соотношении основных <ипостасей> человека, которые имеются здесь в виду, последний может в некоторых случаях почти фанатически любить трудиться, конечно, на уровне своих еще относительно небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств. Мы ведь помним, что А.С.Макаренко правильно заметил, что труд сам по себе процесс нейтральный. Он одинаково может сформировать и индивидуалиста, и коллективиста, и все дело в том, какие взаимоотношения между людьми созданы в процессе труда.

Информация о работе Социальная ситуация развития. Представление о ведущей деятельности. Развитие личности в зрелом возрасте