Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:45, контрольная работа
Психосинтез - это теоретико-методическая концепция психотерапии и саморазвития человека, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджоли (1888-1974). Концепция эта явилась результатом глубинного несогласия Ассаджоли с обретавшей все большую популярность в начале ХХ в. психоаналитической трактовкой стадий и движущих сил развития человека, а также природы и значения высших проявлений психической деятельности. В частности, Ассаджоли ввел в психологию понятие сверхсознательного - неосознаваемой сферы психики, содержания которой несводимы к содержаниям сферы, обозначенной Фрейдом как подсознательное.
Введение
1. Символы надличных переживаний
1.1. Обращение внутрь (интроверсия)
1.2. Спуск - Нисхождение
1.3. Подъем - Восхождение
1.4. Расширение - Распространение
1.5. Пробуждение
1.6. Свет - Озарение
1.7. Огонь
1.8. Развитие
1.9. Усиление - Возрастание
1.10. Любовь
1.11. Путь - Странствие
1.12. Превращение - Преобразование
1.13. Возрождение - Обновление
1.14. Освобождение
2. Глубокое познание личности
3. Контроль над различными элементами личности
4. Постижение своего истинного Я: выявление или создание объединяющего центра
5. Психосинтез: Формирование или перестройка личности вокруг нового центра
Заключение
Литература
Психиатр Г. Урбан говорит о "спектре сознания", утверждая, что мы сознаем лишь ограниченную область, аналогичную видимому диапазону электромагнитных волн от красного до фиолетового; существуют, однако, и другие психодуховные области, аналогичные инфракрасному и ультрафиолетовому диапазонам электромагнитного спектра. Мы можем расширить свое сознание, включив в него более широкую сферу впечатлений. Расширение сознания должно быть именно сферическим, осуществляться во всех направлениях - не только по вертикали, но также по горизонтали, то есть от индивида к группе, обществу и всему человечеству. При этом важно не утратить сознания себя в рамках целого, не "потерять" себя в целом. Расширение, которое ведет ко включению в себя других существ, соединяется с символикой любви (см. десятую группу).
Еще одну координату расширения сознания образует время. Как правило, человек живет одним днем, растворяясь в сиюминутных нуждах. Но он может расширить свое сознание, включив в него более широкие временные циклы, весь многомерный временной континуум. Это ведет к постижению, что жизнь человека обретает смысл и ценность не благодаря какому-то моменту жизни, но благодаря процессу, который разворачивается по меньшей мере в промежутке между физическим рождением и смертью индивида. Это расширение во времени, это включение в себя все более широких временных циклов готовит человека к переходу - можно даже сказать, скачку - из времени в вечность, понимаемую не как неограниченная длительность, а как вневременное трансцендентальное измерение, в котором наш внутренний центр, Я, пребывает над потоком течения времени.
1.5. Пробуждение
Теперь мы переходим к пятой группе символов, - символам пробуждения. Состояние сознания обычного человека можно назвать состоянием сна в мире иллюзий. К их числу относится иллюзия "реальности" картины мира, рисуемой нашими чувствами, а также множество иллюзий, порождаемых воображением, эмоциями и мысленными построениями. Что касается внешнего мира, то, как показала современная физика, все его предметы, которые представляются нашим чувствам прочными, непроницаемыми и неподвижными, в действительности образуются вихрями бесконечно малых и бесконечно быстро движущихся элементов. Тем самым современная наука пришла к фундаментальной концепции индуизма, согласно которой все "явленное" является Майей, иллюзией, кажимостью.
Кроме того, существуют эмоциональные и мысленные иллюзии, которые определяют течение нашей жизни, опять и опять вынуждая нас ошибаться в оценках, совершать ошибочные действия и страдать от этого. И здесь современная психологическая наука пришла к тем же выводам, что и древняя мудрость, показав, что человек видит каждую вещь и каждое существо сквозь густую вуаль своих эмоциональных реакций, следов прошлых психических травм, чужих мнений и т.п. Следствием этого являются мысленные иллюзии: человек полагает, что мыслит объективно, тогда как в действительности он пребывает во власти "идолов", как их называл Бэкон, - предвзятых мнений и коллективных внушений.
Все это формирует своеобразное состояние сна наяву, от которого человек может и должен пробудиться. Чтобы пробудиться, необходимо прежде всего мужественно встать лицом к лицу с реальностью и признать, что в нас отсутствует внутреннее единство, что в нас сосуществуют многие самостоятельные субличности, определяющие наши чувства, мысли и действия. Иными словами, первый шаг к пробуждению состоит в том, чтобы осознать все то, что существует в нас независимо от нас. Второй шаг состоит в том, чтобы осознать, кем мы есть в действительности, - центром самосознавания, самим собою, зрителем той трагикомедии, каковой является наша жизнь.
Доктрина, равно как и практика пробуждения уходят корнями вглубь веков. Будда особо подчеркивал в своем учении необходимость пробуждения, а самого его называют "Совершенно Пробужденным". Хорошо способствует приближению такого пробуждения упражнение, выполняемое сразу после обычного пробуждения от ночного сна; оно связано с непосредственным переходом к последующему пробуждению в мире надличного сознавания. Отношение между этими двумя состояниями может быть выражено в форме уравнения: сон относится к обычному бодрствующему состоянию так, как последнее относится к надличному пробуждению.
1.6. Свет - Озарение
К шестой группе относятся символы света и озарения. Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова "озарение", "просветление" и т.д. Первая стадия озарения, сопутствующая первому шагу к пробуждению, выражается в обретении способности ясно видеть все, что происходит у нас внутри. Вторая стадия озарения выражается в разрешении неразрешимых прежде проблем посредством особого инструмента внутреннего видения, интуиции. Интуитивная сознательность в конце концов заменяет интеллектуальное, логическое и рациональное сознание, - точнее, включает в себя и трансцендирует, превосходит последнее. Интуиция ведет к подлинному отождествлению с постигаемым объектом, сознаванию сущностного единства субъекта и объекта.
Существует еще одна стадия озарения: восприятие света, присутствующего как в душе человека, так и во всем творении. Тому имеются многочисленные свидетельства; многие мистики описывали свое внутреннее озарение. В буддизме, особенно в дзен-буддизме, разработаны специальные методики, направленные на стимуляцию внезапного просветления.
1.7. Огонь
Седьмая группа - символы огня - относится к числу самых распространенных. Поклонение огню или почитание его свойственно всем религиям. Повсюду на алтарях в светильниках и лампадах горит священный огонь, мерцает пламя. Переживание внутреннего огня испытывалось многими мистиками: достаточно будет упомянуть св. Екатерину Сиенскую и Блеза Паскаля. Огонь выполняет прежде всего очистительную функцию, и именно с такою целью он применялся в "духовной алхимии".
1.8. Развитие
Символы восьмой группы обозначаются словами "эволюция" и "развитие". В определенном смысле об этих словах можно говорить как о синонимах. Развитие означает высвобождение внутренних сил и подразумевает переход от возможного к действительному. Два основных символа развития - зерно и цветок: зерно, которое скрыто, содержит в себе возможность дерева, и цветок, который, распускаясь из закрытого бутона, предшествует плоду.
Привычность такого рода явлений выработала у нас безразличие к чуду, благодаря которому из желудя развивается дуб, а из ребенка взрослый человек. Действительно, где в желуде содержится дуб? Аристотель пытался объяснить это чудо "энтелехией", иные - "моделью" и "архетипом".
Другим символом, широко распространенным в древности, был символ цветка: Золотого Цветка в Китае, лотоса в Индии, розы в Персии и Европе. Символика лотоса тесно связана с тем, что происходит в человеке. Корнями лотос погружен в землю, стебель его проходит сквозь воду, а цветок раскрывается на воздухе под воздействием солнечных лучей. Лотос может служить символом человека, земную основу которого составляет физическое тело, тогда как психологически он развивается в эмоциональной ("вода") и умственной ("воздух") сфере. Постижению себя, внутреннего центра соответствует раскрытие цветка под животворным воздействием солнца, символа духа. На символике лотоса основаны некоторые восточные методы развития и медитации.
Все это относится в значительной степени и к розе, символика которой первоначально пользовалась персидскими поэтами-мистиками. В Европе мы находим "мистическую розу" Данте, а также некоторые более менее тайные движения, в частности Розенкрейцеров.
Символ развития приложим
к двум разным стадиям человеческого роста:
от ребенка до взрослого человека и от
"нормального" до "просветленного"
индивида. Мария Монтессори, которая посвятила
себя воспитанию детей и взорвала воспитательную
систему прошлого, справедливо указывала,
что "развитие ребенка во взрослого
происходит в самом ребенке, и если взрослый
не вмешивается, пытаясь одарить его сокровищами
своей премудрости, ребенок радостно решает
эту задачу. Дитя есть зерно человеческое:
подобно тому как дуб содержится в желуде,
в ребенке содержится взрослый". О второй
стадии роста человеческого существа
можно сказать, что она представляет собой
переход к надличной фазе развития.
1.9. Усиление - Возрастание
Девятая группа символов включает символы усиления или возрастания. Надличные переживания можно рассматривать как усиление жизни сознания, повышение ее напряженности или психологического "вольтажа" по сравнению с тем, которым живет средний человек.
Такое возрастание также имеет две стадии или ступени. На первой происходит усиление всех дремлющих, недостаточно развитых сил и функций человека. Вторая стадия допускает переход от личных сил к силам надличного уровня, так что на ней могут проявиться различные парапсихические способности. Такие способности в сочетании с высшими нравственными и духовными качествами приписывались многим "просветленным", "пробужденным" и "посвященным" от Моисея до Пифагора, от Будды до Христа, а также различным мистикам. Некоторые применяли их намеренно и сознательно; у других они проявлялись спонтанно, иногда даже против их воли. Можно сказать, что иногда эти способности являются следствием, своего рода побочным продуктом надличных переживаний.
1.10. Любовь
К десятой группе относятся
символы любви. Человеческая любовь как
таковая является более или менее сознательным
стремлением "выйти" из себя, преступить
границы обособленного существования
и соединиться с другим существом. Мистики
всех времен говорили о своем единении
с Богом или Высшим Существом, используя
при этом символику человеческой любви.
Можно вспомнить библейскую "Песнь
песней" и те выражения - иногда довольно
рискованные, - в которых описывали свой
опыт св. Екатерина Сиенская и св. Иоанн
Креста.
1.11. Путь - Странствие
Символы одиннадцатой группы включают в себя символы Пути, путешествия, странствия. Эти символы также использовались и используются повсеместно. Монахи говорят о "мистическом пути". Нередко символ пути находит свое физическое воплощение в форме паломничества по святым местам. Данте назвал свое прохождение через ад, чистилище и рай странствием.
1.12. Превращение - Преобразование
Теперь мы переходим к двенадцатой группе, символам трансмутации - превращения, преобразования. С помощью определенных средств тело и душа человека могут быть преобразованы в нечто более совершенное. При этом происходит органичное и гармоничное объединение всех сторон человеческого существа - "биопсихосинтез", - осуществляется "психодуховная алхимия". Когда речь заходит об алхимии, на ум обычно приходят попытки трансмутации неблагородных металлов, превращения их в золото. Между тем за химической терминологией средневековых алхимических трактатов нередко скрывались рецепты трансмутации человеческих качеств, психодуховная алхимия. Некоторые современные авторы признают это; в частности, изучению алхимической символики посвятил много времени в последние годы жизни Карл Юнг. В своей книге "Психология и религия" он подробно обсуждает этот вопрос и рассказывает, как обнаружил алхимическую символику в снах своих пациентов, а также в рисунках психически больных и здоровых людей.
Превращение и преобразование человека осуществляется двумя путями, идет в двух противоположных направлениях, причем пути эти не отрицают, но дополняют друг друга. Первый путь состоит в трансмутации посредством сублимации, "возгонки"; во втором случае преображение осуществляется посредством "осаждения", нисхождения сверхсознательных энергий в личность, включая физическое тело. Сочетание этих двух путей ведет к полному биопсихосинтезу.
1.13. Возрождение - Обновление
Тринадцатая группа включает в себя символы возрождения, "нового рождения". Она связана с предыдущей группой, поскольку полное превращение человека создает основу для его возрождения, которое в сущности представляет собой не что иное, как "новое рождение", рождение "нового человека" из глубин старой личности. Брахманов в Индии называют "дваждырожденными". Символ этот широко использовался в христианстве, а мистики говорили о "рождении Христа в сердце".
1.14. Освобождение
Символы четырнадцатой группы - символы освобождения - родственны символам развития. Они означают уничтожение препятствий, освобождение от иллюзий и комплексов, от отождествления с различными "ролями", которые мы играем в жизни, с "масками", которые мы одеваем, с нашими "идолами" и т.д. Освобождение означает также высвобождение и активацию наших скрытых возможностей.
Символика освобождения пронизывает все великие мировые религии. В Индии Будда говорил: "Подобно тому, как вода морская проникнута солью, учение мое проникнуто освобождением". В христианстве ап. Павел утверждает "свободу сынов Божиих".
В наше время Франклин Рузвельт провозгласил "четыре великие свободы": свободу выражать свое мнение, религиозную свободу, свободу от нищеты и свободу от страха. Из этих четырех основополагающей является свобода от страха, ибо поистине свободен лишь тот, кто свободен от страха.
Здесь, однако, мы сталкиваемся
с парадоксом. Наряду со своим спонтанным
стремлением к свободе человек в то же
время боится ее. Это объясняется тем,
что свобода неразрывно связана с ответственностью,
самоконтролем, мужеством и другими качествами.
Справедливо говорится, что "цена свободы
- постоянная бдительность". За свободу
нужно бороться и отстаивать ее каждый
день, можно даже сказать, каждый момент.
Интуитивно чувствуя это, человек боится
"бремени свободы" и пытается его
избежать. Этот страх является одним из
мотивов нежелания становиться взрослым,
равно как и стремления регрессировать
к младенческому состоянию. Этот страх
присущ каждому из нас, и, обратившись
к собственным глубинам, мы обнаружим
там множество инфантильных и регрессивных
тенденций. Примером такой тенденции могут
служить и ностальгические воспоминания
о "старых добрых временах", - воспоминания,
которым предавались люди всех эпох. Однако
тенденция эта бесперспективна и опасна.
Она бесперспективна, ибо любая попытка
остановить неудержимое течение потока
нашей и окружающей нас жизни обречена
на провал; и она опасна, ибо чревата серьезными
невротическими расстройствами.