Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:45, контрольная работа
Психосинтез - это теоретико-методическая концепция психотерапии и саморазвития человека, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджоли (1888-1974). Концепция эта явилась результатом глубинного несогласия Ассаджоли с обретавшей все большую популярность в начале ХХ в. психоаналитической трактовкой стадий и движущих сил развития человека, а также природы и значения высших проявлений психической деятельности. В частности, Ассаджоли ввел в психологию понятие сверхсознательного - неосознаваемой сферы психики, содержания которой несводимы к содержаниям сферы, обозначенной Фрейдом как подсознательное.
Введение
1. Символы надличных переживаний
1.1. Обращение внутрь (интроверсия)
1.2. Спуск - Нисхождение
1.3. Подъем - Восхождение
1.4. Расширение - Распространение
1.5. Пробуждение
1.6. Свет - Озарение
1.7. Огонь
1.8. Развитие
1.9. Усиление - Возрастание
1.10. Любовь
1.11. Путь - Странствие
1.12. Превращение - Преобразование
1.13. Возрождение - Обновление
1.14. Освобождение
2. Глубокое познание личности
3. Контроль над различными элементами личности
4. Постижение своего истинного Я: выявление или создание объединяющего центра
5. Психосинтез: Формирование или перестройка личности вокруг нового центра
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Символы надличных переживаний
1.1. Обращение внутрь (интроверсия)
1.2. Спуск - Нисхождение
1.3. Подъем - Восхождение
1.4. Расширение - Распространение
1.5. Пробуждение
1.6. Свет - Озарение
1.7. Огонь
1.8. Развитие
1.9. Усиление - Возрастание
1.10. Любовь
1.11. Путь - Странствие
1.12. Превращение - Преобразование
1.13. Возрождение - Обновление
1.14. Освобождение
2. Глубокое познание личности
3. Контроль над различными элементами личности
4. Постижение своего истинного Я: выявление или создание объединяющего центра
5. Психосинтез: Формирование или перестройка личности вокруг нового центра
Заключение
Литература
Введение
Психосинтез - это теоретико-методическая концепция психотерапии и саморазвития человека, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджоли (1888-1974). Концепция эта явилась результатом глубинного несогласия Ассаджоли с обретавшей все большую популярность в начале ХХ в. психоаналитической трактовкой стадий и движущих сил развития человека, а также природы и значения высших проявлений психической деятельности. В частности, Ассаджоли ввел в психологию понятие сверхсознательного - неосознаваемой сферы психики, содержания которой несводимы к содержаниям сферы, обозначенной Фрейдом как подсознательное.
Разработка психосинтеза не была для Ассаджоли выдвижением альтернативы психоанализу. Как и подобает синтетическому учению, психосинтез не отрицает, но включает в себя предшествующие этапы развития представлений о предмете. Более того, в своем анализе, то есть разложении целого на части, психосинтез даже еще более радикален чем психоанализ, указывая на присутствие в человеческой психике не только двух независимых от "я" инстанций - Оно и Сверхя, - но целого сонма самостоятельно действующих и зачастую враждующих между собой субличностей. Однако Ассаджоли не ограничивается аналитической констатацией расщепленности, он указывает также на присутствие в человеке центростремительных сил, под воздействием которых происходит непрерывный процесс психосинтеза: объединения, интеграции частей в единое целое. Следовательно, задача психотерапии как деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия или психической целостности, состоит в содействии естественным интегративным силам, неотъемлемо присущим человеческой психике как таковой. В связи с этим Ассаджоли собрал воедино и синтезировал все известные ему методики психологического воздействия, указав на их место и роль в процессе такого содействия; отсюда видимость эклектичности психосинтетической практики, режущая подчас глаз непосвященным ценителям чистоты стиля.
Констатация расщепленности психики "нормального" человека и присутствия в ней неявных интегративных сил служит также отправной точкой психосинтетического подхода к саморазвитию человека. Источником этих интегративных сил, "центром притяжения", который не дает разбежаться субличностям и объединяет их в одну более-менее гармоничную или дисгармоничную личность, согласно Ассаджоли, служит истинное "я" человека как точка чистого сознавания и воли. Психологическое развитие есть процесс становления самим собою: раcтождествления с различными субличностями и постижения себя неподвластным им центром сознавания и воли, способным не только "ставить на место" любые содержания своего сознания, но и обладать ими, а не вытеснять в бессознательное.
Такое самопостижение в какой-то мере знакомо каждому человеку в форме естественного процесса взросления, затухающего как правило по достижении "зрелого возраста". Вместе с тем процесс этот с помощью определенных методик может быть не только ускорен, интенсифицирован, углублен и т.д., но и продолжен; как и образование, взросление может стать непрерывным.
Растождествление, возвращение в себя из не себя, отделение зерна "я" от плевел субличностей служит первым шагом на пути духовного развития, так называемого "духовного психосинтеза", и дает возможность осуществить себя, то есть явить себя миру в качестве центра излучения интегративных сил; разумеется, осуществить себя человек способен лишь в той мере, в какой он пришел в себя.
Знающие люди могут сказать, что в психосинтетической концепции саморазвития человека нет ничего нового, и в некотором смысле это действительно так, поскольку психосинтез, в отличие от множества мертворожденных "систем самовоспитания", создавался не на голом месте. Испокон веков вплоть до начала нынешнего столетия вопросы саморазвития человека находились исключительно в ведении "эзотерической психологии", - различных более или менее тайных школ саморазвития, существовавших параллельно наличной культуре, то есть совокупности социальных институтов воспроизводства человека как носителя родового опыта. Культурным официозом такого рода субкультурная самодеятельность воспринималась как нечто если не вредное, то во всяком случае недостойное просвещенного человека. Ассаджоли не афишировал истоки своих идей,* поскольку хотел включить хранимый эзотерической психологией родовой опыт саморазвития в ткань наличной культуры, а для этого нужно было обойти цензуру господствующего менталитета академической психологии. Принципы и методы психосинтеза вполне традиционны в лучшем смысле слова; а то незаметное в своей очевидности новое, что дал нам Ассаджоли, - это сам язык психосинтеза, просто, спокойно, без необходимо присущего эзотеризму защитно-зазывного флера, эпатажа, экзальтации и иносказаний излагающий принципы "вечной философии" самоосуществления.
Следует отметить,
что в стремлении к подобной экзотеризации
Ассаджоли был отнюдь не одинок. Это было
велением времени, призывом эпохи, на который
откликнулись, каждый по своему, в том
числе Ауробиндо, Кришнамурти, Раджниш,
Успенский, Юнг. Ассаджоли - самый скромный
представитель этой славной плеяды, и
поэтому мы узнаем о нем так поздно. Но
Ассаджоли в своей скромности и способности
следовать законам игры оказался едва
ли не самым успешным из них в деле осуществления
этой фундаментальной задачи ХХ века -
экзотеризации эзотерической психологии.
1. Символы надличных переживаний
Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватностью нашего языка, - неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации. Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чувственно воспринимаемых явлений и процессов внешнего мира. Слова эти - не более чем символы или метафоры; слово "дух", например, происходит от корня, который обозначает дыхание, дуновение и т.д. Языковые трудности такого рода вполне преодолимы, если мы принимаем во внимание символическую природу используемых нами выражений. Будучи приняты и поняты должным образом, символы сослужат нам добрую службу, индуцируя непосредственное интуитивное проникновение в существо, обозначаемое ими. Эти слова, указывающие на реалии надличной сферы, способствуют выявлению существенных аналогий между внешним и внутренним миром - именно благодаря тому, что первоначально они были порождены чувственным опытом.
Однако символы таят в себе и другие опасности. Буквально восприняв символ и будучи очарован им, человек не сможет постичь то, на что данный символ указывает. Кроме того, все символы носят односторонний характер: символ способен выразить лишь какую-то сторону обозначаемой им реальности. Этой односторонности можно избежать, только воспользовавшись рядом символов, которые обозначают одно и то же. Взаимопроникновение, синтез многих точек зрения, воплощенных в разных символах, может дать более полное и глубокое представление о том, что они символизируют.
Итак, по нашему мнению, существует четырнадцать категорий или групп символов, способных обрисовать человеку раскрытые перед ним надличные перспективы:
1. Обращение внутрь (интроверсия)
2. Спуск - Нисхождение
3. Подъем - Восхождение
4. Расширение - Распространение
5. Пробуждение
6. Свет - Озарение
7. Огонь
8. Развитие
9. Усиление - Возрастание
10. Любовь
11. Путь - Странствие
12. Превращение - Преобразование
13. Возрождение - Обновление
14. Освобождение
1.1. Обращение внутрь (интроверсия)
К первой группе относятся символы интроверсии, обращения внутрь. Интроверсия крайне необходима современному человеку ввиду чрезмерной экстравертности нашей цивилизации. О типичном, "нормальном" ее представителе, вовлеченном в стремительный водоворот самоцельной активности, можно сказать, что психологически он живет "вне себя". Это выражение, которое в прошлом использовалось для указания на душевный разлад, хорошо описывает состояние человека нашего времени, - человека, ищущего смысл жизни где угодно, но только не в самом себе. Современный человек эксцентричен в полном смысле слова, ибо живет, так сказать, вне своего внутреннего центра.
Очевидно, столь активную внешнюю жизнь нужно должным образом уравновешивать жизнью внутренней. Надо вернуться "в себя", отказавшись от обычных уловок, которые позволяют нам избегать встречи с тем, что с некоторых пор стали обозначать термином "внутреннее пространство". Надо вспомнить, что существует не только внешний мир, но и внутренние миры, и что человек призван изучать и осваивать их так же, как и мир внешний.
Современный человек научился управлять природой и использовать ее силы, но, как правило, не сознает, что все его внешние достижения имеют внутреннее происхождение: все они являются результатом его желаний, стремлений, влечений, импульсов, а также рассуждений, расчетов, целеполагания и других форм психической, то есть внутренней деятельности. Каждое внешнее действие человека является следствием внутренней побудительной причины. Следовательно, необходимо знать эти причины и уметь управлять ими.
Обращение внутрь не только восстанавливает равновесие, укрепляя нервное и психическое здоровья, - оно позволяет также обрести опыт надличных переживаний. Обращаясь во внутрь, мы открываем свой Центр, свое истинное Существо, самую сокровенную и доселе неизвестную нам часть себя. Это открытие сопровождается так называемыми "пиковыми переживаниями", которые прекрасно описал Абрахам Маслоу.
1.2. Спуск - Нисхождение
Вторая группа состоит из символов, связанных с нисхождением, или спуском к основанию, "фундаменту" нашего существа. Исследование неосознаваемого символически трактуется как углубление в пропасти внутреннего мира, как исследование "дна" души. Этот символ начал широко использоваться с появлением психоанализа, однако не был открыт последним. Уходя корнями в далекое прошлое, в древности он был наполнен и более глубоким содержанием, - вспомним нисхождение Энея в Аид у Вергилия и Дантовское описание ада. О "безднах души" говорили и многие мистики. Кроме психоанализа в узком смысле слова, существует также "глубинная психология", представленная Юнгом и другими. Ее основной постулат гласит, что человек должен найти в себе мужество осознать все свои дискредитированные, "теневые" стороны, а затем включить их в состав своей личности наряду со "светлыми", сознаваемыми ее сторонами. Такое признание и последующее включение является актом смирения и в то же время силы. Человек, который пожелал и смог признать низкие стороны своей личности, не позволив при этом обретенному знанию подавить себя, достиг истинной духовной победы.
Однако погружение
в глубины связано с определенными опасностями.
Сказка об ученике чародея напоминает,
как легко дать "водам" вырваться
на волю и как трудно потом заставить их
войти обратно в свое русло, управлять
ими. В связи с этим ценной может оказаться
практика Роберта Дезуаля с его методом
"пробужденного сна". Он использует
символ нисхождения, но основной упор
делает на символе восхождения. Относительно
же нисхождения он указывает, что осуществлять
его надо постепенно и осторожно: начинать
следует с активации высших уровней сознания
и лишь затем, по мере того как субъект
начинает ощущать свою силу, осторожно
приступать к изучению все более глубоких
уровней бессознательного. Задача состоит
в том, чтобы устранить разрыв между сознанием
и низлежащими неосознаваемыми уровнями,
- разрыв, который возник в результате
подавления и осуждения этой стороны личности
сознательным эго, не желающим признавать
ее из гордыни или из страха. Такое подавление
не дает никаких положительных результатов.
Пытаясь искоренить или уничтожить какую-то
нежелательную часть себя, человек лишь
возбуждает ее, стимулирует ее противодействие.
С другой стороны, признать эту часть своею
не означает уступить ее требованиям.
Признание своих глубин есть необходимое
условие их преобразования.
1.3. Подъем - Восхождение
Третья группа символов связана с подъемом, восхождением, - освоением "внутреннего пространства" в верхнем направлении. Существует восходящий ряд внутренних миров, каждый из которых, в свою очередь, имеет более высокие и более низкие уровни. Так, в первом из внутренних миров - мире эмоций - отчетливо различаются уровень слепых страстей и уровень возвышенных чувств. Далее идет мир ума, где также можно обнаружить разные уровни: уровень конкретного аналитического рассудка и уровень отвлеченного философского разума (нуса). Кроме упомянутых миров, существуют также мир интуиции, мир воли и еще более высокий невыразимый мир, на который можно только указать, назвав его "запредельным".
Символика восхождения использовалась во все времена. Все религии воздвигали свои храмы на возвышенностях, на вершинах гор; в древности многие горы сами по себе считались святыми. Символ неба или небес - высшего мира, обители богов и цели человеческих стремлений - универсален.
1.4. Расширение - Распространение
Символы четвертой группы - это символы расширения сознания. Следует заметить, что несмотря на взаимоисключающий, казалось бы, характер некоторых символов, в действительности они предполагают и дополняют друг друга. Так, нисхождение не исключает восхождения, а упрочивает фундамент последнего, тогда как восхождение, в свою очередь, обеспечивает безопасность нисхождения. Подобным же образом для того, чтобы не потерять себя на просторах расширяющегося сознания, необходимо прежде обратиться вовнутрь и упрочиться в центре своего существа. Эти два процесса - расширение и центрирование - не исключают, но дополняют друг друга.