Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:52, доклад
Картина острого горя очень схожа у разных людей. Общим для всех является следующий синдром: периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль. Больные вскоре замечают, что очередной приступ наступает раньше обычного, если их кто-нибудь навещает, если им напоминают об умершем или выражают сочувствие. У них наблюдается стремление любой ценой избавиться от синдрома, поэтому они отказываются от контактов, которые могут ускорить очередной приступ, и стараются избежать любых напоминаний об умершем.
Картина острого
горя очень схожа у разных людей.
Общим для всех является следующий
синдром: периодические приступы физического
страдания, длящиеся от двадцати минут
до одного часа, спазмы в горле, припадки
удушья с учащенным дыханием, постоянная
потребность вздохнуть, чувство пустоты
в животе, потеря мышечной силы и интенсивное
субъективное страдание, описываемое
как напряжение или душевная боль. Больные
вскоре замечают, что очередной приступ
наступает раньше обычного, если их кто-нибудь
навещает, если им напоминают об умершем
или выражают сочувствие. У них наблюдается
стремление любой ценой избавиться от
синдрома, поэтому они отказываются от
контактов, которые могут ускорить очередной
приступ, и стараются избежать любых напоминаний
об умершем.
Наблюдаются некоторые изменения сознания.
Общим является легкое чувство нереальности,
ощущение увеличения эмоциональной дистанции,
отделяющей пациента от других людей (иногда
они выглядят призрачно или кажутся маленькими),
и сильная поглощенность образом умершего.
Одному пациенту казалось, что он видит
погибшую дочь, которая зовет его из телефонной
будки. Он был так захвачен этой сценой,
что перестал замечать окружающее, особенно
же на него подействовала та ясность и
отчетливость, с которой он услышал свое
имя. Некоторых пациентов очень тревожат
подобные проявления их реакции горя:
им кажется, что они начинают сходить с
ума.
Многих пациентов охватывает чувство
вины. Человек, которого постигла утрата,
пытается отыскать в событиях, предшествовавших
смерти, доказательства того, что он не
сделал для умершего того, что мог. Он обвиняет
себя в невнимательности и преувеличивает
значение своих малейших оплошностей.
Кроме того, у человека, потерявшего близкого,
часто наблюдается утрата теплоты в отношениях
с другими людьми, тенденция разговаривать
с ними с раздражением и злостью, желание,
чтобы его вообще не беспокоили, причем
все это сохраняется, несмотря на усиленные
старания друзей и родных поддержать с
ним дружеские отношения.
Эти чувства враждебности, удивительные
и необъяснимые для самих пациентов, очень
беспокоят их и принимаются за признаки
наступающего сумасшествия. Пациенты
пытаются сдержать свою враждебность,
и в результате у них часто вырабатывается
искусственная, натянутая манера общения.
Заметные изменения претерпевает также
повседневная деятельность человека,
переживающего тяжелую утрату. Эти изменения
состоят не в задержке действий или речи,
наоборот, в речи появляется торопливость,
особенно когда разговор касается умершего.
Пациент непоседливы, совершают бесцельные
движения, постоянно ищут себе какое-нибудь
занятие, и в то же время - болезненно неспособны
начинать и поддерживать организованную
деятельность. Все делается без интереса.
Больной цепляется за круг повседневных
дел, однако они выполняются им не автоматически,
как обычно, а с усилием, как если бы каждая
операция превращалась в особую задачу.
Он поражается тому, насколько, оказывается,
все эти самые обычные дела были связаны
для него с умершим и потеряли теперь свой
смысл. Особенно это касается навыков
общения (прием друзей, умение поддержать
беседу, участие в совместных предприятиях),
утрата которых ведет к большой зависимости
скорбящего от человека, который стимулирует
его к активности.
Эти пять признаков - (1) физическое страдание,
(2) поглощенность образом умершего, (3)
вина, (4) враждебные реакции и (5) утрата
моделей поведения - представляются характерными
для горя. Можно, впрочем, указать еще на
шестую характеристику, проявляющуюся
у пациентов, находящихся на границе патологического
реагирования, которая не бросается в
глаза, как предыдущие, но, тем не менее,
достаточно выражена, чтобы окрасить всю
картину в целом. Она состоит в появлении
у пациентов черт умершего, особенно симптомов
его последнего заболевания или манеры
его поведения в момент трагедии. Сын обнаруживает,
что походка у него стала, как у умершего
отца. Он смотрит в зеркало, и ему кажется,
что он выглядит точно так же, как умерший.
Интересы больного могут сместиться в
сторону последней деятельности умершего,
и в результате он может посвятить себя
делу, ничего общего не имеющему с его
предшествующими занятиями. Например,
вдова страхового агента после смерти
мужа начала предлагать многим страховым
компаниям свои услуги. Систематическое наблюдение
за этими пациентами показывает, что описанная
выше болезненная поглощенность образом
умершего трансформируется у них в захваченность
симптомами и личностными чертами утраченного
человека, теперь локализованными в результате
идентификации в их собственных телах
и делах.
Ход нормальных реакций
горя
Продолжительность реакции горя, очевидно,
определяется тем, насколько успешно индивид
осуществляет работу горя, а именно выходит
из состояний крайней зависимости от умершего,
вновь приспосабливается к окружающему,
в котором потерянного лица больше нет,
и формирует новые отношения. Одно из самых
больших препятствий в этой работе состоит
в том, что многие пациенты пытаются избежать
сильного страдания, связанного с переживанием
горя, и уклониться от выражения эмоций,
необходимого для этого переживания. Жертвы
лесного пожара во время первых бесед
с психиатром были очень напряжены, они
не могли расслабить закрепощенные мышцы
лица, боясь, что иначе они 'просто не выдержат'.
Пациенты должны принять необходимость
переживания горя, и только тогда они будут
способны смириться с болью тяжелой утраты.
Иногда они проявляют враждебное отношение
к психиатру, не желая ничего слышать об
умершем и довольно грубо обрывая вопросы.
Но в конечном итоге они решаются принять
процесс горя и отдаются воспоминаниям
об умершем. После этого наблюдается быстрый
спад напряжения, встречи с психиатром
превращаются в довольно оживленные беседы,
в которых образ умершего идеализируется
и происходит переоценка опасений относительно
будущего приспособления.
Болезненные реакции
горя
Болезненные реакции горя являются искажениями
нормального горя. Трансформируясь в нормальные
реакции, они находят свое разрешение.
а) Отсрочка реакции. Если тяжелая утрата
застает человека во время решения каких-то
очень важных проблем или если это необходимо
для моральной поддержки других, он может
почти или совсем не обнаружить своего
горя в течение недели и даже значительно
дольше. Иногда эта отсрочка может длиться
годы, о чем свидетельствуют случаи, когда
пациентов, недавно перенесших тяжелую
утрату, охватывает горе о людях, умерших
много лет назад. 38-летняя женщина, у которой
только что умерла мать и которая очень
болезненно отреагировала на эту утрату,
как оказалось, лишь в небольшой степени
была сосредоточена на смерти матери,
она была поглощена мучительными фантазиями,
связанными со смертью ее брата, трагически
погибшего двадцать лет назад.
б) Искаженные реакции. Отсроченные реакции
могут начаться после некоторого интервала,
во время которого не отмечается никакого
аномального поведения или страдания,
но в котором развиваются определенные
изменения поведения пациента, обычно
не столь серьезные, чтобы служить поводом
для обращения к психиатру. Эти изменения
могут рассматриваться как поверхностные
проявления неразрешившейся реакции горя.
Можно выделить следующие виды таких изменений: повышенная
активность без чувства утраты, а скорее
с ощущением хорошего самочувствия и вкуса
к жизни; предпринимаемая пациентом деятельность
носит экспансивный и авантюрный характер,
приближаясь по виду к занятиям, которым
в свое время посвящал себя умерший; появление
у пациента симптомов
последнего заболевания
умершего. изменения
в отношениях к друзьям
и родственникам; пациент раздражен,
не желает, чтобы его беспокоили, избегает
прежнего общения, опасается, что может
вызвать враждебность своих друзей своим
критическим отношением и утратой интереса
к ним, развивается социальная изоляция,
и пациенту, чтобы восстановить свои социальные
отношения, нужна серьезная поддержка.
Хотя враждебность пациента распространяется
на все отношения, может также иметь место особенно
яростная враждебность против определенных
лиц; часто она направляется на врача,
который ожесточенно обвиняется в пренебрежительном
отношении к своим обязанностям. Такие
пациенты, несмотря на то, что они много
говорят о своих подозрениях и резко выражают
свои чувства, в отличие от параноидных
субъектов, почти никогда не предпринимают
никаких действий против обвиняемых. Многие
пациенты, сознавая, что развившееся у
них после утраты близкого чувство враждебности
совершенно бессмысленно и очень портит
их характер, усиленно борются против
этого чувства и скрывают его насколько
возможно. У некоторых из них, сумевших
скрыть враждебность, чувства становятся
как бы 'одеревеневшими', а поведение -
формальным, что напоминает картину шизофрении.
Приведем один из типичных самоотчетов:
'... Я выполняю все мои социальные функции,
но это похоже на игру: реально это меня
не затрагивает. Я не способна испытать
никакого теплого чувства. Если бы у меня
и были какие-нибудь чувства, то это была
бы злость на всех'. Реакция этой пациентки
на терапию характеризовалась возрастающей
враждебностью по отношению к врачу. Ее
лицо напоминало маску, она двигалась,
как робот, без всякой эмоциональной выразительности.
С этой картиной тесно связана дальнейшая
утрата форм социальной активности. Пациент не
может решиться на какую-нибудь
деятельность, страстно стремясь к активности,
он так и не начнет ничего делать, если
кто-нибудь не подстегнет его. Утрачена
решительность и инициатива. Для пациента
доступна только совместная деятельность,
один он действовать не может. Ничто, как
ему кажется, не сулит награды, делаются
только обычные повседневные дела, причем
шаблонно и буквально по шагам, каждый
из которых требует от пациента больших
усилий и лишен для него какого бы то ни
было интереса. Встречается также картина,
когда пациент активен, однако большинство
его действий наносит ущерб его собственному
экономическому и социальному положению.
Такие пациенты с неуместной щедростью
раздаривают свое имущество, легко пускаются
в необдуманные финансовые авантюры, совершают
серию глупостей и оказываются в результате
без семьи, друзей, социального статуса
или денег. Это растянутое самонаказание
не связано, кажется, с осознанием какого-либо
особого чувства вины. Это в конце концов
приводит к такой реакции горя, которая
принимает форму ажитированной
депрессии с напряжением, возбуждением,
бессонницей, с чувством малоценности,
жесткими самообвинениями и явной потребностью
в наказании. Такие пациенты могут совершать
попытки самоубийства. Но даже если они
не склонны к суициду, им может быть присуще
сильное стремление к болезненным переживаниям,
и поэтому они обычно предпочитают электрошоковую
терапию другим видам лечения.
Прогноз
Наблюдения показывают, что в известных
пределах тип и острота реакции горя могут
быть предсказаны. У пациентов, склонных
к навязчивым состояниям или страдавших
ранее от депрессии, вероятнее всего, разовьется
ажитированная депрессия. Острой реакции
следует ждать у матери, потерявшей маленького
ребенка. Большое значение для протекания
реакции горя имеет интенсивность общения
с умершим перед смертью. Причем такое
общение не обязательно должно основываться
на привязанности; смерть человека, который
вызывал сильную враждебность, особенно
враждебность, не находившую себе выхода
вследствие его положения или требований
лояльности, может вызывать острую реакцию
горя, в которой враждебные импульсы наиболее
заметны. Нередко, если умирает человек,
игравший ключевую роль в некоторой социальной
системе, его смерть ведет к дезинтеграции
этой системы и к резким изменениям в жизни
и социальном положении ее членов. В этих
случаях приспособление представляет
собой очень трудную задачу. Все эти факторы
кажутся нам более важными, чем наличие
у пациента склонности к невротическому
реагированию. Так, наиболее явные формы
болезненной идентификации были обнаружены
у лиц, не склонных к невротическим реакциям.
Лечение
Специальная психиатрическая помощь при
остром горе может предотвратить как серьезные
нарушения социального приспособления
пациента, так и возможное заболевание.
Сущность задачи психиатра состоит в том,
чтобы разделить с пациентом работу горя,
а именно помочь ему избавиться от зависимости
от умершего и найти новые модели вознаграждающего
взаимодействия. Чрезвычайно важно замечать
не только чрезмерные реакции человека
на постигшее его несчастье, но и слабые
реакции, чтобы предотвратить возможные
отсроченные реакции, которые, будучи
незаметными вначале, могут проявиться
совершенно неожиданно и оказаться разрушительными.
Горе как реакция
на смерть близкого - это одно из наиболее
тяжелых испытаний, встречающихся
в жизни человека. При оказании
психологической помощи потерпевшим
утрату помогает знание закономерностей
переживания горя. С одной стороны, горе
представляет собой глубоко индивидуальный,
сложный процесс. С другой стороны, существуют
относительно универсальные стадии, которые
оно проходит в своем течении. Разные авторы
описывают разные концепции горевания,
отличающиеся по числу и содержанию стадий.
Однако в основном они перекликаются друг
с другом и могут быть сведены в единую
концепцию, включающую в себя пять стадий.
При этом стоит оговориться, что описываемые
ниже стадии горя представляют собой некий
усредненный вариант его протекания, а
в каждом конкретном случае число стадий,
их порядок следования, продолжительность
и проявления могут заметно различаться.
Кроме того, границы между стадиями чаще
бывают стертыми, в одно и то же время могут
наблюдать проявления различных стадий,
а переход от одной из них к другой может
сменяться возвратом назад.Приводимое
ниже описание стадий переживания утраты
может быть полезным как для специалистов,
оказывающих профессиональную помощь
в переживании горя (психологов, психотерапевтов),
так и для самих потерпевших утрату людей
и тех, кто их окру-жает. При этом важно
помнить о том, что горюющий человек необязательно
будет переживать каждую из стадий и все
те чувства, которые описаны. Горе обычно
глубоко индивидуально, и каждый человек
переживает его по-своему. В большинстве
случаев все переживания, связанные с
утратой, даже если они очень тяжелы или
кажутся странными и неприемлемыми, являются
естественными формами проявления горя
и нуждаются в понимании со стороны окружающих.В
то же время иногда бывает так, что человек,
потерявший своего близкого, начинает
злоупотреблять со-чувствием и терпением
окружающих и, пользуясь 'привилегированным'
положением горюющего, пытается извлечь
из него определенную выгоду для себя
или позволяет себе некорректные, грубые
формы поведения, не считаясь с интересами
и чувствами других. В таком случае окружающие
не обязаны бесконечно терпеть бесцеремонность
потерпевшего утрату, позволять ему манипулировать
собой.1. Стадия шока и отрицания. Известие
о смерти близкого, любимого человека
зачастую оказывается сродни сильному
удару, который 'оглушает' потерпевшего
утрату и приводит его в шоковое состояние.
Сила психологического воздействия потери
и, соответственно, глубина шока зависит
от многих факторов, в частности, от степени
неожиданности случившегося. Однако, даже
учитывая все обстоятельства события,
бывает сложно предвидеть реакцию на него.
Это может быть крик, двигательное возбуждение
или, наоборот, оцепенение. Иногда люди
имеют достаточно объективных причин,
чтобы ожидать смерти родственника, и
достаточно времени на то, чтобы осознать
ситуацию и подготовиться к возможному
несчастью, и, тем не менее, кончина члена
семьи оказывается для них неожиданностью.Состояние
психологического шока характеризуется
недостатком полноценного контакта с
окружающим миром и с самим собой, человек
действует подобно автомату. Временами
ему кажется, что все происходящее сейчас
с ним он видит в страшном сне. При этом
чувства непостижимым образом исчезают,
словно проваливаются куда-то вглубь.
Такое 'равнодушие' может казаться странным
для самого человека, потерпевшего утрату,
а окружающих его людей нередко коробит
и расценивается ими как эгоизм. На самом
же деле эта мнимая эмоциональная холодность,
как правило, скрывает под собой глубокую
потрясенность утратой и выполняет адаптивную
функцию, защищая человека от непереносимой
душевной боли.На данной стадии нередки
различные физиологические и поведенческие
расстройства: нарушение аппетита и сна,
мышечная слабость, малоподвижность либо
суетливая активность. Характерным является
также застывшее выражение лица, невыразительная
и немного запаздывающая речь.Шоковое
состояние как первая реакция на утрату
также имеет свою динамику. Оцепенение
ошеломленных потерей людей 'может время
от времени нарушаться волнами страдания.
В течение этих периодов страдания, которые
часто запускаются напоминаниями об умершем,
они могут чувствовать себя возбужденными
или бессильными, рыдать, заниматься бесцельной
активностью или становиться поглощенными
мыслями или образами, связанными с умершим.
Ритуалы траура - прием друзей, подготовка
к похоронам и сами похороны - часто структурируют
это время для людей. Они редко бывают
одни. Иногда чувство оцепенения упорно
сохраняется, оставляя в человеке чувство,
как будто он механически проходит через
ритуалы' [3]. Поэтому для потерпевших утрату
наиболее тяжелыми часто оказываются
дни после похорон, когда вся связанная
с ними суета осталась позади, а наступившая
вдруг пустота заставляет острее ощущать
утрату.Одновременно с шоком или вслед
за ним может иметь место отрицание случившегося,
многоликое в своих проявлениях. В чистом
виде отрицание смерти близкого, когда
человек не может поверить в то, что такое
несчастье могло произойти, и ему кажется,
что 'все это неправда', в основном характерно
для случаев неожиданной утраты. Если
родные погибли в результате катастрофы,
стихийного бедствия или теракта, 'на ранних
ста-диях горя живущие могут цепляться
за веру в то, что их любимые будут спасены,
даже если спасательные операции уже завершены.
Или же они могут верить, что утраченный
близкий человек находится где-нибудь
без сознания и не может войти в контакт'
[5].Если утрата оказывается слишком ошеломляющей,
следующие за ней шоковое состояние и
отрицание случившегося иногда принимают
парадоксальные формы, заставляющие окружающих
сомневаться в психическом здоровье человека.
Тем не менее, это не обязательно является
помешательством. Скорее всего, психика
человека просто не в состоянии вынести
удара и стремится на какое-то время отгородиться
от ужасной реальности, создав иллюзорный
мир.
Случай из жизни.
Молодая женщина умерла во время
родов, и при этом погиб также
ее ребенок. Мать умершей роженицы понесла
двойную утрату: она лишилась и
дочери, и внука, рождения которого
с нетерпением ждала. Вскоре ее соседи
ежедневно стали наблюдать странную картину:
пожилая женщина гуляет по улице с пустой
коляской. Подумав, что она 'сошла с ума',
они подходили к ней и просили показать
ребенка, но она не хотела показывать.
Несмотря на то, что внешне поведение женщины
выглядело неадекватным, в данном случае
мы не можем однозначно говорить о душевной
болезни. Важно то, что горюющая мать и
одновременно несостоявшаяся бабушка
на первых порах, вероятно, была не в состоянии
встретиться в полном объеме с реальностью,
разрушившей все ее надежды, и пыталась
смягчить удар тем, что иллюзорно проживала
желаемый, но несбывшийся вариант развития
событий. По прошествии некоторого времени
женщина перестала появляться на улице
с коляской.
Как проявление отрицания можно рассматривать рассогласование между сознательным и бессознательным отношением к утрате, когда человек, на сознательном уровне признающий факт смерти близкого, в глубине души не может с этим смириться, и на бессознательном уровне продолжает цепляться за умершего, как бы отрицая факт его кончины. Встречаются различные варианты такого рассогласования:
Случай из жизни.
Пожилая женщина потеряла своего
супруга, с которым они прожили
долгую совместную жизнь. Ее горе было
столь велико, что на первых порах
оказалось для нее непосильной
ношей. Не в силах переносить разлуку,
она развесила его фотографии по всем
стенам их спальни, а также уставила комнату
вещами мужа и особенно памятными его
подарками. В результате комната превратилась
в своего рода 'музей покойного', в котором
жила его вдова. Такими действиями женщина
шокировала своих детей и внуков, нагоняя
на них тоску и ужас. Они пытались уговорить
ее убрать хотя бы некоторые вещи, но сначала
безуспешно. Однако вскоре ей самой стало
тягостно находиться в такой обстановке,
и в несколько приемов она сокращала число
'экспонатов', так что в конечном счете
на виду остались только одна фотография
и пара особенно дорогих ее сердцу вещей.
Отрицание и неверие как реакция на смерть близкого со временем преодолевается, по мере того как переживающий утрату осознает ее реальность и обретает в себе душевные силы встретиться с вызванными ею чувствами. Тогда наступает следующая стадия этап переживания горя. 2. Стадия гнева и обиды. После того как факт утраты начинает признаваться, все острее ощущается отсутствие умершего. Мысли горюющего все больше вращаются вокруг постигшей его беды. Вновь и вновь в уме прокручиваются обстоятельства смерти близкого и предшествовавшие ей события. Чем больше человек думает о случившемся, тем больше у него возникает вопросов. Да, потеря произошла, но человек еще не готов смириться с ней. Он силится постичь умом то, что случилось, отыскать тому причины, у него возникает масса разных 'почему':
Вопросов может
быть много, и они всплывают в сознании
многократно. C. Saindon высказывает мысль,
что, задавая вопрос: 'Почему ему/ей нужно
было умереть?', горюющий не ожидает ответа,
но испытывает потребность спрашивать
снова. 'Вопрос сам по себе есть крик боли'
[10].Вместе с тем, как это видно из приведенного
списка, есть вопросы, которые устанавливают
'виновного' или, по крайней мере, причастного
к случившемуся несчастью. Одновременно
с появлением таких вопросов возникают
обида и гнев в адрес тех, кто прямо или
косвенно способствовал смерти близкого
или не предотвратил ее. При этом обвинение
и гнев могут быть направлены на судьбу,
на Бога, на людей: врачей, родственников,
друзей, коллег умершего, на общество в
целом, на убийц (или людей, непосредственно
виновных в гибели близкого). Примечательно,
что 'суд', производимый горюющим, является
скорее эмоциональным, чем рассудочным
(а иногда явно иррациональным), и потому
приводит подчас к необоснованным и даже
несправедливым вердиктам. Злость, обвинения
и упреки могут адресоваться людям, не
только не виновным в случившемся, но даже
пытавшимся помочь ныне покойному.
Случай из жизни.
В хирургическом отделении
Комплекс негативных переживаний, встречающихся на этой стадии, включая негодование, озлобленность, раздражение, обиду, зависть и, возможно, желание отомстить, может осложнять общение горюющего с другими людьми: с родными и знакомыми, с официальными лицами и властями. C. Mildner высказывает некоторые существенные соображения по поводу гнева, испытываемого человеком, переживающим утрату [8]:
Для разностороннего понимания переживания гнева, встречающегося у потерпевших утрату, важно иметь в виду, что одной из его причин может выступать протест против смертности как таковой, в том числе и своей собственной. Умерший близкий, не желая того, заставляет других людей вспомнить, что им тоже когда-то придется умереть. Актуализирующееся при этом ощущение собственной смертности может вызывать иррациональное возмущение существующим порядком вещей, причем психологические корни этого возмущения часто остаются скрытыми от человека.Как это ни удивительно на первый взгляд, но реакция гнева может быть направлена и на умершего: за то, что покинул и послужил причиной страданий, за то, что не написал завещания, оставил после себя кучу проблем, в том числе материальных, за то, что допустил оплошность и не смог избежать смерти. Так, по свидетельству американских специалистов, некоторые люди винили своих близких, ставших жертвами теракта 11 сентября 2001 года, в том, что они не покинули офис быстро [5]. В большинстве своем мысли и чувства обвиняющего характера по отношению к покойному носят иррациональный характер, очевидный для стороннего взгляда, а иногда осознаваемый и самим горюющим. Умом он понимает, что за смерть нельзя (да и 'нехорошо') винить, что человек далеко не всегда имеет возможность контролировать обстоятельства и предотвратить беду, и, тем не менее, в душе досадует на умершего.Наконец, гнев человека, пережившего утрату, может быть направлен на самого себя. Он может ругать себя опять-таки за всевозможные свои ошибки (реальные и мнимые), за то, что не смог спасти, не уберег и т.д. Подобные переживания достаточно распространены, а то, что мы говорим о них в конце описания стадии гнева, объясняется их переходным смыслом: они имеют под собой чувство вины, относящееся уже к следующей стадии.3. Стадия вины и навязчивостей. Человек, страдающий от угрызений совести по поводу того, что он был несправедлив к умершему или не предотвратил его смерть, может убеждать сам себя, что если бы только была возможность повернуть время вспять и вернуть все назад, то он уж точно вел бы себя по-другому. При этом в воображении может неоднократно проигрываться, как бы все тогда было. Терзаемые укорами совести, некоторые потерпевшие утрату взывают к Богу: 'Господи, если бы Ты только вернул его, я бы никогда больше не ссорилась с ним', в чем опять-таки звучит желание и обещание все исправить.Переживающие утрату нередко истязают себя многочисленными 'если бы' [2, с. 93] или 'что если' [5], приобретающими порой навязчивый характер: