Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:52, доклад
Картина острого горя очень схожа у разных людей. Общим для всех является следующий синдром: периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль. Больные вскоре замечают, что очередной приступ наступает раньше обычного, если их кто-нибудь навещает, если им напоминают об умершем или выражают сочувствие. У них наблюдается стремление любой ценой избавиться от синдрома, поэтому они отказываются от контактов, которые могут ускорить очередной приступ, и стараются избежать любых напоминаний об умершем.
Такого рода феномены являются вполне естественной реакцией на утрату. В них тоже находит свое выражение работа горя, пусть и в компромиссной форме, смягчающей тяжесть потери. Можно сказать, что здесь принятие борется с отрицанием.В отличие от бесконечных 'почему', свойственных предыдущему этапу, данные вопросы и фантазии направлены преимущественно на себя и касаются того, что человек мог бы сделать для спасения своего близкого. Они, как правило, являются порождением двух внутренних причин.а) Первый внутренний источник - это желание контролировать события, происходящие в жизни. А так как человек не в состоянии в полной мере предвидеть будущее, и ему не под силу управлять всем происходящим вокруг, то его мысли о возможном изме-нении случившегося часто бывают некритичными и нереалистичными. Они являются по своей сути не столько рациональным анализом ситуации, сколько переживанием потери и своей беспомощности.б) Другим, еще более мощным источником возникновения мыслей и фантазий об альтернативном развитии событий является чувство вины. Причем здесь опять же горюющие во многих случаях неадекватно оценивают ситуацию: переоценивают свои возможности в плане предотвращения потери и преувеличивают степень своей причастности к наступлению смерти того, кто им дорог.Вероятно, не будет большим преувеличением сказать, что почти каждый потерявший значимого для него человека в том или ином виде, в большей или меньшей степени, явно или в глубине души чувствует вину перед умершим. За что же винят себя люди, потерпевшие утрату?
В дополнение к уже перечисленным разновидностям вины по поводу смерти близкого, можно добавить еще три формы этого чувства, которые называет A. D. Wolfelt. Он не только обозначает их, но и, обращаясь к горюющим, помогает принимающе отнестись к своим переживаниям [11].Вина выжившего - чувство, что вам следовало умереть вместо вашего любимого. Сюда можно отнести также случаи, когда переживающий утрату чувствует вину только за то, что он продолжает жить, в то время как его близкий умер. Об этом пишут H. Feifel [6], Р. Моуди [2] и др.Вина облегчения - это вина, связанная с чувством облегчения от того, что ваш близкий умер. Облегчение является естественным и ожидаемым, особенно если ваш близкий человек страдал перед смертью.Вина радости - это вина по поводу чувства счастья, появляющегося вновь после того, как любимый человек умер. Радость - это естественное и здоровое переживание в жизни. Это знак того, что мы живем полной жизнью, и мы должны стараться его вернуть.Среди перечисленных трех разновидностей вины первые две возникают обычно вскоре после смерти близкого, в то время как последняя - на более поздних этапах переживания утраты. D. Myers отмечает еще одну разновидность вины, появляющуюся по прошествии какого-то времени после утраты. Она связана с тем, что в сознании горюющего воспоминания и образ умершего постепенно становятся менее ясными. 'Некоторые люди могут беспокоиться, что это свидетельствует о том, что умерший не был для них особенно любимым, и они могут чувствовать себя виноватыми из-за того, что не в состоянии всегда помнить, как их близкий выглядел' [9].До сих пор мы обсуждали чувство вины, являющееся нормальной, прогнозируемой и преходящей реакцией на утрату. В то же время нередко получается так, что эта реакция затягивается, переходя в длительную или даже хроническую форму. В каких-то случаях такой вариант переживания утраты является определенно нездоровым, однако не стоит торопиться записывать любое стойкое чувство вины перед умершим в разряд патологии. Дело в том, что долговременная вина бывает разной: экзистенциальной и невротической.Экзистенциальная вина - вызывается реальными ошибками, когда человек действительно (условно говоря, объективно) сделал что-то 'не так' по отношению к умершему или, напротив, не сделал что-то важное для него. Такая вина, даже если она долго сохраняется, является абсолютно нормальной, здоровой и свидетельствует скорее о нравственной зрелости человека, чем о том, что с ним не все в порядке.Невротическая вина - 'навешивается' извне (самим умершим, когда он был еще жив ('Ты меня в гроб загонишь своим свинским поведением'), или же окружающими ('Ну что, довольна? Сжила его со свету?')) и затем переводится потерпевшим утрату человеком во внутренний план. Подходящую почву для формирования невротической вины создают зависимые или манипулятивные отношения с покойным, а также хроническое чувство вины, сформировавшееся еще до смерти близкого, а после нее лишь возросшее.Увеличению и сохранению чувства вины может способствовать идеализация умершего. Любые тесные человеческие взаимоотношения не обходятся без разногласий, неурядиц и конфликтов, поскольку все мы - люди разные, и каждый со своими слабостями, неизбежно проявляющимися в длительном общении. Однако если умерший близкий идеализируется, то в сознании горюющего человека его собственные недостатки гипертрофируются, а недостатки покойного игнорируются. Ощущение своей скверности и 'никуда негодности' на фоне идеализированного образа умершего служит источником чувства виновности и усугубляет страдание горюющего.4. Стадия страдания и депрессии. То, что в последовательности стадий горя страдание оказалось на четвертом месте не означает, что сначала его нет, а потом оно вдруг появляется. Речь идет о том, что на определенном этапе страдание достигает своего пика и затмевает собой все прочие переживания.Это период максимальной душевной боли, которая порой кажется невыносимой и ощущается даже на физическом уровне. Страдание, испытываемое потерпевшим утрату, не является неизменным, а, как правило, наступает волнами. Периодически оно немного стихает и как бы дает человеку передышку лишь для того, чтобы вскоре вновь нахлынуть.Страдание в процессе переживания утраты часто сопровождается плачем. Слезы могут подступать при всяком воспоминании об умершем, о прошлой совместной жизни и обстоятельствах его смерти. Некоторые горюющие становятся особенно чувствительными и готовы заплакать в любой момент. Поводом для слез может стать также ощущение одиночества, покинутости и жалость к самому себе. В то же время тоска по умершему совсем не обязательно проявляется в плаче, страдание может быть загнано глубоко внутрь и находить выражение в депрессии.Надо отметить, что процесс переживания глубокого горя почти всегда несет в себе элементы депрессии, временами складывающиеся в четко распознаваемую клиническую картину. Человек может чувствовать себя беспомощным, потерянным, никчемным, опустошенным. Общее состояние нередко характеризуется подавленностью, апатией, и безнадежностью. Горюющий при всем том, что живет в основном воспоминаниями, тем не менее понимает, что прошлого не вернуть. Настоящее представляется ему ужасным и невыносимым, а будущее - немыслимым без умершего и как бы несуществующим. Утрачиваются цели и смысл жизни, иногда вплоть до того, что потрясенному утратой человеку ка-жется, что жизнь теперь кончена. Зарубежные авторы описывают симптомы депрессии, возникающей в ответ на утрату [3, 5, 8]:
Несмотря на то, что
страдание при переживании
Случай из практики.
В качестве иллюстрации процесса переживания
утраты и наступающего в итоге принятия
приведем историю Л., обратившейся за психологической
помощью по поводу переживаний, связанных
со смертью отца. Для Л. потеря отца стала
вдвойне тяжелым ударом, потому что это
была не просто смерть, а самоубийство.
Первой реакцией девушки на это трагическое
событие был, по ее словам, ужас. Вероятно,
таким образом выражалась первая шоковая
стадия, в пользу чего говорит отсутствие
в начале каких бы то ни было других чувств.
А вот позже другие чувства появились.
Сначала пришли злость и обида на отца:
'Как мог он так с нами поступить?', что
соответствует второй стадии переживания
потери. Потом злость сменилась 'облегчением,
что его больше нет', которое закономерно
повлекло за собой возникновение чувства
вины и стыда и тем самым переход на третью
стадию горя. В опыте Л. эта фаза оказалась,
пожалуй, самой сложной и драматичной
- она растянулась на годы. Дело усугублялось
не только нравственно неприемлемыми
для Л. чувствами злости и облечения, связанными
с утратой отца, но также трагическими
обстоятельствами его смерти и прошлой
совместной жизни. Она винила себя за то,
что ссорилась с отцом, сторонилась его,
недостаточно любила и уважала, не поддержала
в трудную минуту. Все эти упущения и ошибки
прошлого придавали вине экзистенциальный
и, соответственно, устойчивый характер.
(Данный случай наглядно демонстрирует
уникальность процесса горевания в каждом
конкретном случае. Как мы видим, в случае
Л. произошла фиксация на этапе переживания
вины перед умершим, преодолению которой
способствовала психологическая помощь.
В других случаях фиксация может произойти
на этапе отрицания, гнева или депрессии.)
В дальнейшем к и без того мучительному
чувству вины добавилось страдание по
поводу безвозвратно потерянной возможности
общаться с отцом, лучше узнать и понять
его как личность. Л. потребовалось достаточно
долгое время на то, чтобы принять утрату,
но еще сложнее оказалось принять связанные
с ней чувства. Тем не менее, в процессе
беседы Л. самостоятельно и неожиданно
для самой себя пришла к пониманию 'нормальности'
своих чувств вины и стыда и того, что она
не имеет морального права желать, чтобы
их не было. Замечательно, что принятие
своих чувств помогло Л. не только примириться
с прошлым, но также примириться с собой,
изменить отношение к настоящей и будущей
жизни. Она смогла ощутить ценность самой
себя и живого момента текущей жизни. Именно
в этом проявляется полноценное переживание
горя и подлинное принятие утраты: человек
не просто 'возвращается к жизни', а сам
при этом внутренне меняется, выходит
на другой этап и, возможно, более высокий
уровень своего земного бытия, начинает
жить в чем-то новой жизнью.
Другой момент, который
имеет смысл еще раз
Случай из практики.
Одинокая женщина 40 лет отказывалась
признать факт смерти своего отца. Вспоминая
о его похоронах, она утверждала, что 'видела,
как он дышал, шевелился, приоткрывал глаза',
то есть всего лишь притворялся мертвым.
А факт его исчезновения из жизни объясняла
тем, что сотрудники ФСБ инсценировали
смерть отца, чтобы забрать его в подземные
лаборатории для проведения над ним опытов.
На стадии гнева
и обиды осложненной формой реакции
на утрату является прежде всего сильная
злость (доходящая до ненависти) по
отношению к другим людям, сопровождающаяся
агрессивными побуждениями и выражающаяся
вовне в виде различных насильственных
действий вплоть до убийства. Жертвами
такой агрессии могут становиться не только
те, кто каким-либо образом причастен к
произошедшему несчастью, но и случайные
люди, не имеющие к нему никакого отношения.
Случай из практики.
Ветеран войны в Чечне, вернувшись
к мирной жизни, даже по прошествии
многих лет никак не мог смириться
с гибелью своих ребят. При
этом он был зол на весь мир и
на всех людей 'за то, что они могут
как ни в чем не бывало жить и быть
счастливыми'. Кричит психологу-консультанту:
'Вы все мрази, сволочи, скоты!'. В повседневной
жизни часто вступает в противостояние
с кем-нибудь из людей, провоцирует на
конфликт с применением физической силы,
ищет повод выразить свою агрессию и, по-видимому,
рад ответной агрессии. Таким способом,
вероятно, находит косвенное выражение
злость на боевиков и на самого себя. Не
может себе простить, что не уберег ребят,
время от времени возникают мысли о самоубийстве
(а это уже проявление следующей стадии).
На стадии вины и
навязчивостей основной формой осложненного
переживания утраты является тяжелое
чувство вины, подталкивающее человека
к самоубийству или приводящее к
различным формам поведения, имеющим
цель (часто неосознанную) либо наказать
себя, либо как-то искупить свою вину. Причем
идее искупления подчиняется вся жизнь
человека, которая перестает быть полноценной.
Человек чувствует себя не вправе жить
как прежде и как бы приносит себя в жертву.
Однако эта жертва оказывается бессмысленной
или даже вредной.
Случай из практики.
В качестве примера можно привести
случай девушки, потерявшей отца, который
был для нее самым близким
человеком. Она винила себя в том,
что не попрощалась с ним, мало
заботилась о нем при жизни, в
то время как он делал для нее все,
что мог, даже уже будучи тяжело больным.
Считала, что она должна была быть на его
месте, что она не имеет права жить дальше,
резала себе вены. После смерти отца девушка
полностью забросила учебу, хотя до этого
училась хорошо, и уже больше шести лет
не училась и не работала. Все свое время,
все свои силы и деньги (которые давала
мать и которые она у нее стала воровать)
отдавала сначала одному парню (внешне
похожему на отца), которого она нашла
вскоре после случившегося несчастья,
потом второму. Заботясь о своем парне,
она была готова на все, в то время как
других людей, включая мать и ближайших
родственников, практически не замечала.
Примечательно то, что девушка отвергала
ухаживания всех интересных, видных парней,
а выбирала себе 'непутевых', слабых, бездеятельных,
склонных к алкоголизму, нуждающихся в
заботе. Вероятно, таким способом она пыталась
воздать своему избраннику то, что раньше
не дала отцу. При этом девушка не могла
объяснить, чем ей понравился парень, и
не видела перспектив в жизни: 'Я не имею
права жить, какие тут могут быть перспективы?'.