Символ и образ в психологии К. Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Лучшим подтверждением этой смелой мысли является книга Эндрю Самуэлса «Юнг и постъюнгианцы». В ней представлен самый полный на сегодняшний день обзор развития аналитической психологии. Критический разбор и сравнение оригинальных концепций Юнга с работами его последователей и оппонентов дают универсальный взгляд на современный психоанализ и психотерапию, позволяют лучше понять и почувствовать психотерапевтическую теорию и практику.

Оглавление

1.Роль и место аналитической психологии Карла Густава Юнга в психологической науке……………..………………...……………………….. 5

2.Характеристики явлений архетипа и символа в теории Карла Густава Юнга…………………..…………………………………………………………..8

2.1.Характеристика явлений архетипа в теории Карла Густава Юнга…………………………………………………………………..………….8

2.2.Характеристика явлений символа в теории Карла Густава Юнга……………………………………………………………………………..15

3.Влияние теории на направления в аналитической психологии………………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Юнг.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Дора Калф умерла в 1990 г. К этому времени её работа получила общее признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и со взрослыми. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, — юнгианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов, использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Есть также ряд книг связанных с данным направлением, такие как: Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т. М. «Практикум по песочной терапии»; Сакович, Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту»; Штейнхард, Л. «Юнгианская песочная терапия».

Знакомясь с данными направлениями, можно с уверенностью говорить о том, огромном влиянии аналитической психологии К.Г.Юнга на различные теории. Его теории архетипа и символа легли в основу не только психотерапевтических работ: символдрамы, песочной терапии, но и культуры, литературы, астрологии. В подтверждении этих слов можно привести вырезки из доклада Л.Хегай:

«В мире все больше книг выходит по юнгианскому анализу фильмов и экранной культуры вообще. В юнгианских журналах постоянная рубрика посвящена рецензиям на фильмы. Необходимо развивать киноклуб и психоанализ кино и медиа-культуры вообще. Мы знаем о влиянии на Дж. Лукаса  консультаций с Джозефом Хендерсоном, когда он замышлял «Звездные войны». Помимо большого числа фильмов про Фрейда и Юнга есть даже музыкальный альбом шансонных песен Никиты Джигурды «Иллюзии любви. От Фрейда к Юнгу».

Так же под наплывом идей аналитической психологии появилась ритуально-мифологическая школа (неомифологическая). Ритуально-мифологическая школа сложилась в западном литературоведении и культурологии в 30-е гг. 20 в. как синтез ритуально-мифологичнской теории, оформившейся в начале 20 в. [Робертсон Смит, Дж. Фрейзер и «Кембриджская группа» (Великобритания) его последователей — Д. Харрисон, А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд и др.], и аналитической психологии (особенно учения об архетипах) К. Г. Юнга.

Ритуально-мифологическая теория, восприняв многие идеи мифологической школы, утверждала, однако, приоритет ритуала над мифом и обосновывала исключительное значение ритуала в происхождении литературы, искусства, философии. Крайние формы теория обрела у Рэглана и Э. Хаймана (США). Из их работ вытекало требование рассматривать ритуально-мифологические модели не как источник поэтической фантазии, а как её структуру. Исполнению такой задачи чрезвычайно содействовала теория архетипов Карла Юнга, принятая поэтому на вооружение представителями собственно ритуально-мифологическая теории.

Опора на Юнга позволила школе распространить ритуалистический подход на всю историю искусства, включая современность. Ритуально-мифологическая школа ищет в произведениях не только мифологические мотивы, символы, метафоры, сознательные и бессознательные, но прежде всего воспроизведение определённых ритуальных схем, особенно обрядов инициации, эквивалентных, по её представлениям, психологическому архетипу смерти и нового рождения. Фрай утверждает абсолютное единство ритуала, мифа, архетипа и возводит к ним литературные образы и жанры, разрабатывая своеобразную «литературную антропологию». Он, например, соотносит 4 фазы природного цикла, отмеченные древними ритуалами, с мифами, архетипами, обрядами, жанрами, организованными в силу метафорического отождествления или ассоциаций по аналогии (так, например, увязываются: заря, весна, мифы о рождении героя, о воскресении, дифирамбическая и рапсодическая поэзия).

Важные результаты достигнуты ритуалистическим культуроведением и ритуально-мифологической школой в изучении литературных жанров, связанных с ритуальными, мифологическими и фольклорными традициями, в анализе переосмысления древних поэтических форм и символов (рыцарский роман, античная и ренессансная драма, античная и библейская символика в поэзии, творчество У. Шекспира, Дж. Мильтона, У. Блейка). Некоторые аналогии в подходе к изучению традиции имеются в трудах советских учёных В. Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, М. М. Бахтина. Однако в отличие от них западная ритуально-мифологическая школа почти полностью сводит структуру литературного произведения к традиции и ищет ритуально-мифологическую основу во всех случаях. Литература и искусство растворяются, таким образом, в мифе, а миф, в свою очередь, — в ритуале.

Многие современники К. Г. Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей К.Г. Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты.

Его пренебрежение традиционными научными методами казалось вызывающим многим психологам-экспериментаторам. Для них теории                  К. Г. Юнга с их мистической и религиозной основой были еще менее приемлемыми, чем даже фрейдовская концепция. В целом, все те упреки, которые ранее высказывались в адрес эмпирической подтверждаемости фрейдовской системы, можно отнести и к работам К.Г. Юнга. Он так же более полагался на клинические наблюдения и интерпретации, нежели на контролируемый лабораторный эксперимент [1].

Выделение типов интровертов/экстравертов вдохновило английского психолога Ганса Айзенка на усовершенствование списка личностных характеристик, который и предназначен для измерения этих двух характеристик. Эмпирические исследования с использованием данного теста показали, что, по крайней мере, некоторые из юнговских концепций допускают экспериментальную проверку. Однако в целом, как и в случае с идеями З. Фрейда, большая часть юнговской теории (представление о комплексах, архетипах и коллективном бессознательном) оказалась неподвластна научному исследованию [1].

Словесно-ассоциативный тест в настоящее время является одной из стандартных проективных техник. Именно благодаря ему проявился такой известный метод, как тест чернильных пятен Роршаха. В понятии самоактуализации нельзя не видеть определенного предвосхищения позиции Абрахама Маслоу и всей линии гуманистической психологии. Гипотеза             К. Г. Юнга о том, что именно средний возраст является критическим для развития личности, была воспринята Маслоу и Эриком Эриксоном и усвоена всей современной психологией личности.

Тем не менее, несмотря на весь его громадный вклад, основная масса работ К. Г. Юнга не получила большого признания в психологии. Значительную известность его идеи обрели лишь в 70-80-е годы прошлого столетия столетия, в основном благодаря их мистической окраске.

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

По результатам проделанного анализа работ исследователей трудов Карла Юнга мы можем сформулировать следующие выводы:

 

    1. Аналитическая психология была основана швейцарским психологом, одним из лучших учеников Зигмунда Фрейда, Карлом Густавом Юнгом. Вслед за Фрейдом, Юнг придавал большое значение бессознательному, однако наряду с ним выделил коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное – понятие аналитической психологии К. Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и архетипы.
    2. Коллективное бессознательное Юнг представлял как своеобразный совершенный «психический фонд», в котором запечатлен опыт предшествующих поколений. Этот фонд образуют структурные единицы, первообразы, которые были названы Юнгом  архетипами коллективного бессознательного.
    3. Карл Юнг предложил типологию характеров, согласно которой все люди делятся на две главные категории: экстравертов и интровертов. Экстравертированность проявляется в ориентации на внешний мир, интровертированность – на внутренний. Данная типологию легла в основу типологии темпераментов Г. Айзенка.
    4. Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Их можно рассматривать как врожденные универсальные прототипы идей. Юнг выделил пять основных архетипов: Персона, Тень, Самость, Анима, Анимус.
    5. Архетип неразрывно связан с символами, которые играют очень важную роль связующих между человеком и коллективным бессознательным. Карл Юнг изучал два вида символов: естественные и культурные. Естественные символы приходят из бессознательных содержаний психического и, следовательно, представляют бесконечное множество вариаций основных архетипов. Культурные символы – это коллективные, принятые обществом и находящие свое использование часто и много.
    6. Теория Карла Юнга была необходима, но лишь как основа и фундамент, на которую в какой-то момент можно опереться и построить, что-то новое. Поэтому можно говорить о том, что Юнг становиться не только важным источником, но и во многих отношениях опорой современного анализа и психотерапии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Отойдя от теории Зигмунда Фрейда, Карл Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах несколько сложны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают впечатлять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его исключительная роль, особый вклад в глубинную психологию.

В последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов Америки наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают открытия, творческие поиски Карла Юнга чрезвычайно полезными, актуальными для своей работы.

Однако, к сожалению, теория Карла Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валидность и достоверность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в определении точности своих идей. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов, Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов. Архетипы он понимает и определяет как врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть совершенно неограниченным, бесконечным. Однако Карл Юнг в своей теории особое внимание уделяет таким архетипам как Персона, Анима и Анимус, Тень и Самость.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Идеи Карла Юнга оказали большое влияние на широкие сферы истории, религии, искусства и литературы. Многие историки, теологи, художники и писатели находили в его работах источник вдохновения. Однако, в целом, научная психология попросту проигнорировала, не поняла его аналитическую психологию. Многие из его книг так и не перевели на английский язык до 60-х годов XX века. Несколько усложненный для понимания стиль изложения существенно затруднял детальное восприятие его работ.

И все же, не смотря ни на что, неподдельный интерес к идеям теории Карла Юнга сохраняется и сейчас. Его идеи истолковываются по-новому. Делается все больше попыток понять его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Гловер, З. Фрейд или К. Юнг? – С-Пб, 2005. – 287 с.
  2. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А.. Словарь-справочник по психологии. – Мн.: Хелтон, 2008. – 423 с.
  3. Ждан, А.Н. История психологии: От античности к современности. – М., 2004. – 466 с.
  4. История зарубежной психологии. Тексты. – М., 2006. – 358 с.
  5. Карл Густав Юнг о современных мифах. – М., 2004.
  6. Лихи, Т. История современной психологии. – С-Пб: Питер, 2003. – 328 с.
  7. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С. лучинин. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
  8. Марцинковская, Г.Д., Ярошевский, М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М.: Институт практической психологии, 2005.
  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 364 с.
  10. Психологический словарь под редакцией В.В. Давыдова,                          В.П. Зинченко и др. – М: Педагогика-Пресс, 2006. – 368 с.
  11. Робертсон, Р.. Введение в психологию Юнга. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 218 с.
  12. Рудестам, К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 2003.
  13. Самюэлс, Э. Юнг и постьюнгианцы. Курс юнгианского психоаналза. Пер. с англ. – М.: ЧеРо, 2004. – 416 с.: ил.
  14. Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.
  15. Степанов, С.С. Психология в лицах: (Творческие биографии замечательных ученых, определивших направления развития современной психологии.) – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 487 с.
  16. Холл, С., Линдсей, Г. Теории личности. – М: КСП. – 2007. – 415 с.
  17. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 2003.
  18. Шульц,  Д.,  Шульц, С.Э. История современной психологии. – СПб: Евразия. 2008. – 344 с
  19. Электронный ресурс: Валерий Зеленский «Аналитическая психология. Очерк основных положений» (http://www.jungland.ru/valeriy_zelenskiy_analiticheskaya_psihologiya_ocherk_osnovnyh_polojeniy)
  20. Электронный ресурс: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии. (http://vocabulary.ru/dictionary/11/word/%D1%C8%CC%C2%CE%CB )
  21. Электронный ресурс : Д. Хиллман, основные юнгианские понятия, идея и природа личности. (http://www.jungland.ru/d_hillman_osnovnye_yungianskie_ponyatiya_ideya_i_priroda_lichnosti)
  22. Электронный ресурс: Хегай, Л. «Новые направления в аналитической психологии» (Тезисы доклада на 2-ой Южнороссийской конференции по глубинной психологии.) (http://www.maap.ru/library/book/179/)
  23. Юнг, К.Г. Архетип и символ. – М., 2002.
  24. Юнг, К.Г. Тэвистокские лекции. – М., 2008.
  25. Юнг, К. Психологические типы / под общей редакцией В. Зеленского/ М.: Прогресс-Универс, 2005. – 325 с.
  26. Юнг, К.Г. Человек и его символы. – М., 2005.
  27. Якунин, В.А. История психологии. – СПб, 2008. – 326 с.
  28. Ярошевский, М.Г. Введение в историю психологии. – М.: РОУ, 2004. – 364 с.
  29. Ярошевский, М.Г.. История психологии – М., 2006. – 368 с.
  30. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 147 с.

Информация о работе Символ и образ в психологии К. Юнга