Символ и образ в психологии К. Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Лучшим подтверждением этой смелой мысли является книга Эндрю Самуэлса «Юнг и постъюнгианцы». В ней представлен самый полный на сегодняшний день обзор развития аналитической психологии. Критический разбор и сравнение оригинальных концепций Юнга с работами его последователей и оппонентов дают универсальный взгляд на современный психоанализ и психотерапию, позволяют лучше понять и почувствовать психотерапевтическую теорию и практику.

Оглавление

1.Роль и место аналитической психологии Карла Густава Юнга в психологической науке……………..………………...……………………….. 5

2.Характеристики явлений архетипа и символа в теории Карла Густава Юнга…………………..…………………………………………………………..8

2.1.Характеристика явлений архетипа в теории Карла Густава Юнга…………………………………………………………………..………….8

2.2.Характеристика явлений символа в теории Карла Густава Юнга……………………………………………………………………………..15

3.Влияние теории на направления в аналитической психологии………………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Юнг.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ «ЭНВИЛА»

 

 

Психологический факультет

Специальность: психология

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

АРХЕТИПЫ И СИМВОЛЫ КАК ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА К.Г.ЮНГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки

2 курса, 201 группы

Батюк Ренаты Сергеевны

 

 

Научный руководитель

-?-

Стрельцына М.С.

 

 

 

 

Минск, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………….……………………………………3

 

ГЛАВА I

 

1.Роль и место аналитической психологии Карла Густава Юнга в психологической науке……………..………………...……………………….. 5

 

2.Характеристики явлений архетипа и символа в теории Карла Густава Юнга…………………..…………………………………………………………..8

 

2.1.Характеристика явлений архетипа в теории Карла Густава Юнга…………………………………………………………………..………….8

 

2.2.Характеристика явлений символа в теории Карла Густава Юнга……………………………………………………………………………..15

 

3.Влияние теории на направления в аналитической психологии………………………………………………………………………23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аналитическая психология – одно из интереснейших  ответвлений психоанализа – неразрывно связана с именем Карла Гюстава Юнга. Поразительным образом Карл Юнг предвосхитил появление многих новых психотерапевтических идей и походов, так что, в некотором смысле, весь современный психоанализ и психотерапия являются «юнгианскими».

Лучшим  подтверждением этой смелой мысли является книга Эндрю Самуэлса «Юнг и постъюнгианцы». В ней представлен самый полный на сегодняшний день обзор развития аналитической психологии. Критический разбор и сравнение оригинальных концепций Юнга с работами его последователей и оппонентов дают универсальный взгляд на современный психоанализ и психотерапию, позволяют лучше понять и почувствовать психотерапевтическую теорию и практику.

Аналитическая психология – это одна из школ глубинной психологии, которая основана на открытиях и понятиях психики человека. Глубинная психология – общее название для обозначения психологических направлений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания. Эти направления стремятся обосновать фактическое существование независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Современная глубинная психология объединена общей проблемой понимания психического мира человека и его поведения.

В качестве единицы анализа психики  Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Архетипом Юнг называл принцип, организующий феномен образности, принцип, обеспечивающий психическую реальность специфическими паттернами и привычными свойствами – универсальностью, типичностью проявления, регулярностью, постоянной повторяемостью на протяжении многих веков.

Энергетика  архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной  психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. Архетип тесно связан с символом. Бессознательное занято непрерывным воспроизводством символов. И это психические символы, имеющие непосредственное отношение к психике. Эти символы, как и сама психика, основаны на эмпирической реальности, но не являются знаками, представляющую эту реальность. Отношение Карла Юнга к символам неоднозначно потому, что он избегает жесткой закрепленности изображаемого образа. В любом случае, свободный путь символического размышления открывает широкие возможности для смысла, и выступает противником всякого фундаментализма.

В процессе личного исследования собственной  психики — анализа человек  встречается со своим бессознательным  через понимание символов, которые  можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Актуальность нашего теоретического исследования определяется тем, что, в целом аналитический подход, несмотря на неоднократно звучавшие в его адрес упреки в чрезмерной метафоричности и недостаточной научной обоснованности, вызывает неизменный интерес как у психологов-практиков, так и у педагогов, политологов, культурологов, представителей различных творческих профессий. Его потенциал развития явно не исчерпан, и дальнейшие исследования в данной парадигме могут привести к существенным научно-практическим результатам.

Цель  курсовой работы: проанализировать влияние  теории на развитие различных направлений  в аналитической психологии, проследить значение идей Юнга для современной гуманитарной мысли и психологической практики.

Достижение  поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) Выявить  роль и место аналитической  психологии Карла Густава Юнга в психологической науке;

2) Рассмотреть  характеристики явлений архетипа и символа в теории К.Г. Юнга;

3) Проанализировать влияние теории на развитие  различных направлений в аналитической  психологии. 

Объект курсовой работы – аналитическая  психология К.Г. Юнга.

Предмет – архетипы и символы в аналитической  психологии.

Гипотезой нашего теоретического исследования является предположение о том, что теория Карла Густава Юнга сыграла большую роль на развитие  различных направлений в аналитической  психологии.

Методологией нашему исследованию послужили идеи и мнения Эндрю Самуэлса «Юнг и постъюнгианцы», а также статьи современных аналитических психологов.

В исследовании использовался метод анализа и синтеза информации.

Работа состоит из введения, одной главы, выводов, заключения и списка использованных источников. Полный объем курсовой работы - … страниц.

 

 

ГЛАВА I

 

  1. Роль и место аналитической психологии Карла Густава Юнга в психологической науке.

 

Аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога Карла Юнга. Он назвал её именно так, чтобы отграничить ее от родственного направления — психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной, личной формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный, самостоятельный, завершенный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга, генетически) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования — архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов [28].

В качестве метода анализа скрытых мотивов К. Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель говорит о существовании некого комплекса. Целью психического развития человека аналитическая психология считает так называемую индивидуацию — особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое [15].

Хотя аналитическая психология отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции [6].

Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей — экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от аналитической психологии развитие в конкретных психологических исследованиях личности [20]. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы [17].

Аналитическая психология относится к классической глубинной психологии, которая в свою очередь, по мнению М.Г. Ярошевского [29], обозначает ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, импульсам, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известные направления глубинной психологии — фрейдизм, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К. Юнга, гормическая концепция В. Мак-Даугалла, экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера, неофрейдизм. Идеи глубинной психологии оказали влияние и на медицину. Отвергнув интроспективное воззрение, отождествившее психику с ее, глубинная психология отстаивала версию о том, что главные причины действий человека изначально заложены в его психическом динамическом устройстве, бессознательном по своей сущности [22].

Более конкретное определение можно найти в статье Валерия Зеленского «Аналитическая психология. Очерк основных положений» [19]: «Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом». Далее в очерке говорится о том, что глубинная психология – это общее название для обозначения психологических направлений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Глубинную психологию условно разделяют на классическую и современную. Представителями классической глубинной психологии являются концепции Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Юнга – соответственно психоанализом, индивидуальной психологией и аналитической психологией. Современная глубинная психология объединена общей проблемой понимания психического мира человека и его поведения и включает в себя многочисленные школы и направления последователей и учеников названных выше классиков, равно как и независимых исследователей.

Карл Юнг предложил достаточно обширную, впечатляющую и целостную систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды включают глубоко разработанную теорию динамики психического — сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и детальное описание универсальных психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Юнг назвал эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного. Само понятие «архетипы коллективного бессознательного» уже придает аналитической психологии дополнительное измерение по сравнению с другими школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историй эволюции человеческой психики во всех ее культурных проявлениях. Аналитическую психологию следует отличать от физиологической или экспериментальной психологии, стремящихся свести целостные психические явления к их составным элементам, равно как и от поведенческой психологии, интерес которой сосредоточен на поведении субъекта как совокупности реакций организма на стимулы внешней среды [10].

Говоря  о роли аналитической психологии, сложно не согласиться со словами Э. Самюэльса [13]: «В каком-то смысле постъюнгианцы точно также необходимы Юнгу, как он нужен им, чтобы его работа имела продолжение в будущем. Перспектива аналитической психологии заботит всех, и его наследие стало многогранным источником мысли, который вдохновлял, воздействовал, бросал вызов и в некоторых случаях раздражал его последователей».

     Фордхам в своей книге «Юнгианская  психотерапия: исследование по аналитической психологии» (1978 г.) указывает, что о развитии различных школ аналитической психологии, которые теперь появились, написано очень мало», что «аналитическая психология – это самостоятельная дисциплина, ее идеи и практика могут утверждаться безотносительно тех людей, которые стояли у их истоков [18].  

     Однако  связь между К.Г. Юнгом и постъюнгианцами  несколько иная чем, например, между Фрейдом и постфрейдистами, поскольку, в отличие от фрейдистов, постъюнгианцы  ещё не сформировались в официально признанные школы, несмотря на то, что процесс, несомненно, идёт неформально [22]. Существую школы аналитической психологии с общими взглядами (внутри школы), и догматизм и конфликты между группами неизбежны.

 

 

 

2. Характеристики явлений архетипа и символа в теории К.Г. Юнга

 

2.1.Характеристика явлений архетипа в теории К.Г. Юнга.

 

Карл Юнг замечает в предисловии к книге Якоби «Комплекс – Архетип – Символ» (1959), что «понятие архетипа породило величайшее непонимание и – если возможно судить по яростной критике – должно считаться крайне трудным для понимания». Однако архетипическая теория даёт необходимую связь в диалогах между природой и кормлением, внутренним и внешним, научным и метафорическим, личным и коллективным или общественным.

Информация о работе Символ и образ в психологии К. Юнга