Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.
В начале века были сделаны
первые попытки экспериментального исследования
умственного развития детей. Министерство
просвещения Франции заказало известному
психологу А. Бине разработку методики отбора
детей в специальные школы. И уже с 1908 г.
начинается тестовое обследование ребенка,
появляются измерительные шкалы умственного
развития. А. Бине создал метод стандартизированных
задач для каждого возраста. Немного позднее
американский психолог Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта. Скоро стало ясно, что в ситуации
обследования неизвестно, какая из психических
способностей исследуется с помощью тестов.
В 30-е гг. советский психолог В.И. Аснин
подчеркивал, что условием надежности
психологического эксперимента служит
не средний уровень решения задачи, а то,
как принимает задачу ребенок, какую задачу
он решает. Кроме того, коэффициент интеллекта
долгое время рассматривался психологами
как показатель наследственной одаренности,
который остается неизменным на протяжении
всей жизни человека. К настоящему времени
представление о постоянном коэффициенте
интеллекта сильно поколеблено, и в научной
психологии им практически не пользуются.
С помощью тестов в детской психологии
проведено очень много исследований, но
они постоянно подвергаются критике за
то, что в них всегда представлен усредненный
ребенок как абстрактный носитель психологический
свойств, характерных для большей части
популяции соответствующего возраста,
выявленных с помощью метода "поперечных
срезов". При таком измерении процесс
развития выглядит как равномерно возрастающая
прямая линия, где все качественные новообразования
скрыты.
Суровая критика тестового подхода к диагностике
психического развития содержится в работах Л.С. Выготского. Он писал: "Педолог, работающий
с помощью этих методов (Бине, Россолимо)
устанавливает некоторые факты, затем
обрабатывает их путем чисто арифметических
выкладок, и результат получается автоматическим
путем совершенно независимо от его мыслительной
обработки. Получается нечто чудовищное,
если сопоставить это с научной диагностикой.
<…> Установление симптомов никогда
не приводит к диагнозу. Исследователь
никогда не должен допускать экономию
за счет мыслей, за счет творческого истолкования
симптомов. Заметив недостатки метода
срезов для изучения процесса развития,
исследователи дополнили его методом
лонгитюдного ("продольного") изучения
одних и тех же детей на протяжении длительного
времени. Это дало некоторое преимущество
- появилась возможность вычислить индивидуальную
кривую развития каждого ребенка и установить,
соответствует ли его развитие возрастной
норме или же оно выше или ниже среднего
уровня. Лонгитюдный метод позволил обнаружить
на кривой развития переломные точки,
в которых происходят резкие качественные
сдвиги. Этот метод также не дает возможности
проникнуть за феномены, понять механизм психических
явлений. Факты, добытые этим методом,
могут быть объяснены различными гипотезами.
Отсутствует необходимая точность в их
интерпретации. Таким образом, при всех
тонкостях экспериментальной методики,
которые обеспечивают надежность эксперимента,
стратегия констатации не дает ответа
на главный вопрос: что происходит между
двумя точками на кривой развития?
Эти две стратегии ограничены, т.к. они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.
Развитие-это всегда изменение объекта из одного состояния в другое. Но ни каждое изменение является развитием.
Стратегия формирования
психических процессов активног
Стратегия формирования психических процессов - одно
из достижений советской детской психологии.
Это наиболее адекватная стратегия для
современного понимания предмета детской
психологии. Благодаря стратегии формирования
психических процессов удается проникнуть
в суть психического развития ребенка.
Но это не означает, что другими методами
исследования можно пренебречь. Любая
наука идет от феномена к раскрытию его
природы.
Стратегия формирующего
эксперимента. Введением в детскую психологию
стратегии формирования мы обязаны Л.С.
Выготскому. Он применил свою теорию об
опосредованном строении высших психических
функций для формирования собственной
способности запоминания. По рассказам
очевидцев, Л.С. Выготский мог продемонстрировать
перед большой аудиторией запоминание
около 400 случайно названных слов. Для
этой цели он использовал вспомогательное
средство - схему бассейна реки Волга.
Он связывал каждое слово с одним из волжских
городов, в котором жил тот или иной известный
русский писатель, произведения которого
Л.С. Выготский как филолог хорошо знал.
Затем, следуя мысленно вдоль реки, он
мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному
с ним городу. Этот метод был назван Л.С.
Выготским экспериментально-генетическим
методом, который позволяет выявить
качественные особенности развития высших
психических функций, их опосредствованный
характер. Определение экспериментально-генетического
метода дано Д.Б. Элькониным: "Экспериментально-генетический
метод есть способ искусственного - в специально
созданных условиях - восстановления генезиса
и развития исследуемого процесса, есть
метод исследования того нового, что возникает
в психике человека" (Эльконин Д.Б., 1981.
С. 179).
Стратегия формирования психических процессов
приобрела, в конце концов, большое распространение
в советской психологии.