Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".

Файлы: 1 файл

839422.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

В основе развития психики человека лежит овладение  индивидом исторически сформировавшимися  общественными орудиями, служащих средством  удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет  овладевает основами предметно-манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки Я сам). В возрасте от 3 до 6 - 7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.

Выготский: ВПФ интрапсихические -> интерпсихические

Леонтьев: 3 стадии развития психики:

1. элементарная  чувствительность – животное  реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;

2. предметное  восприятие – деятельности животного  определяется воздействием уже  не отдельных свойств, а вещами  в целом;

3. интеллект  – характеризуется еще более  сложной Деятельностью и сложными  формами отражения действительности. Появляется возможность подготовительных действий для своего решения.

4. Сознания –  это качественно новый этап  в развитии психики. Его развитие  обусловлено социальными условиями.  Сознание носит всегда целенаправленный  характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью. Возникновение трудовой Деятельности в корне изменило отношение человека к окружающей среде. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Основой перехода к сознанию человека явился совместный труд людей, направленный на общую цель. В процессе трудовой Деятельности развивались  и закреплялись функции руки, которые все совершенствовалась и изменялась, превратившись в орган познания. (нр коллективная охота)

 

А. Валлон: увидеть в генетическом процессе его этапы - еще не означает объяснить сам процесс. Факторы психической жизни нельзя искать только в индивиде.

Надо: изучение конфликтов, противоречий в ходе развития ребенка. Внимание: на различиях между  процессами.

Психика не может  быть сведена к органике и не м  б объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить, каким образом  органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: "эмоция", "моторика", "подражание", "социум".

Эмоции в  генезисе психической жизни появляются первыми. Ребенок способен к психической  жизни только благодаря эмоциям. Под влиянием взрослых социальное как бы "перехватывает" физиологическое, чтобы оно стало психическим. (нр – улыбка физиологическая -> соц.) Психика рождается из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.

Социум абсолютно  необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Социальное уже включено в биологию как абсолютная необходимость.

Созревание  НС создает последовательность типов  и уровней активности. Для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации - в природе самого человеческого организма.

Онтогенез не воспроизводит  филогенез.  Биология и общество -- только необходимые условия развития.

Периоды:

1) новорожд - ребенок полностью погружен в свои эмоции, и благодаря этому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти реакции. Ребенок не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей, от каждого отдельного человека.

2) 3г исчезает  слияние ребенка и взрослого.  Ребенок противопоставляет себя  окружающим, невольно оскорбляет  их, так как хочет испытать  собственную независимость, собственное  существование. 

 

Выготский Л.С.

Историческое  развитие психики

Развитие ВПФ  происходит без изменения биологического типа человека благодаря особенностям его приспособления (употребление орудий труда, трудовая деятельность; развитие искусственных органов, орудий) наступает развитие естественных органов.

Развитие ВПФ - важнейшая сторона культурного развития поведения

Биологическая эволюция животных видов

Изменение биологического типа -  основа эволюционного типа развития.

Животное имеет  свойственный ему и отмечающий его  тип поведения соответствующий  его органической структуре и  функциям НС.

 

Культура создает  особые формы психики, она видоизменяет деятельность ПФ. В процессе исторического  развития общественный человек измеряет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки  и функции, вырабатывает и создает  новые формы психики – специфические культурные.

В развитии реб. Представлены 2 типа психического развития; которые в изолированном виде находятся в филогенезе:

• Биологическое

• Историческое развитие психики

В онтогенезе 2 процесса имеют свои аналоги. Оба  процесса представлены слитом виде и образуют реально единый процесс в онтогенезе.

Культурное  развитие реб. Характеризуется в  первую очередь совершением при  условии динамического изменения  органического типа. Оно  налагается на процессы роста, созревания и органического развития реб. и образует с ним единое целое.

Развитие речи – хороший пример слияния 2х планов развития.

 

 

 

 

 

  1. Стратегии   эксперимента.       Основные   формы 
    констатирующего эксперимента.

 

В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Министерство просвещения Франции заказало известному психологу А. Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 г. начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные шкалы умственного развития. А. Бине создал метод стандартизированных задач для каждого возраста. Немного позднее американский психолог Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта (Хрест. 1.5). 
          Казалось, что детская психология вышла на новый путь развития - психические способности с помощью специальных задач (тестов) могут быть воспроизведены и измерены, что позволит установить точный диагноз. Но надежды эти не оправдались. 
          Скоро стало ясно, что в ситуации обследования неизвестно, какая из психических способностей исследуется с помощью тестов. В 30-е гг. советский психолог В.И. Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую задачу он решает. Кроме того, коэффициент интеллекта долгое время рассматривался психологами как показатель наследственной одаренности, который остается неизменным на протяжении всей жизни человека. К настоящему времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно поколеблено, и в научной психологии им практически не пользуются (Хрест. 1.3). 
          С помощью тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологический свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода "поперечных срезов". При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия, где все качественные новообразования скрыты. 
          Суровая критика тестового подхода к диагностике психического развития содержится в работах Л.С. Выготского. Он писал: "Педолог, работающий с помощью этих методов (Бине, Россолимо) устанавливает некоторые факты, затем обрабатывает их путем чисто арифметических выкладок, и результат получается автоматическим путем совершенно независимо от его мыслительной обработки. Получается нечто чудовищное, если сопоставить это с научной диагностикой. <…> Установление симптомов никогда не приводит к диагнозу. Исследователь никогда не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов. <…> Поднять анализ развития на действительно научную высоту - значит, прежде всего, искать причины интересующих нас явлений в процессе развития, раскрывая ее внутреннюю логику, самодвижение" (Выготский Л.С., 1995. С. 266). 
          Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития, исследователи дополнили его методом лонгитюдного ("продольного") изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Это дало некоторое преимущество - появилась возможность вычислить индивидуальную кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме или же оно выше или ниже среднего уровня. Лонгитюдный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Однако и этот метод не свободен от недостатков. Получив две точки на кривой развития, все равно нельзя ответить на вопрос, что же между ними происходит. Этот метод также не дает возможности проникнуть за феномены, понять механизм психических явлений. Факты, добытые этим методом, могут быть объяснены различными гипотезами. Отсутствует необходимая точность в их интерпретации. Таким образом, при всех тонкостях экспериментальной методики, которые обеспечивают надежность эксперимента, стратегия констатации не дает ответа на главный вопрос: что происходит между двумя точками на кривой развития? На этот вопрос может ответить только стратегия экспериментального формирования психических явлений. 
          

 

 

7.Теоретические и практические задачи детской психологии.

 

Возрастная  психология изучает факты, законы и  закономерности, связанные с возрастом человека.

      Классическую детскую психологию  на протяжении всего периода  ее становления интересовали  общие закономерности психического  развития любого ребенка, независимо  от его индивидуальности. Современные  психологи обращаются к изучению конкретного ребенка, а не усредненного субъекта, и проявляют особый интерес к различиям между детьми. Исследователи стремятся к изучению целостного индивида, анализируя роль наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения. Их интересует роль социальных отношений в семье, в коллективе сверстников, в учебной и профессиональных группах, их влияние на психическое развитие ребенка.

     Изучение  движущих сил и источников  психического развития ребенка,  построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.  Возрастающий интерес к личности в современном обществе, контроль за осуществлением прав личности поднимает новые проблемы – изучение обиженного ребенка и оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам.

 

Возрастная  психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

 

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей  протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления  различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в  том числе в конкретных исторических условиях.

 

 

Практические  задачи возрастной психологии:

— определение  возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом  психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям  в проблемных ситуациях;

— возрастная и  клиническая диагностика;

— выполнение функции  психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная  организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в  том числе ориентированного на людей  среднего и пожилого возраста).

 

 

 

  1. Предмет    и задачи детской (возрастной) психологии. Ее 
    практическое и теоретическое значение.

 

Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития.  
Составляющими предмета возрастной психологии являются: 
изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;  
понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.  
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. 
Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. 
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возр психология- у нас, в мировой психологии –психология развития.  
Теоретические задачи:  
1 Изучение общих закономерностей и детерминант развития 
2 Посторение периодизации психич развития чел-ка 
3 Определение соотношения между обучением и психическим развитием чел-ка 
4 Посторение психол портрета возраста 
Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания. 
Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения 
Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий. 
Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению. 
 
Практические задачи: 
1 Контроль за ходом и динамикой психического развития человека.  
2 Помощь в построении программ обучения, создания психологического комфорта в школе и т.п. 
3 Решение вопроса, в каком возрасте надо начинать школьное обучение 
4 Как пережить кризис среднего возраста

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"