Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".

Файлы: 1 файл

839422.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

 

 

 

9.Л.С. Выготский    о  структурном  подходе  к  исследованию

психического развития в теории К. Коффки.

 

Коффка был  один из основоположников гештальт-психологии.

Коффку интересовал  вопрос о том, что в поведении  человека от наследственности, и что  от среды (нативизм и эмпиризм).

По его мнению, система внутренних условий совместно  с системой внешних условий определяет наше поведение. Следовательно, развитие заключается не только в созревании, но и в обучении. Надо изучать не только то, что ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир-мир его переживаний. Это и есть основной метод исследования Коффки - психофизический.

Метод имеет  форму эксперимента. Исследователь  создает историю, соответствующую  требованиям естественно-научного эксперимента. Затем изучает поведение  испытуемого, планомерно изменяя ситуацию и исследование изменения в его поведении. Экспериментатор должен учитывать переживания испытуемого во время эксперимента.

Для объяснения психологических явлений он ввел принцип структурности, который  применим для раскрытия сущности инстинкта, дрессуры и интеллекта. Коффка обнаруживает его в поведении животного, и в поведении ребенка. Он охватывает этим принципом и простые рефлексы новорожденного, и обучение в школьном возрасте. Следовательно, объясняет очень разнородные явления, следовательно, принцип становится бессодержательным и практически ничего не объясняет.

Критика Л. С. Выготского

Коффка преодолевает механицизм уступками витализму (признает, что структура изначальна) и наоборот (т.к. сводит человека к животному). Коффка исключает образование новообразований  у человека.

Но принцип  структурности более прогрессивен, чем предыдущие. Поэтому мы должны сохранить и преодолеть его.

 

 

10.П.Я. Гальперин. «К  вопросу об инстинктах у человека». 

Животное не отвечает за свое поведение, а человек  отвечает

Если у человека такие же инстинкты –

- нет должно  быть морального осуждения

- награда и  наказание – подавление дурных  и укрепление хор инстинктов (дрессировка)

Инстинкт – цепная двиг реакция, видовые, наследств-е, появл в рез-те созрев-я опред стр-р, Дей-я безусловн раздражителей, выполн «слепо».

Х-ки инстинкт пов-я:

1. Акт потр-ть  о-ма

2. Сама по  себе потр-ть вызыв поиск пов-е

3. Специфич пов-е  с момента попад-я в сферу  действия стимула

4. Сециф реакция  заверш-я

Мех-м  инстинкт пов-я:

  1. Инстанция специф отнош-я (к опред объектам среды - S)

                                      +

  1. Инстанция специф ч-ти к своему раздражителю

                                       +

  1. Инстанция эффекторной части пов-я

Потр-ть в пище у ч-ка и ж-х схожа, а осущ –  разное.

Инстинкт яв-ся вынужденным пов-ем ж-го, его нельзя одобрять/порицать (это антропоморфизм) – т.к у ж-го нет права выбора.

Общий ход торм-я инстинктов в процессе эволюции:

- воспит-е опред  от-я к объектам внешней среды. 

- когда потр-ти  приходили в соотв-ее сост-е,  инстинкты карались => объекты-возбудители становились тормозами инстанции специф ч-ти. Систематическое торм-е+ удовл-е потр-ти в общественно устан порядке => угнетение инстанции. Лучше выживали те, у кого наслед инстанция специф ч-ти была слабее, нов формы неинстинкт кооперации стан успешнее.

После угнетения  инстанции спец ч-ти потр-ти не предопределяли ни объектов, ни способов их добывания.

Процесс антропогенеза  заканч-ся устранением из сферы общ  жизни инстинктов. Мощное разв-е  обществ от-ий обусловило 2ой скачок в антропогенезе.(1 – когда инстанция специфич чув-ти сдохла)

Ч-к как особый био вид не имеет инстинктов. Удовл-е  потр-ти происх-т в общесв усл-ях. Органич. потр-ти стан соц.

Биологическое – то, что в силу определенного стр-я о-ма опред тип жизни и пов-я.(есть у жив, нет у чка)

Органическое – то, что обусловлено стр-ем о-ма, но не опред тип жизни и пов-я.(есть у чка)

У ч-ка нет инстанции  специфич от-я к внешней среде (1 и тот же физиологич дефект м  по-разному отразиться на психич разв-и  реб). Чтобы стать ч-ком, надо родиться норм биол особью (это необх, но не достаточн)

Ч-к ответственен за свое пов-е, т.к у него нет инстинктов.

 

Вопрос об инстинктах у человека составляет часть большой  проблемы - "биологическое в психическом  развитии человека и в структуре  его психики".

          Что касается жизни во внешней  среде, то и здесь все процессы  делятся на две качественно  разные области. Одну составляют  физиологические отношения со  средой: процессы газо- водо- и теплообмена,  осмотического давления и т.п.  Нам приходится серьезно заботиться о сохранении этих жизненных условий, но это задача, так сказать, производственно-техническая, а не моральная.

          Вторую область составляют те  отношения человека к другим  людям, которые регулируются моральными  нормами общества. Теоретически это выражается двумя вопросами: о наследственных способностях или задатках способностей  и о наследственных влечениях и отвращениях - инстинктах и эмоциях. В условиях общественной жизни эти биологические реакции означали бы природные, анатомо-физиологически предопределенные влечения к добру и злу, диктовали бы поведение в обществе.

          Признание инстинктов у человека  с необходимостью ведет к заключению, что основные движущие силы  поведения у человека и животных  одинаковы и культура общества  составляет лишь окольный, разрешенный обществом путь для удовлетворения тех же животных инстинктов.

          Но за свое поведение животное  не отвечает, а человек отвечает! Когда устанавливают меру виновности  человека и наказание, то прежде  всего исходят из положения, что в нормальном состоянии он отвечает за свои поступки, затем учитывается вред, нанесенный обществу, и, наконец, мотивы поведения. Если бы поведение человека диктовалось инстинктами так же, как у животных, то общество, может быть, и сохранило бы право устрашения за проступки, но потеряло бы право их морального осуждения; в этом случае и одобрение полезного для общества поведения означало бы не более, чем физиологическое подкрепление полезных инстинктов (которые другой раз могли бы "сработать" и в дурном направлении

          Такое натуралистическое отрицание  морали уже формально несет  в себе противоречие - развенчивая  человека, оно пользуется тем  критерием морали, реальное значение  которой отрицает. Но достаточно  одного лишь представления о  морали, чтобы утвердить ее нормативное значение.

          Поэтому вопрос не в том,  какие инстинкты полезны, а  какие вредны. Вопрос в том,  совместимы ли инстинкты с  общественной организацией жизни  людей, с общественной природой  человека, с нравственной оценкой  поведения и ответственностью за поступки. Они несовместимы. Это - решающее обстоятельство, и, чтобы ясно представить его, нужно рассмотреть, что такое инстинкт.

          Когда говорят об инстинктах  у человека, - инстинктивное понимают  как неосознанное, автоматизированное, привычное, безотчетное и т.п. или, с другой стороны, как низменное, порочное, недостойное.

          В настоящее время научное  понятие инстинкта у животных  переживает глубокий кризис. Вызван  он крушением господствовавшей  до сих пор моторной теории инстинкта. Согласно этой теории, инстинкт представляет собой цепные двигательные реакции, видовые (и потому стереотипные), наследственные (и потому выполняемые без научения), появляющиеся в результате созревания определенных физиологических механизмов, с одной стороны, и действия определенных безусловных раздражителей - с другой, выполняемые "слепо". Установлено, что одни из этих критериев инстинктивного поведения не выдерживают строгой проверки

       Поскольку несостоятельна "чисто  моторная" теория инстинктов, то и отказаться нужно не от инстинктов, а от этого ложного, упрощенческого, механистического их понимания. 

          Если не ограничиваться моторной  стороной поведения, по меньшей  мере следующие характерные черты  всякого инстинктивного поведения. Во-первых, оно всегда связано с какой-нибудь актуальной потребностью организма. Во-вторых, эта потребность сама по себе, т.е. до того, как животное встретится с определенным безусловным раздражителем внешней среды, вызывает только неспецифическое-поисковое, так называемое аппетитное поведение. В-третьих, характерное для данного инстинкта поведение начинается лишь с того момента, когда животное попадает в сферу действия специфического раздражителя и направляется к нему или от него. В-четвертых, при всех двигательных вариантах у каждого инстинкта сохраняется характерное специфическое завершение этого поведения, так называемая "завершающая реакция".

          Наследственно предопределенное  отношение к безусловному раздражителю  внешней среды предполагает в центральном механизме инстинктивного поведения особый "центр" или инстанцию - инстанцию специфической чувствительности к этому раздражителю. Наличие такой инстанции не составляет исключительной особенности инстинктов. Напротив, все безусловные реакции предполагают специфическую чувствительность к своему безусловному раздражителю, и инстинкты относятся к их числу. А такая наследственно закрепленная избирательная чувствительность к определенному раздражителю предполагает, далее, что носитель этого раздражителя составляет для организма нечто безусловно важное. Поэтому его действие должно связываться в организме с положительным или отрицательным отношением к определенным объектам, носителям безусловного раздражителя.

          Словом, инстанция специфической  чувствительности не может оставаться "чисто познавательной", она должна связываться с инстанцией специфического отношения к объекту-раздражителю и составлять с нею единое образование. Для краткости мы будем называть центральный нервный механизм "инстанцией специфического отношения" (к определенным объектам внешней среды).

          Для того чтобы этот механизм  работал целесообразно, он должен  находиться в такой же наследственно  закрепленной связи с другой  инстанцией, в которой получает  отражение определенная потребность. Актуализация этой потребности будет приводить в активное состояние инстанцию специфического отношения, и прежде всего ту ее часть, которая обеспечивает специфическую чувствительность. В силу такой организации безусловный раздражитель среды начнет оказывать свое действие на поведение лишь тогда, когда это отвечает актуальной потребности организма.

          Именно связь потребности с  инстанцией специфического отношения  ориентирует поведение животного  на определенные объекты внешней  среды. Что же касается реализации этого отношения, то для него животное использует все двигательные ресурсы и те возможности их индивидуального приспособления, которыми оно располагает ко времени проявления данной потребности.

          Таким образом, в центральном механизме инстинктивного поведения всегда участвуют три звена: а) инстанция органической потребности; б) инстанция специфического отношения к объектам (носителям безусловного раздражителя); в) инстанция эффекторной части поведения, его двигательного, внутриорганического и психологического обеспечения.

          Органическая потребность составляет  первый и основной источник  активности животного, однако  не она придает поведению его  специфически инстинктивный характер. Потребность в питательных веществах  и побуждение к их добыванию у человека и у многих животных в основном очень сходны, а пищевое у всех животных оно инстинктивное, а у человека - не инстинктивное.

          Эффекторная, исполнительная часть  поведения может быть и врожденной  и приобретенной, отчасти врожденной и отчасти приобретенной; поведение может быть и стереотипным, и вариабельным, и "слепым" и выполняться с учетом объективных отношений между этими условиями и даже как "разумное решение задач". Но всегда сохраняет наследственно предопределенного отношения к определенным объектам. Печать эту накладывает то, и только то обстоятельство, что поведение императивно диктуется животному воздействием инстанции специфического отношения и безусловного раздражителя, предустановленным отношением животного к определенным объектам внешней среды. Именно это среднее звено центрального механизма придает поведению животных его специфически инстинктивный характер, а именно: а) его прямую и непосредственную зависимость от природных сил: возбуждения органической потребности в самом животном и действия безусловного раздражителя из внешней среды; б) его прямую и непосредственную ограниченность их актуальным взаимодействием.

          Это взаимодействие природных  сил, приговаривает животное к  определенному поведению, и животное не может действовать иначе, как не может быть чем-нибудь иным, чем оно есть. По отношению к объекту - инстинктивное поведение является вынужденным, и оценивать его с моральной или юридической точки зрения нельзя.             Поэтому неправомерно и оценивать инстинктивное поведение как альтруистическое или эгоистическое.  Животные и действуют лишь под давлением непосредственно испытываемого ими воздействия потребности и внешнего раздражения, независимо от того, кому на пользу идут результаты поведения. Курица, самоотверженно защищающая цыплят от вороны или ястреба, вовсе не жертвует своими интересами ради интересов птенцов, а только подчиняется действию безусловного раздражителя, вызывающего безусловную защитную реакцию. Если исключить этот безусловный раздражитель, как это и было сделано в известном опыте Иксюкюлля (закрывшего цыпленка стеклянным колпаком, не пропускавшим звуков), то курица, видя отчаянные попытки цыпленка выбраться из прозрачной западни, оставалась равнодушной и не делала попыток помочь ему. Животное реагирует не на чужую беду, а на тот раздражитель. Вот если бы в аналогичном положении оказался человек тогда его борьбу за другого, да еще с опасностью для себя, следовало бы оценить как альтруистическое поведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"