Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
9.Л.С. Выготский о структурном подходе к исследованию
психического развития в теории К. Коффки.
Коффка был один из основоположников гештальт-психологии.
Коффку интересовал вопрос о том, что в поведении человека от наследственности, и что от среды (нативизм и эмпиризм).
По его мнению, система внутренних условий совместно с системой внешних условий определяет наше поведение. Следовательно, развитие заключается не только в созревании, но и в обучении. Надо изучать не только то, что ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир-мир его переживаний. Это и есть основной метод исследования Коффки - психофизический.
Метод имеет
форму эксперимента. Исследователь
создает историю, соответствующую
требованиям естественно-
Для объяснения психологических явлений он ввел принцип структурности, который применим для раскрытия сущности инстинкта, дрессуры и интеллекта. Коффка обнаруживает его в поведении животного, и в поведении ребенка. Он охватывает этим принципом и простые рефлексы новорожденного, и обучение в школьном возрасте. Следовательно, объясняет очень разнородные явления, следовательно, принцип становится бессодержательным и практически ничего не объясняет.
Критика Л. С. Выготского
Коффка преодолевает
механицизм уступками витализму (признает,
что структура изначальна) и наоборот
(т.к. сводит человека к животному). Коффка
исключает образование
Но принцип
структурности более
10.П.Я. Гальперин. «К
вопросу об инстинктах у
Животное не отвечает за свое поведение, а человек отвечает
Если у человека такие же инстинкты –
- нет должно быть морального осуждения
- награда и наказание – подавление дурных и укрепление хор инстинктов (дрессировка)
Инстинкт – цепная двиг реакция, видовые, наследств-е, появл в рез-те созрев-я опред стр-р, Дей-я безусловн раздражителей, выполн «слепо».
Х-ки инстинкт пов-я:
1. Акт потр-ть о-ма
2. Сама по себе потр-ть вызыв поиск пов-е
3. Специфич пов-е с момента попад-я в сферу действия стимула
4. Сециф реакция заверш-я
Мех-м инстинкт пов-я:
Потр-ть в пище у ч-ка и ж-х схожа, а осущ – разное.
Инстинкт яв-ся вынужденным пов-ем ж-го, его нельзя одобрять/порицать (это антропоморфизм) – т.к у ж-го нет права выбора.
Общий ход торм-я инстинктов в процессе эволюции:
- воспит-е опред
от-я к объектам внешней среды.
- когда потр-ти приходили в соотв-ее сост-е, инстинкты карались => объекты-возбудители становились тормозами инстанции специф ч-ти. Систематическое торм-е+ удовл-е потр-ти в общественно устан порядке => угнетение инстанции. Лучше выживали те, у кого наслед инстанция специф ч-ти была слабее, нов формы неинстинкт кооперации стан успешнее.
После угнетения инстанции спец ч-ти потр-ти не предопределяли ни объектов, ни способов их добывания.
Процесс антропогенеза заканч-ся устранением из сферы общ жизни инстинктов. Мощное разв-е обществ от-ий обусловило 2ой скачок в антропогенезе.(1 – когда инстанция специфич чув-ти сдохла)
Ч-к как особый био вид не имеет инстинктов. Удовл-е потр-ти происх-т в общесв усл-ях. Органич. потр-ти стан соц.
Биологическое – то, что в силу определенного стр-я о-ма опред тип жизни и пов-я.(есть у жив, нет у чка)
Органическое – то, что обусловлено стр-ем о-ма, но не опред тип жизни и пов-я.(есть у чка)
У ч-ка нет инстанции специфич от-я к внешней среде (1 и тот же физиологич дефект м по-разному отразиться на психич разв-и реб). Чтобы стать ч-ком, надо родиться норм биол особью (это необх, но не достаточн)
Ч-к ответственен за свое пов-е, т.к у него нет инстинктов.
Вопрос об инстинктах у человека составляет часть большой проблемы - "биологическое в психическом развитии человека и в структуре его психики".
Что касается жизни во внешней
среде, то и здесь все
Вторую область составляют те
отношения человека к другим
людям, которые регулируются
Признание инстинктов у
Но за свое поведение животное
не отвечает, а человек отвечает!
Когда устанавливают меру
Такое натуралистическое
Поэтому вопрос не в том,
какие инстинкты полезны, а
какие вредны. Вопрос в том,
совместимы ли инстинкты с
общественной организацией
Когда говорят об инстинктах у человека, - инстинктивное понимают как неосознанное, автоматизированное, привычное, безотчетное и т.п. или, с другой стороны, как низменное, порочное, недостойное.
В настоящее время научное понятие инстинкта у животных переживает глубокий кризис. Вызван он крушением господствовавшей до сих пор моторной теории инстинкта. Согласно этой теории, инстинкт представляет собой цепные двигательные реакции, видовые (и потому стереотипные), наследственные (и потому выполняемые без научения), появляющиеся в результате созревания определенных физиологических механизмов, с одной стороны, и действия определенных безусловных раздражителей - с другой, выполняемые "слепо". Установлено, что одни из этих критериев инстинктивного поведения не выдерживают строгой проверки
Поскольку несостоятельна "чисто моторная" теория инстинктов, то и отказаться нужно не от инстинктов, а от этого ложного, упрощенческого, механистического их понимания.
Если не ограничиваться
Наследственно
Словом, инстанция специфической чувствительности не может оставаться "чисто познавательной", она должна связываться с инстанцией специфического отношения к объекту-раздражителю и составлять с нею единое образование. Для краткости мы будем называть центральный нервный механизм "инстанцией специфического отношения" (к определенным объектам внешней среды).
Для того чтобы этот механизм
работал целесообразно, он
Именно связь потребности с
инстанцией специфического
Таким образом, в центральном механизме инстинктивного поведения всегда участвуют три звена: а) инстанция органической потребности; б) инстанция специфического отношения к объектам (носителям безусловного раздражителя); в) инстанция эффекторной части поведения, его двигательного, внутриорганического и психологического обеспечения.
Органическая потребность
Эффекторная, исполнительная
Это взаимодействие природных сил, приговаривает животное к определенному поведению, и животное не может действовать иначе, как не может быть чем-нибудь иным, чем оно есть. По отношению к объекту - инстинктивное поведение является вынужденным, и оценивать его с моральной или юридической точки зрения нельзя. Поэтому неправомерно и оценивать инстинктивное поведение как альтруистическое или эгоистическое. Животные и действуют лишь под давлением непосредственно испытываемого ими воздействия потребности и внешнего раздражения, независимо от того, кому на пользу идут результаты поведения. Курица, самоотверженно защищающая цыплят от вороны или ястреба, вовсе не жертвует своими интересами ради интересов птенцов, а только подчиняется действию безусловного раздражителя, вызывающего безусловную защитную реакцию. Если исключить этот безусловный раздражитель, как это и было сделано в известном опыте Иксюкюлля (закрывшего цыпленка стеклянным колпаком, не пропускавшим звуков), то курица, видя отчаянные попытки цыпленка выбраться из прозрачной западни, оставалась равнодушной и не делала попыток помочь ему. Животное реагирует не на чужую беду, а на тот раздражитель. Вот если бы в аналогичном положении оказался человек тогда его борьбу за другого, да еще с опасностью для себя, следовало бы оценить как альтруистическое поведение.