Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Возрастной психологии".
Изучение культурных особенностей, быта и жизни народов, стоящих на разных ступенях развития имеет огромное значение для детской психологии. Подробное изучение народов дает представление о том как происходит развитие у «примитивных» народов, а следовательно, позволяет проследить исторический ход развития, посмотреть процесс развития в динамике. Что позволяет приблизиться к раскрытию таких проблем детской психологии как: более подробно изучить периоды детского развития, причины переходов от одного периода к другому, проследить какие факторы оказывают влияние на развитие, ну и, несомненно, еще более глубоко рассмотреть закономерности психического развития в онтогенезе.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
В качестве психологических
примеров можно упомянуть дифференциацию
натурального условного рефлекса на
положение под грудью и комплекса
оживления; появление знаковой функции
в младенческом возрасте; изменение
на протяжении детства системного и смыслового
строения сознания. Каждый из этих процессов
соответствует перечисленным критериям
развития.
Понятие "развитие" включает
в себя: прогрессивное развитие, регрессивное
развитие и аномальное развитие:
Прогрессивное развитие
характеризуется возрастающей дифференциацией
и организацией психических процессов,
сопровождающейся совершенствованием
функционирования и формирования.
Регрессивное развитие
характеризуется процессами дезорганизации,
сопровождающимися замедлением и прекращением
роста и накопления психических способностей.
Аномальное развитие
характеризуется частичными или сплошными
нарушениями процесса роста, дифференциации
и организации психических функций, что
сопровождается уменьшением способности
к формированию и функционированию. (Шмидт
Г.-Д., 1978. С. 115).
Существуют различные типы развития.
Поэтому важно правильно найти то место,
которое среди них занимает психическое
развитие ребенка, то есть определить
специфику психического развития ребенка
среди других процессов развития. Л.С.
Выготский различал преформированный
и непреформированный типы развития.
ПРЕФОРМИРОВАННЫЙ-это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, как те стадии, которые явление( организм) пройдет , так и ток конечный результат, который явление достигнет.(Пр: эмбриональное развитие.)
НЕПРЕФОРМИР.-не предопределен заранее. ( развитие реб., галактики..)Дети разных эпох развиваются по разному. и достигают разных уровней развития.
Детское развитие-это-совершенно особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практич. и теорет. дея-ти, которая существует на данном уровне развития общества.Его конечные формы не даны, а заданы. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Выг, процесс псих. развития -это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм.
14. Понятие условий, источников и движущих
сил психического
развития в классической и неклассической
психологии.
Л.С. Выготский
ввёл новый – экспериментально-
Естественно-научная парадигма (Ст. Холл, К. Бюлер, Дж. Уотсон, З. Фрейд, Ж. Пиаже):
Условие психического развития – наследственность, среда (конвергенция, конфронтация).
Источник психического развития – внутренний мир ребёнка, который принадлежит ему. Есть 2 функциональной инвариации: способность к адаптации и организация опыта.
Движущие силы психического развития – наследственность, среда – факторы, находящиеся в состоянии конвергенции (взаимодополнения) или в отношениях конфликта
Культурно-исторический подход (отечественные психологи):
Условие психического развития – морфофизиологические особенности мозга, общение.
Источник психического развития – находится вне ребёнка – социальная среда.
Движущие силы психического развития – обучение. В обучении мы формируем обобщения, а потом понятия.
Биогенетический закон, закономерность в живой природе, сформулированная немецким учёным Э. Геккелем (1866) и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Факты, свидетельствующие о рекапитуляции (например, закладка у зародышей наземных позвоночных жаберных щелей), были известны ещё до появления эволюционного учения Ч. Дарвина. Однако лишь Дарвин дал (1859) этим фактам последовательное естественно-историческое объяснение, установив, что стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундаментальную закономерность эволюции органического мира. Теория естественного отбора позволила Дарвину объяснить противоречивое сочетание целесообразности строения организмов с рекапитуляцией признаков далёких предков. Немецкий эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных. Двумя годами позже Геккель придал принципу рекапитуляции форму Б. з., схематизировав при этом дарвиновские представления. Б. з. сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюционные исследования в эмбриологии, сравнительной анатомии и палеонтологии.
Вокруг Б. з. развернулась
продолжительная и острая
Б. з. в психологии. В связи с внедрением в психологию идей эволюционной биологии в конце 19 — начале 20 вв. были предприняты попытки использовать Б. з. для объяснения механизма смены стадий в развитии психических функций и форм поведения у животных и человека. Психологи, стоявшие на этой точке зрения — С. Холл, Дж. Болдуин (США), П. П. Блонский (СССР) и др., — утверждали, что имеется соответствие между эволюцией всего живого, в частности историческим развитием общества, и индивидуальным развитием ребёнка (например, соответствие между поведением первобытного человека и дошкольника, поведением человека античной эпохи и младшего школьника и т.д.). Такой подход явился одной из основ педологии. Научный анализ развития детей вскрыл ошибочность этой гипотезы и показал, что ребёнок усваивает опыт человечества не на основе Б. з., а под воздействием обучения и воспитания.
Теория рекапитуляции Ст.Холла
пользуется прямой аналогией с биогенетическим
законом Геккеля (онтогенез есть краткое
повторение и быстрое повторение филогенеза)
и рассматривает развитие ребенка как
обусловленный наследственными причинами
процесс, течение которого определено
основной линией эволюционного развития.
Важнейшие стадии в их строго закономерной
последовательности автоматически воспроизводятся
одна за другой; между ребенком и современностью
лежит бездна, исчезающая только с годами.
Под влиянием работ Ст.Холла изучение
детской психологии многих привлекло
и приняло широкие масштабы. С помощью
метода анкет был собран большой материал
о психическом развитии в детском, юношеском
и старческом возрасте, ценностью которого
была невелика, т.к. метод исследования
носил субъективный характер.
Несмотря на ограниченность и наивность
концепции рекапитуляции, биогенетический
принцип в психологи интересен тем, что
это был поиск закона. В концепции Ст.Холла
впервые была сделана попытка показать,
что между историческим и индивидуальным
развитием существует связь, которая до
сих пор недостаточно прослежена. Большое
влияние на возникновение первых концепций
детского развития оказала теория Ч. Дарвина,
впервые четко сформулировавшая идею
о том, что развитие, генезис, подчиняется
определенному закону. В дальнейшем любая
крупная психологическая концепция всегда
была связана с поиском законов детского
развития. Американский психолог Ст. Холл
считал, что ребенок в своем развитии кратко
повторяет развитие человеческого рода.
По его мнению, дети часто просыпаются
ночью в страхе, даже в ужасе, и после долго
не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом:
ребенок попадает в давно прошедшую эпоху,
когда человек один спал в лесу, подвергаясь
всяким опасностям, и внезапно пробуждался.
Ст. Холл считал, что игра ребенка - это
необходимое упражнение для полной утраты
рудиментарных и теперь уже бесполезных
функций; ребенок упражняется в них подобно
головастику, который непрерывно двигает
своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст.
Холл предполагал также, что развитие
детского рисунка отражает те стадии,
которые проходило изобразительное творчество
в истории человечества.
"Было бы антиэволюционно заставлять
ребенка переживать все заблуждения человеческого
интеллекта", - остроумно заметил другой
ученый, П.П. Блонский.
Чтобы быстрее достичь желаемой цели и
получить большой фактический материал,
началась разработка разнообразных анкет,
польза от которых часто была сомнительной.
Теоретическая несостоятельность концепции
рекапитуляции в психологии была признана
раньше, чем появилось критическое отношение
к этой концепции в эмбриологии. И.И. Шмальгаузен
показал, что в филогенезе происходит
перестройка всего эмбриогенеза в целом,
происходит спускание вниз решающих моментов
развития. Критика Э. Геккеля, основанная
на громадном фактическом материале, поднимает
проблему истории эмбриогенеза.
Несмотря на ограниченность и наивность
концепции рекапитуляции, биогенетический
принцип в психологии интересен тем, что
это был поиск закона. В концепции Ст. Холла
впервые была сделана попытка показать,
что между историческим и индивидуальным
развитием существует связь, которая до
сих пор недостаточно прослежена.
По мнению ряда исследователей,
изменение удельного веса наследственности
и среды открывает метод
Теория конвергенции рассматривает психическое
развитие как процесс, который складывается
под влиянием икс-элементов наследственности
и игрек-элементов среды. Это самая распространенная
концепция в современной психологии, она
соответствует здравому смыслу: "яблоко
от яблони недалеко падает" и "с кем
поведешься, от того и наберешься". До
сих пор психологи продолжают взвешивать
два этих фактора. Так, английский психолог
Г. Айзенк считал, что интеллект определяется
на 80% влиянием наследственности и на 20%
влиянием среды. Все современные теории
отличаются друг от друга только тем, как
они трактуют взаимодействие наследственности
и среды, созревания и научения, биологии
и культуры, врожденных и приобретенных
способностей в ходе психического развития.