Шпаргалка по "Психофизиология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

психофизиология 1.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное возникновение такого эмоционального состояния, так и в их отсутствие.

Словесно-логическая (словесная, семантическая) память - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и вызванные ими ощущения и представления. Она присуща только человеку.

Разделение образной или модально-специфической памяти на отдельные варианты во многом условно, так как человек получает наиболее полное представление о свойствах раздражителя, используя одновременно многие анализаторы, поэтому у некоторых лиц возможно отложение в памяти смешанных представлений. Музыканты, например, могут воспринимать музыкальную фразу как зрительный образ. Такая способность создания смешанных представлений о раздражителе называется синестезией.

Произвольная  и непроизвольная память. Непроизвольное запоминание не направлено собственно на запоминание. Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание. Этот вид запоминания продуктивнее непроизвольного и требует понимания и осмысливания запоминаемого материал, внимания и сосредоточенности.

Множественность систем памяти дало основание разделить  эти системы памяти на две большие  группы: процедурную и декларативную память.

Под декларативной памятью понимают запоминание объектов, событий, эпизодов. Это память на лица, места событий. Это знание событий, происходящих вокруг индивида. Она является эксплицитной, или сознательной (ее содержание может быть декларировано).

Процедурная память - память на действия. Она представлена моторными навыками, условными рефлексами, перцептуальными реакциями. По своей сущности она, скорее всего, является имплицитной, то есть неосознаваемой.

12. Временная  организация памяти.

До настоящего времени основной теорией нейрологической  памяти является концепция временной организации памяти, принадлежащая канадскому психологу Д.Хеббу (Д. Невв), который выделил кратковременную и долговременную память.

Из состава кратковременной памяти выделяют самостоятельную иконическую (эхоическую или сенсорную) память с более коротким периодом удержания информации в виде сенсорных следов, оставленных только что действующим стимулом.

Полагают, что возможность  извлечения информации из сенсорной  памяти приближается к нулю. Однако такая точка зрения не является бесспорной.

Кратковременная память(краткосрочная, оперативная, рабочая) - это память на только что минувшие события. Кратковременная память представляет собой первый этап формирования следа памяти — энграммы. Ее существование во времени ограничено и неустойчиво. С помощью этого вида памяти обеспечивается выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций. Длительность хранения в кратковременной памяти составляет приблизительно 10-30 секунд, при повторении дольше. Объем кратковременной памяти довольно ограничен и составляет 7+/- 2 элемента.

Долговременная  память (долгосрочная) формируется с помощью кратковременной памяти и по своему механизму качественно отличается от кратковременной памяти, так как не нарушается при таких экстремальных воздействиях на мозг как электрошок, механическая травма и т.д. Долгосрочная память - это память на события, которые происходили и происходят в жизни человека. Четкой границы между кратковременной и долговременной памятью нет. Объем долговременной памяти практически безграничен.

Большинство известных  классификаций видов памяти относится  к памяти долговременной.

Фиксация информации в долговременной памяти включает в  себя такие этапы как:

  1. формирование энграммы, то есть следа, оставляемого в мозгу тем или иным событием;
  2. сортировку и выделение новой информации;
  3. долговременное хранение значимой для организма информации.

Формирование энграммы осуществляется в два этапа. Первый характеризуется неустойчивой формой следа и существует в течение короткого времени. Это этап кратковременный. Именно на этом этапе след уязвим для действия модулирующих память влияний. Второй этап - переход следа в устойчивое состояние, которое не изменяется в течение длительного времени - это этап долговременной памяти. Фиксация энграммы осуществляется при помощи процесса консолидации. Консолидация начинает развиваться во время пребывания следа в фазе кратковременного хранения. Последовательная смена состояний следа является необходимым условием для фиксации энграммы.

В 1976 году П.Голдом и Дж.Мак-Го была предложена гипотеза одного следа и двух процессов. В ее основе лежит предположение о том, что при обучении развивается два процесса: один - специфический, приобретенный опытом, другой - неспецифический.

Гипотеза  о трех последовательных этапах фиксации энграммы. Существует предположение о существовании не двух, а трех последовательных этапах в закреплении энграммы. В основе такого «трехкомпонентного» подхода лежат результаты о действии ингибиторов синтеза белков через разное время обучения и предположения о том, что каждая стадия фиксации характеризуется своими обменным процессами.

13. Механизмы  запечатления.

Этапы формирования энграмм. По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.

Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.

На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации.

На третьем  этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

Системы регуляции памяти. Важным параметром классификации памяти является уровень управления, или регуляции, мнестических процессов. По этому признаку выделяют непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание и воспроизведение происходит без усилий, во втором — в результате осознанной мнестической деятельности. Очевидно, что эти процессы имеют разное мозговое обеспечение.

В целом система  управления и регуляции памяти в  головном мозге включает неспецифические  и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции: 1) неспецифический (общемозговой) — сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; 2) модально-специфический (локальный), связанный с деятельностью анализаторных систем.

Из сказанного следует, что система регуляции  памяти имеет иерархическое строение, и полное обеспечение функций  и процессов памяти возможно лишь при условии функционировании всех ее звеньев. Память следует понимать как системное (эмерджентное) свойство всего мозга и даже целого организма. Поэтому уровень, на котором возможно понимание памяти, — это уровень живой системы в целом.

14. Физиологические  теории памяти.   

 Теория Д. Хебба. По Хеббу, кратковременная память — это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями. Долговременная память, напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов — синапсов. Хебб полагал, что эти структурные изменения связаны с повторной активацией (по его определению — "повторяющейся реверберацией возбуждения") замкнутых нейронных цепей, например, путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре. 
          Повторное возбуждение нейронов, образующих такую цепь, приводит к тому, что в них возникают долговременные изменения, связанные с ростом синаптических соединений и увеличением площади их контакта между пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной. После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы одного относящегося к нему нейрона, приводит в возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный механизм хранения и извлечения информации из памяти. Непосредственно же основные структурные изменения, согласно Хеббу, происходят в синапсах в результате процессов их роста или метаболических изменений, усиливающих воздействие каждого нейрона на следующий нейрон.

Синаптическая теория. Свое название эта теория получила из-за того, что главное внимание в ней уделяется роли синапса в фиксации следа памяти. Она утверждает, что при прохождении импульса через определенную группу нейронов возникают стойкие изменения синаптической проводимости в пределах определенного нейронного ансамбля.

Реверберационная  теория.Теория базировалась на существовании в структурах мозга замкнутых нейронных цепей. Известно, что аксоны нервных клеток соприкасаются не только с дендритами других клеток, но могут и возвращаться обратно к телу своей же клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов, появляется возможность циркуляции нервного импульса по реверберирующим (постепенно затухающим) кругам возбуждения разной сложности. В результате возникающий в клетке разряд возвращается к ней либо сразу, либо через промежуточную цепь нейронов и поддерживает в ней возбуждение. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения не выходят за пределы определенной совокупности нервных клеток и рассматриваются как физиологический субстрат сохранения энграмм. Именно в реверберационном круге возбуждения происходит переход из кратковременной в долговременную память.

Однако реверберационная теория не дает ответа на ряд вопросов. В частности, она не объясняет причину возврата памяти после электрошоковых воздействий, когда, согласно этой теории, в подобных случаях возврата памяти не должно быть.

Нейронные модели памяти.  В контексте векторной психофизиологии  разрабатывает нейронную модель памяти Е.Н.Соколов. По его представлениям, разнообразная информация закодирована в нейронных структурах мозга в виде особых векторов памяти, которые создаются набором постсинаптических локусов на теле нейрона-детектора, имеющих разную электрическую проводимость. Этот вектор определяется как единица структурного кода памяти. Вектор восприятия состоит из набора постсинаптических потенциалов разнообразной амплитуды. Размерности всех векторов восприятия и всех векторов памяти одинаковы. Если узор потенциалов полностью совпадает с узором проводимостей, то это соответствует идентификации воспринимаемого сигнала.

Частотная фильтрация и память. Концепция частотной фильтрации предполагает, что обработка информации в зрительной системе осуществляется через нейронные комплексы, наделенные свойствами двумерных пространственно-частотных фильтров. Такие фильтры осуществляют анализ параметров стимула по принципу, описываемому разложением Фурье.

При этом механизмы  хранения энграмм находят своеобразное выражение в концепции пространственно-частотного анализа. Предполагается, что в памяти фиксируется только гармонический  состав нервных импульсов, а узнавание  знакомых объектов упрощается за счет того, что отношение частот внутри гармонического состава не зависит от абсолютной величины импульса. Именно поэтому для оперативной памяти требуется столь малый объем.

Математическое  моделирование памяти. Исходя из представлений об импульсном кодировании сигналов в памяти и цикличности нейронных процессов А.Н. Лебедев предлагает математическую модель, которая используя некоторые характеристики основного ритма электроэнцефалограммы — альфа-ритма — позволяет количественно оценить объем долговременной памяти и некоторые другие ее характеристики.

Физиологическими  основами памяти, согласно А.Н. Лебедеву, служат пачки нейронных импульсов, способные циклически повторяться. Каждая пачка импульсов — своеобразная "буква" универсального нейронного кода. Сколько разных пачек по числу импульсов в каждой, столько разных букв в нейронном коде. Пачки импульсов возникают друг за другом и образуют ограниченные цепочки. Это кодовые слова. Каждой цепочке, т.е. каждому кодовому слову, соответствует свой, порождающий его ансамбль нейронов.

В результате каждому  приобретенному образу памяти (слову, предмету, явлению и т.п.) соответствует  свой нейронный ансамбль. Нейроны  ансамбля, хранящие один образ, активизируются согласованно, циклически. Колебания клеточных потенциалов, связанные с импульсацией нейронов, создают повторяющийся узор биопотенциалов. Причем каждому образу соответствует свой собственный узор. Часть нейронов ансамбля могут "замолкать" или включаться в работу другого ансамбля, другого образа. При этом ансамбль может не только приобретать нейроны (повторение), но и терять их (забывание). Предполагается, что работу одного ансамбля может обеспечить число нейронов от 100 до 1000.

Представление о циклических кодах памяти оказалось также продуктивным и для теоретического расчета быстродействия памяти, проявляющегося в скорости мнемического поиска и быстроте принятия решения в ситуации выбора.

15. Биохимические  исследования памяти.

Экспериментальные данные многих исследований подтверждали факт того, что в консолидации энграмм памяти ведущую роль играет ДНК, которая может служить хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу специфического информационного кода.

Первые доказательства возможности транспорта «молекул памяти» были получены Д.Мак-Коннелом (1959, 1963), Н.Унгаром (1965, 1972) и Г.Хиденом (1967).

Так, у крыс, у которых был выработан рефлекс  на избегание темноты при воздействии  на них электрическим током в  темном отделении экспериментальной камеры, из мозга был выделен полипептид. Впервые идентифицированный, расшифрованный и синтезированный пептид был назван скотофобином. Синтетический скотофобин успешно прошел испытания, причем эффективность инъекции скотофобина была очевидна, даже если животные были разных видов. Другой пептид был выделен из мозга золотых рыбок, обученных различению цветов. В настоящее время доказана возможность передачи химическим путем памяти для осуществления многих поведенческих реакций.

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиология"