Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"
Первоначально новый стимул вызывает генерализованный ОР, связанный с возбуждением ретикулярной формации ствола мозга. Генерализованный ориентировочный рефлекс быстро угасает, обычно после 10-15 применений индифферентного стимула.
Отличительной особенностью ОР является его угасание, развивающееся с повторением стимула. Специфическим стимулом, на который всякий раз возникает ОР, является его абсолютная или относительная новизна.
Таким образом, ОР, обладая свойством безусловного рефлекса, возникающего на новизну, вместе с тем обнаруживает сходство и с условным рефлексом. Оно проявляется в его способности к угасанию. Угасание — это особая форма обучения, получившая название негативного научения, ведущего к потере способности данного стимула вызывать ОР.
Суммируя результаты собственных исследований с данными Р. Наатанена и его коллег, Е.Н. Соколов [1997] выделяет два типа энграмм, с которыми связано возникновение непроизвольного и произвольного ОР. Когда единицы кратковременной памяти подключены к нейронам новизны и тождества прямо в виде потенцированных синапсов от детекторов-признаков, сигнал рассогласования, возникающий при несовпадении стимула с энграммой, определяет генерацию непроизвольного ОР. Его сигнал рассогласования представлен в НР и неспецифическом компоненте Н,. Если же к нейронам новизны и тождества подключены единицы долговременной памяти и они обеспечивают произвольное удержание шаблона, то совпадение стимула с шаблоном порождает сигнал согласования или совпадения. В терминах нейронных популяций он представлен ПН. Сигнал совпадения достигает нейронов активирующей системы и вызывает условный ОР, направленный на значимый стимул. В случае несовпадения стимула с шаблоном сигнал совпадения и ПН не возникают и ОР на значимый стимул не появляется. При этом стимулы, отличающиеся от релевантного, вызывают безусловный ОР, непроизвольное внимание, которое представлено негативностью рассогласования и неспецифическим компонентом Н1
ОРИЕНТИРОВОЧНО-
Сегодня можно
считать доказанным, что ориентировочно-
Согласно
Д. Берлайну, существуют две группы
детерминант ориентировочно-
8. Классификация движений. Механизм инициации двигательного акта Классификация движений
Все движения классифицируются на:
Движения человека очень разнообразны, однако все это разнообразие можно свести к небольшому количеству основных типов активности: обеспечение позы и равновесия, локомоция и произвольные движения.
Поддержание позы у человека обеспечивается теми же фазическими мышцами, что и движения, а специализированные тонические мышцы отсутствуют.
Одна из основных задач «позной» активности — удержание нужного положения звеньев тела в поле силы тяжести (удержание головы от свисания, голеностопных суставов от тыльного сгибания при стоянии и др.).
Типичный пример позы — стояние человека.
Таким образом, поддержание позы — это активный процесс, осуществляющийся, как и движение, с участием обратных связей от рецепторов. В поддержании вертикальной позы участвуют зрение и вестибулярный аппарат. Важную роль играет и проприорецепция.
К понятию позы примыкает понятие мышечного тонуса. Термин «тонус» многозначен, в применении к скелетным мышцам им обозначают комплекс явлений.
Наиболее распространенной формой локомоции человека (локомоция — активное перемещение в пространстве на расстояния, значительно превышающие характерные размеры тела) является ходьба. Она относится к циклическим двигательным актам, при которых последовательные фазы движения периодически повторяются.
Произвольными движениями в широком смысле слова могут быть названы самые разные движения, совершаемые как в процессе труда, так и в повседневной жизни.
В сложной картине работы мышц часто можно выделить устойчивые сочетания их активности, используемые в различных движениях. Это уже упоминавшиеся синергии, основанные на врожденных или выработанных в процессе опыта связях, которые, являясь устойчивыми компонентами движений, упрощают управление сложными двигательными актами и помогают преодолеть избыточность количества мышц и числа степеней свободы.
МЕХАНИЗМ ИНИЦИАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА Изучение процессов, определяющих выполнение моторных программ, привело к представлению о двух системах инициации движения. Одна из них — это лимбическая система мозга, по терминологии Ю. Конорского, «эмоциональный мозг». С помощью этой системы осуществляется «трансляция мотивации в действие», т.е. в действия, которые связаны с утолением голода, устранением страха и удовлетворением других биологических потребностей. По данным Г. Могенсона (Mogenson G. et al., 1980), эта трансляция достигается за счет особого пути передачи сигналов от лимбических структур к базальным ганглиям. При этом важным звеном, связывающим лимбическую систему с моторной, является прилегающее ядро (n.accumbens).
С появлением ассоциативной коры у высших животных увеличивается роль когнитивных процессов. Появляется вторая система инициации движения — «когнитивный мозг» (Конорский Ю., 1970).
Он обеспечивает запуск различных специфических движений в соответствии с инструкцией, установкой на ответ, прошлым опытом и обучением.
По Г. Могенсону, все процессы управления движением можно представить тремя блоками:
блоком инициации движения, включающим лимбическую систему с прилегающим ядром (n.accum-bens) и ассоциативную кору;
блоком программирования движения, включающим мозжечок, базальные ганглии, моторную кору, таламус как посредника между ними, а также спинальные и стволовые генераторы;
исполнительным блоком, охватывающим мотонейроны и двигательные единицы.
Следует иметь в виду, что управление движением включает наряду с командами по прямым связям обширную проприоцептивную и экстероцептивную информацию по обратным связям.
«Эмоциональный мозг» (лимбическая система) действует через n.accumbens и далее через другие структуры базальных ганглиев. «Когнитивный мозг» (ассоциативная кора) оказывает влияние на хвостатое ядро базальных ганглиев и параллельно на мозжечок. Моторная кора получает сигналы от мозжечка и базальных ганглиев через таламус.
Произвольные движения человека — это сознательно регулируемые движения. У человека они тесно связаны с речью.
Ведущая роль в процессе управления движением принадлежит префронтальной коре. Выполняемая ею актуализация следов памяти позволяет префронтальной коре корректировать внутреннюю модель внешнего мира в соответствии с оперативно поступающей сенсорной информацией, в том числе от выполняемого движения.
Таким образом, управление и контроль за движением — достаточно сложный процесс. Он включает обработку информации, получаемой через прямые и обратные связи между префронтальной корой, моторной корой, таламусом, мозжечком, базальными ганглиями, а также стволом мозга и спинным мозгом. Важная роль принадлежит проприоцептивной и экстероцептивной афферентации.
11. Классификация видов и форм памяти.
Память (по-гречески - мнеме) - это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки.
Различают три вида биологической памяти: генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) память.
Генетическая память хорошо изучена. Известно, что вся информация о развитии организма записана (закодирована) в молекуле ДНК. Фрагменты ДНК - гены - обеспечивают ее стабильное сохранение, а экспрессия (проявление) активности генов - воспроизведение информации в нужное время. Причиной изменчивости генетической информации является мутагенез.
Второй формой биологической памяти, развивающейся позже в ходе эволюции, является иммунологическая память которая тесно связана с генетической памятью. Иммунологическая память проявляется в способности клеток иммунной системы после первой встречи с генетически инородными телами (вирусы, бактерии и др.), узнавать их при повторной встрече, связывать и включать механизмы их уничтожения.
Нсйрологическая или нервная память. Её делят на врожденную или генотипическую и приобретенную или фенотипическую память.
Врожденная или генотипическая память обеспечивает становление безусловных рефлексов, различных форм врожденного поведения (инстинктов), играющих роль в приспособлении и выживаемости вида.
Приобретенная или фенотипическая память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения.
В приобретенной (фенотипической) памяти выделяют элементарные и сложные виды памяти.
К элементарным видам памяти относят привыкание, сенситизацию и условный рефлекс.
К сложным видам относят импринтинг (неосознаваемая память) и двигательную, образную или модально-специфическую, логическую или словесно-логическую, эмоциональную, а также процедурную и декларативную память (осознаваемая или сознательная память). Среди форм сознательной памяти выделяют произвольную и непроизвольную память.
В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала память подразделяют на три вида:
В зависимости
от доступности энграмм для
Элементарные виды приобретенной памяти. К ним относятся привыкание, сенситизация, условный рефлекс или условнорефлекторная память. Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции. Сенситизация - это процесс, противоположный привыканию. Он выражается в повышении чувствительности при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральные раздражители.
Согласно И.П.Павлову, условный рефлекс - результат сформированной ассоциативной связи между двумя участками мозга, представляет основу запоминания. Условнорефлекторная память является связующим звеном между простыми и сложными видами памяти.
СЛОЖНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ Импритинг. Он представляет собой запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности.
Неосознаваемая или бессознательная память. В настоящее время считают, что кроме осознаваемой памяти имеется бессознательная память, которая в обычных условиях не может быть вербализована. Эта память может быть извлечена в условиях применения гипноза, а также при раздражении электрическим током отдельных участков коры головного мозга. Находящаяся в бессознательной памяти информация используется для формирования сновидений, поиска выхода из тупиковых для сознания ситуаций.
Осознаваемая или сознательная память. Выделяют 4 вида сознательной памяти: двигательную, образную или модально-специфическую, эмоциональную, словесно-логическую.
Двигательная или моторная память составляет основу разнообразных движений (ходьбы, бега, катания на велосипеде и коньках, танца).
Образная или модально-специфическая память проявляется в запечатлении и воспроизведении картин окружающего мира. Она связана с функционированием анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная.
Встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление получило название эйдетизма. Оно выражается в том, что человек в нужный момент может воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д.