Шпаргалка по "Психофизиология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

психофизиология 1.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Первоначально новый стимул вызывает генерализованный ОР, связанный с возбуждением ретикулярной формации ствола мозга. Генерализованный ориентировочный рефлекс быстро угасает, обычно после 10-15 применений индифферентного стимула.

Отличительной особенностью ОР является его угасание, развивающееся с повторением  стимула. Специфическим стимулом, на который всякий раз возникает ОР, является его абсолютная или относительная новизна.

Таким образом, ОР, обладая свойством безусловного рефлекса, возникающего на новизну, вместе с тем обнаруживает сходство и  с условным рефлексом. Оно проявляется  в его способности к угасанию. Угасание — это особая форма обучения, получившая название негативного научения, ведущего к потере способности данного стимула вызывать ОР.

Суммируя результаты собственных исследований с данными  Р. Наатанена и его коллег, Е.Н. Соколов [1997] выделяет два типа энграмм, с которыми связано возникновение непроизвольного и произвольного ОР. Когда единицы кратковременной памяти подключены к нейронам новизны и тождества прямо в виде потенцированных синапсов от детекторов-признаков, сигнал рассогласования, возникающий при несовпадении стимула с энграммой, определяет генерацию непроизвольного ОР. Его сигнал рассогласования представлен в НР и неспецифическом компоненте Н,. Если же к нейронам новизны и тождества подключены единицы долговременной памяти и они обеспечивают произвольное удержание шаблона, то совпадение стимула с шаблоном порождает сигнал согласования или совпадения. В терминах нейронных популяций он представлен ПН. Сигнал совпадения достигает нейронов активирующей системы и вызывает условный ОР, направленный на значимый стимул. В случае несовпадения стимула с шаблоном сигнал совпадения и ПН не возникают и ОР на значимый стимул не появляется. При этом стимулы, отличающиеся от релевантного, вызывают безусловный ОР, непроизвольное внимание, которое представлено негативностью рассогласования и неспецифическим компонентом Н1

ОРИЕНТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ риентировочную реакцию (как настройку анализаторов на лучшее восприятие нового стимула) следует отличать от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения. Последние могут следовать за ОР — они направлены на более детальное ознакомление с вызвавшим их объектом.

Сегодня можно  считать доказанным, что ориентировочно-исследовательская деятельность животного и человека побуждается самостоятельной потребностью в получении новой информации. П.В. Симонов [1993] относит ее к группе идеальных потребностей, создающих основу для саморазвития индивида.

 Согласно  Д. Берлайну, существуют две группы  детерминант ориентировочно-исследовательского поведения. С одной стороны, это дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, удовлетворяющих эту потребность. Он называет этот тип поведения, который направлен на поиск стимуляции, разнонаправленным исследованием. Примером может служить поведение крысы, которая начинает нажимать на педаль, чтобы получить кратковременное освещение в лабиринте. Обезьяна, содержащаяся в клетке и «часами открывающая окно, чтобы увидеть, что происходит за ее пределами, также стремится поднять свой уровень активации. С другой стороны, исследовательская деятельность побуждается неопределенностью ранее полученной информации. Это стимулирует особую форму активности в виде целенаправленной любознательности. Ее цель — получить недостающие уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность ситуации.

8. Классификация движений. Механизм инициации двигательного акта     Классификация движений

Все движения классифицируются на:

    • Автоматизированные и произвольные движения
    • Ориентационные движения
    • Управление позой.
    • Управление локомоцией
    • Манипуляторные движения

Движения человека очень разнообразны, однако все это  разнообразие можно свести к небольшому количеству основных типов активности: обеспечение позы и равновесия, локомоция и произвольные движения.

Поддержание позы у человека обеспечивается теми же фазическими мышцами, что и движения, а специализированные тонические мышцы  отсутствуют.

Одна из основных задач «позной» активности — удержание  нужного положения звеньев тела в поле силы тяжести (удержание головы от свисания, голеностопных суставов от тыльного сгибания при стоянии и др.).

Типичный пример позы — стояние человека.

Таким образом, поддержание позы — это активный процесс, осуществляющийся, как и движение, с участием обратных связей от рецепторов. В поддержании вертикальной позы участвуют зрение и вестибулярный аппарат. Важную роль играет и проприорецепция. 

К понятию позы примыкает понятие мышечного тонуса. Термин «тонус» многозначен, в применении к скелетным мышцам им обозначают комплекс явлений.

Наиболее распространенной формой локомоции человека (локомоция — активное перемещение в пространстве на расстояния, значительно превышающие характерные размеры тела) является ходьба. Она относится к циклическим двигательным актам, при которых последовательные фазы движения периодически повторяются.

Произвольными движениями в широком смысле слова могут быть названы самые разные движения, совершаемые как в процессе труда, так и в повседневной жизни.

В сложной картине работы мышц часто можно выделить устойчивые сочетания их активности, используемые в различных движениях. Это уже упоминавшиеся синергии, основанные на врожденных или выработанных в процессе опыта связях, которые, являясь устойчивыми компонентами движений, упрощают управление сложными двигательными актами и помогают преодолеть избыточность количества мышц и числа степеней свободы.

МЕХАНИЗМ  ИНИЦИАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА   Изучение процессов, определяющих выполнение моторных программ, привело к представлению о двух системах инициации движения. Одна из них — это лимбическая система мозга, по терминологии Ю. Конорского, «эмоциональный мозг». С помощью этой системы осуществляется «трансляция мотивации в действие», т.е. в действия, которые связаны с утолением голода, устранением страха и удовлетворением других биологических потребностей. По данным Г. Могенсона (Mogenson G. et al., 1980), эта трансляция достигается за счет особого пути передачи сигналов от лимбических структур к базальным ганглиям. При этом важным звеном, связывающим лимбическую систему с моторной, является прилегающее ядро (n.accumbens).

С появлением ассоциативной коры у высших животных увеличивается роль когнитивных процессов. Появляется вторая система инициации движения — «когнитивный мозг» (Конорский Ю., 1970).

Он обеспечивает запуск различных специфических движений в соответствии с инструкцией, установкой на ответ, прошлым опытом и обучением.

По Г. Могенсону, все процессы управления движением можно представить  тремя блоками:

блоком инициации  движения, включающим лимбическую систему с прилегающим ядром (n.accum-bens) и ассоциативную кору;

блоком  программирования движения, включающим мозжечок, базальные ганглии, моторную кору, таламус как посредника между ними, а также спинальные и стволовые генераторы;

исполнительным  блоком, охватывающим мотонейроны и двигательные единицы.

Следует иметь  в виду, что управление движением  включает наряду с командами по прямым связям обширную проприоцептивную и  экстероцептивную информацию по обратным связям.

«Эмоциональный мозг» (лимбическая система) действует через n.accumbens и далее через другие структуры базальных ганглиев. «Когнитивный мозг» (ассоциативная кора) оказывает влияние на хвостатое ядро базальных ганглиев и параллельно на мозжечок. Моторная кора получает сигналы от мозжечка и базальных ганглиев через таламус.

Произвольные  движения человека — это сознательно  регулируемые движения. У человека они тесно связаны с речью.

Ведущая роль в процессе управления движением принадлежит префронтальной коре. Выполняемая ею актуализация следов памяти позволяет префронтальной коре корректировать внутреннюю модель внешнего мира в соответствии с оперативно поступающей сенсорной информацией, в том числе от выполняемого движения.

Таким образом, управление и контроль за движением — достаточно сложный процесс. Он включает обработку информации, получаемой через прямые и обратные связи между префронтальной корой, моторной корой, таламусом, мозжечком, базальными ганглиями, а также стволом мозга и спинным мозгом. Важная роль принадлежит проприоцептивной и экстероцептивной афферентации.

11. Классификация  видов и форм памяти.

Память (по-гречески - мнеме) - это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки.

Различают три вида биологической памяти: генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) память.

Генетическая память хорошо изучена. Известно, что вся информация о развитии организма записана (закодирована) в молекуле ДНК. Фрагменты ДНК - гены - обеспечивают ее стабильное сохранение, а экспрессия (проявление) активности генов - воспроизведение информации в нужное время. Причиной изменчивости генетической информации является мутагенез.

Второй формой биологической памяти, развивающейся  позже в ходе эволюции, является иммунологическая память которая тесно связана с генетической памятью. Иммунологическая память проявляется в способности клеток иммунной системы после первой встречи с генетически инородными телами (вирусы, бактерии и др.), узнавать их при повторной встрече, связывать и включать механизмы их уничтожения.

Нсйрологическая или нервная память. Её делят на врожденную или генотипическую и приобретенную или фенотипическую память.

Врожденная или генотипическая память обеспечивает становление безусловных рефлексов, различных форм врожденного поведения (инстинктов), играющих роль в приспособлении и выживаемости вида.

Приобретенная или фенотипическая память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения.

В приобретенной (фенотипической) памяти выделяют элементарные и сложные виды памяти.

К элементарным видам памяти относят привыкание, сенситизацию и условный рефлекс.

К сложным видам относят импринтинг (неосознаваемая память) и двигательную, образную или модально-специфическую, логическую или словесно-логическую, эмоциональную, а также процедурную и декларативную память (осознаваемая или сознательная память). Среди форм сознательной памяти выделяют произвольную и непроизвольную память.

В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала память подразделяют на три вида:

    • иконическую или сенсорную,
    • кратковременную или оперативную
    • долговременную или декларативную.

В зависимости  от доступности энграмм для воспроизведения  выделяют память пассивную (недоступную для воспроизведения) и активную (доступную для воспроизведения).

Элементарные  виды приобретенной памяти. К ним относятся привыкание, сенситизация, условный рефлекс или условнорефлекторная память. Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции. Сенситизация - это процесс, противоположный привыканию. Он выражается в повышении чувствительности при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральные раздражители.

Согласно И.П.Павлову, условный рефлекс - результат сформированной ассоциативной связи между двумя участками мозга, представляет основу запоминания. Условнорефлекторная память является связующим звеном между простыми и сложными видами памяти.

 СЛОЖНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ  Импритинг. Он представляет собой запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности.

Неосознаваемая  или бессознательная память. В настоящее время считают, что кроме осознаваемой памяти имеется бессознательная память, которая в обычных условиях не может быть вербализована. Эта память может быть извлечена в условиях применения гипноза, а также при раздражении электрическим током отдельных участков коры головного мозга. Находящаяся в бессознательной памяти информация используется для формирования сновидений, поиска выхода из тупиковых для сознания ситуаций.

Осознаваемая  или сознательная память. Выделяют 4 вида сознательной памяти: двигательную, образную или модально-специфическую, эмоциональную, словесно-логическую.

Двигательная или моторная память составляет основу разнообразных движений (ходьбы, бега, катания на велосипеде и коньках, танца).

Образная  или модально-специфическая память проявляется в запечатлении и воспроизведении картин окружающего мира. Она связана с функционированием анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная.

Встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление получило название эйдетизма. Оно выражается в том, что человек в нужный момент может воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиология"