Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"
Нарушение способности к чтению и письму (дислексии) связывают с анатомическими аномалиями левого полушария.
Исследования глухих людей, использующих язык жестов с очень раннего возраста, показали, что левое полушарие у них доминировало над правым и при решении зрительно-пространственных задач.
Невербальная коммуникация - функция правого полушария.
Правое полушарие специализируется на коммуникации посредством иконических знаков, а левое - на коммуникации символических. Иконические знаки являются формой образных представлений.
При исследовании взрослых испытуемых методом электрошока (одностороннего воздействия по медицинским показаниям) были получены следующие характеристики «левополушарного» и «правополушарного» типов организации психических функций.
У «левополушарного»
человека страдают виды
«Правополушарный» человек демонстрирует резкое снижение речевых способностей; классификация нарушена; объясняется охотнее мимикой и жестами; хорошо различает изменение интонации. Отличается образным мышлением. Преобладают отрицательные эмоции.
Распределение
функций между двумя
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Устная речь |
Метафорный смысл речи. Чувство юмора. Эмоциональная окраска речи. |
Чтение |
Интонация устной речи (просодия). |
Письмо |
Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке. |
Вербальное мышление. Интерпретация мимики и жестов |
Пространственные понятия и представления, стереоскопическое зрение, вращение в пространстве. |
Размер прозы и поэзии |
Пространственные координаты, общая пространственная ориентация. |
Ритм музыки |
Геометрия, игра в шахматы. |
Название цветов |
Восприятие «гештальтов» |
Классификация цветов |
Левая и правая части внешнего пространства. |
Счет |
Распознавание мимики и жестов |
Правая часть внешнего пространства |
Узнавание лиц Эмоциональные реакции |
«Пространственное» правое и «временное» левое полушария обладают способностями, позволяющими им вносить важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности.
Патология и функциональная межполушарная асимметрия Патологические процессы могут быть связаны с межполушарной асимметрией функций головного мозга, по крайней мере, двумя способами:
При возникновении патологического процесса имеют место оба вида дисфункций.
Среди различных последствий повреждений мозга можно выделить наиболее поддающиеся определению и явно диагностируемые дисфункции.
Агнозия означает «неспособность узнавать». Выделяют следующие виды агнозий: зрительная, слуховая агнозия и астереогнозис, или неспособность узнавать знакомые предметы с помощью прикосновения.
Особой формой зрительной агнозии является прозопагнозия - агнозия на лица.
Зрительные агнозии возникают при двусторонних повреждениях теменно-затылочных долей мозга различной этиологии или при повреждении этих долей в левом (доминантном) полушарии.
Слуховые агнозии появляются при поражении областей височной доли в левом (доминантном) полушарии. Астереогнозис возникает обычно вследствие поражения областей теменной доли, расположенных по соседству с соматосенсорными проекционными зонами, которые предположительно являются ответственными за приобретение и сохранение тактильно-кинестетической памяти.
Заслуживает отдельного описания синдром игнорирования, или односторонняя пространственная агнозия, чаще возникающая при поражении теменных или теменно-затылочных областей правого полушария. При наличии данного синдрома больной демонстрирует левостороннюю гемианопсию, т. е. «полуслепоту», при которой он не видит никаких предметов слева от точки фиксации взора.
Еще один вид дисфункции - это афазия (нарушение способности говорить или понимать речь). Известны две основные формы — экспрессивная («моторная») и рецептивная («сенсорная») афазии.
Экспрессивная афазия (афазия Брока) состоит в нарушении главным образом собственной речи больного; понимание чужой речи в основном сохраняется. Этот тип афазии связан с повреждением лобных областей левого полушария, контролирующих речевой выход, в особенности зоны Брока. Могут наблюдаться также расстройства письма. В большинстве случаев пациенты осознают свои ошибки.
Рецептивная афазия (афазия Вернике) является нарушением, при котором больной испытывает большие затруднения в понимании речи вообще. Этот вид афазии связан с повреждением задней области правой височной извилины (зона Вернике). Речь больного беглая и в зависимости от степени повреждения может варьировать от немного странной до совершенно бессмысленной. Пациенты часто употребляют несоответствующие (парафазии) или несуществующие (неологизмы) слова. Ритм и плавность речи, однако, в большинстве случаев сохранены. Такие больные часто не осознают дефектов или бессмысленности своей речи, продолжают говорить, считая, что все в порядке. Чтение или письмо в той или иной мере нарушены.
Проводниковая афазия является следствием нарушения связи между зонами Брока и Вернике. Больной понимает, что ему сказали, но не в состоянии правильно повторить сказанное.
Словесная глухота возникает в результате повреждения, отсоединяющего зону Вернике от слуховых входов. Нарушается понимание только устной речи.
Аномическая афазия характеризуется нарушениями в назывании предметов и является в «чистом» виде результатом повреждения ограниченной зоны коры в области, называемой угловой извилиной.
Глобальная афазия означает тяжелое нарушение всех связанных с речью функций. Эта форма дисфункции является следствием обширного повреждения левого полушария, захватывающего большую часть областей, которые играют роль в организации речи.
Апраксия определяется как неспособность осуществлять определенные произвольные движения при отсутствии паралича или потери чувствительности. Апраксию можно рассматривать как следствие разрушения программы, или «памяти», в которой записана последовательность движений, необходимая для осуществления какого-либо действия. Кинетическая апраксия — неспособность выполнить хорошо знакомое движение; связана с повреждением премоторной области лобных долей. Возможно правостороннее и левостороннее поражение.
Идеомоторная апраксия обычно обусловлена повреждением теменной области левого (доминантного) полушария, но поведенческие эффекты повреждения являются, по-видимому, билатеральными. Пациенты не в состоянии выполнить сложно организованные действия по инструкции, хотя в иных ситуациях могут осуществить подобные действия спонтанно.
Идеационная апраксия означает неспособность сформировать соответствующую последовательность движений или правильно использовать предметы. Возникает при повреждении теменной доли левого (доминантного) полушария или мозолистого тела.
Конструкционная апраксия характеризуется потерей способности воспроизводить геометрические фигуры при их рисовании или сборке. Это расстройство не рассматривается как чисто двигательное.
Существует несколько теоретических моделей, объясняющих связь между лате-рализацией и расстройствами психики:
Латерализация функций мозга, функциональные асимметрии его полушарий — это реальные факты, которые способствуют более глубокому пониманию работы мозга как единого целого и подтверждают объективность представлений о неразрывной связи человеческой психики с мозговыми механизмами. Представления об асимметрии психических функций требуют дальнейших детальных исследований.
5. Взаимодействие сигнальных систем. Вербальный и невербальный интеллект. Структура процесса мышления. Фокусы мозговой активности и мышление.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ Взаимодействие двух сигнальных систем выражается в явлении элективной (избирательной) иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием связей между структурами, воспринимающими стимулы и обозначающими их словами.
Между двумя
сигнальными системами
Связь двух сигнальных систем, которую можно обозначить как «словесный раздражитель — непосредственная реакция», имеет самое широкое распространение. Все случаи управления поведением, движением с помощью слова относятся к этому типу связи. Речевая регуляция осуществляется не только с помощью внешней, но и через внутреннюю речь. Другая важная форма взаимоотношений двух сигнальных систем может быть обозначена как «непосредственный раздражитель — словесная реакция», она составляет основу функции называния.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.
Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.
С позиции теории функциональных систем П.К. Анохина основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта.
Направленность
процесса мышления определяется доминирующей
мотивацией субъекта. Афферентный синтез
выбирает зону поиска решения проблемы.
Поступающая информация анализируется
и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти,
содержание которых существенно определяется
доминирующей мотивацией. Этапу принятия
решения соответствует выбор наиболее
вероятной гипотезы для ее последующей
проверки и доказательств. В акцепторе
результатов действия в соответствии
с принятой гипотезой формируются некоторые
представления о том, что прежде всего
следует подтвердить, доказать или опровергнуть.
Эфферентный синтез содержит замыслы
доказательств и проверок. Выполнение
конкретного доказательства, которое
подтверждает справедливость выдвинутого
предположения, эквивалентно этапу осуществления
реального действия. В случае неудачи
активируется ориентировочно-
У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развития мышления.
ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ На основании соотношения первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы.
Художественный тип характеризуется преобладанием функций первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части.
У мыслительного типа, у которого усилена работа второй сигнальной системы, резко выражена способность отвлечения от действительности, основанная на стремлении анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое.