Шпаргалка по "Психофизиология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

психофизиология 1.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Для среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем.

Большинство людей  принадлежат к среднему типу.

Сопоставление показателей соотношения первой и второй сигнальных систем (по М.Н. Борисовой) и теста Д. Векслера, измеряющего вербальный и невербальный интеллект, выполненное методом факторного анализа, выявило связь невербального интеллекта с преобладанием у испытуемых зрительного способа запоминания (лучшие показатели при узнавании, чем при описании), а вербального интеллекта — с описанием по М.Н. Борисовой (Голубева Э.А., 1993).

Два специально человеческих типа высшей нервной деятельности, диагностируемые по тесту Векслера, методике Борисовой, а также Коссова, тяготеют к разным типам темперамента. Темперамент по И.П. Павлову определяется как сочетание трех основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения.

Установлено, что  испытуемые с меланхолическим темпераментом (со слабыми нервными процессами, их инертностью и преобладанием торможения над возбуждением) имеют более высокие показатели вербального интеллекта (по Векслеру) и по соотношению сигнальных систем относятся к «мыслительному» типу.

Флегматики, сангвиники и холерики по сравнению с меланхоликами примерно одинаково тяготеют к художественному типу. Однако меланхоликам в большей степени противостоят холерики. Таким образом, черты темперамента и когнитивные особенности специально человеческих типов высшей нервной деятельности образуют своего рода различные эмоционально-познавательные комплексы.

Интеллектуальные  особенности «мыслительного» типа сочетаются с повышенной тревожностью и пессимизмом меланхолического темперамента. Особенности «художественного»  типа могут сочетаться с любым  из трех других типов темперамента, для которых в целом характерен более оптимистический эмоциональный настрой по сравнению с меланхолическим темпераментом.

 Наиболее  высокий уровень невербального  интеллекта (по Векслеру) характерен  для «художников» (по методикам  Борисовой, Коссова), которые обладают коммуникативными способностями: музыкальными, коммуникативно-речевыми, педагогическими. Художественный тип мышления чаще наблюдается у лиц с сильной нервной системой и экстравертов. Вербальный интеллект характерен для «мыслителей». Он сочетается с хорошо развитыми познавательными способностями (математическими, когнитивно-лингвистическими). «Мыслителей» отличает слабая нервная система и высокий уровень интроверсии.

ФОКУСЫ  МОЗГОВОЙ АКТИВНОСТИ И МЫШЛЕНИЕ  Корреляция количества спонтанно генерируемых мыслей с активностью различных мозговых структур была изучена с помощью измерения скорости локального мозгового кровотока.

Вычисление  корреляции между числом спонтанно  генерируемых мыслей и скоростью  мозгового кровотока выявило  ведущую роль средней префронтальной и ростральной, передней поясной (цингулярной) коры в генерации стимулнезависимых мыслей. Небольшая положительная корреляция также была найдена с кровотоком в левой нижневисочной коре. Положительная корреляция между частотой генерации мыслей и кровотоком в указанных структурах не зависела от типа задания и практики обследованных.

Частота генерации  стимулнезависимых мыслей, по-видимому, может служить индикатором степени  произвольности субъекта, так как  она связана с уровнем активации  префронтальной коры.

Методом ПЭТ  показана причастность префронтальной коры (ее дорзолатеральной части) к волевому контролю.

Для изучения структуры  корковых связей при решении различных  мыслительных задач A.M. Иваницкий (1977) предложил  метод картирования внутрикоркового  взаимодействия.

Обобщая полученные данные, A.M. Иваницкий приходит к  заключению, что височно-теменные области коры представляют мозговой субстрат образного мышления, а лобные отделы коры связаны с абстрактно-вербальным мышлением. Выделенные две зоны коры обнаружили наибольшее число связей с другими участками. Они рассматриваются как два фокуса взаимодействия, в которых осуществляется синтез информации. Предполагается, что текущая, оперативная информация сопоставляется в них с информацией, извлекаемой из долговременной памяти, и сигналами, приходящими из мотивационных центров. Согласно концепции автора именно в фокусах взаимодействия достигается конечная цель мыслительного процесса в виде нахождения решения. Субъективно это переживается как процесс думания и нахождения ответа.

Специально  человеческие типы высшей нервной деятельности влияют на локализацию фокусов взаимодействия информации. В опытах с построением зрительного образа из ограниченного набора простых элементов у лиц с преобладанием первой сигнальной системы над второй оба фокуса взаимодействия находились преимущественно в правом полушарии. У лиц с преобладанием второй, речевой сигнальной системы оба фокуса локализовались в левом полушарии. Различные мыслительные операции используют разные фокусы взаимодействия.

 6. Функциональная асимметрия и особенности мыслитель-ной деятельности. Половые различия и интеллектуальные функции. Механизмы творческой деятельности.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ОСОБЕННОСТИ  МЫСЛИ-ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Различие между левым и правым полушариями можно выявить, не прибегая к хирургическому вмешательству — рассечению комиссур, связывающих оба полушария. Для этого может быть использован метод «наркоза полушарий». Применение этого метода дает возможность на время выключать любое полушарие и исследовать изолированную работу оставшегося.

Левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие — база для логического мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность — ее понимание и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по-видимому, последовательно.

Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом.

 По-видимому, у левого  полушария больше возможностей во временной и слуховой областях, а у правого — в пространственной и зрительной.

Следует отметить, что каждое полушарие, функционируя изолированно, предпочитает формировать целостное  изображение.

Существует точка зрения, согласно которой в функциях различных полушарий представлены различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с осознанными, логическими процессами мышления. Функция правого полушария — это интуитивное мышление.

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ  Мужчины, как правило, лучше, чем женщины, решают пространственные задачи. Они превосходят женщин в тестах, требующих математических рассуждений.

Женщины, как  правило, превосходят мужчин в быстроте идентификации сходных предметов, в арифметическом счете, у них  лучше развиты речевые навыки.

Поскольку генетический материал у мужчин и женщин, за исключением  половых хромосом, одинаков, скорее разное качество умственных способностей у мужчин и женщин отражает различие гормональных влияний на развивающийся мозг. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых гормонов, главный из которых — тестостерон). Тестостерон вызывает маскулинизацию, способствует формированию мужских половых органов, а также уже на ранних этапах жизни формирует стереотипы мужского поведения. Половые гормоны изменяют функционирование мозга только во время критического периода развития человека

Многие ученые полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полушарий по сравнению с мужчинами.

Есть данные о том, что задняя часть мозолистого тела у женщин больше. Это должно указывать на более полное взаимодействие полушарий у женщин по сравнению с мужчинами.

Д. Кимура (1992) установила, что у женщин организация речи и связанные с ней двигательные функции локализованы в левой лобной коре.

У мужчин центр с аналогичными функциями  находится в задних отделах того же полушария.

По мнению Д. Кимура, специфика левого полушария — это не только программирование и выбор речевых реакций, но и организация сложных движений рта, рук, участвующих в общении людей. Эти функции у женщин представлены в передних областях, а у мужчин — в задних отделах полушария.

Таким образом, асимметрия мозга, связанная  с половыми различиями, в зависимости  от функции может выражаться в  доминировании разных полушарий.

Как следует из приведенных данных, организация головного мозга у мужчин и женщин с самого раннего возраста идет по разному пути. Эту дифференцировку развития направляют половые гормоны, что и формирует различные когнитивные способности у представителей разного пола. Когнитивные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов, меняющийся в течение менструального цикла, влияет на когнитивные процессы. У мужчин существуют сезонные колебания тестостерона. Наилучшие результаты у них отмечаются весной, когда уровень тестостерона ниже.

МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Выделяют три основных этапа творческого процесса: замысел, рождение догадки; генерацию различных гипотез, включая самые фантастические, для объяснения данного явления; критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

Озарение, открытие, нахождение пути решения проблемы возникают  в виде переживания, чувствования, что  выбранное направление — то самое, которое заслуживает внимания.

По мнению Р.А. Павлыгиной и П.В. Симонова, доминанта  имеет отношение к явлениям озарения, инсайта, составляющим центральное  звено творческого процесса. Внезапное отключение доминантного состояния может приводить к внезапному замыканию ассоциаций (установлению неожиданных связей).

Явление внезапного формирования устойчивых ассоциаций в  результате устранения доминантного возбуждения  исследователи рассматривают как  нейрофизиологический механизм творческого  озарения.

Творчество—создание нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Неосознанное  сопоставление разного рода информации, содержащейся в памяти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществляется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознанными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка — на уровне сознания.

Процессы  творческого мышления могут быть рассмотрены с точки зрения взаимоотношения ориентировочного и оборонительного рефлексов.

Творческое  мышление — это ориентировочно-исследовательская  деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступающей  актуальной информацией.

Ориентировочный рефлекс как выражение потребности  в новой информации конкурирует  с оборонительным рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги.

Рассматривая  нейроанатомические основы творческого мышления, П.В. Симонов связывает его с функциями следующих структур мозга. Ядра миндалины выделяют доминирующую мотивацию, которая стимулирует поиск недостающей информации, необходимой для решения определенной проблемы. Другая структура лимбической системы — гипокамп—обеспечивает расширенную актуализацию следов, извлекаемых из памяти и служащих материалом для формирования гипотез.

Предполагается, что сами гипотезы генерируются в лобных отделах неокортекса.  Взаимодействие правых и левых лобных долей обеспечивает тот диалог двух голосов— фантазирующего и критического, который знаком почти всем творческим личностям. «Функциональная асимметрия двух полушарий мозга, в сущности, служит сегодня наиболее приемлемой нейробиологической основой взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов творческого процесса».

Совместная  деятельность обоих полушарий, каждое из которых использует свои методы обработки информации, обеспечивает наиболее высокую эффективность  деятельности.

7. Ориентировочный  рефлекс. Ориентировочно-исследовательская  деятельность.

Ориентировочный, или исследовательский, рефлекс  был открыт И.П. Павловым и назван им рефлексом «Что такое?». Он описал его как комплекс двигательных реакций (поворот головы, глаз, настораживание ушей) в направлении нового стимула.

На уровне неокортекса ОР представлен ЭЭГ-реакцией активации (блокадой альфа-ритма, усилением высокочастотных колебаний ЭЭГ), коррелирующей с ростом возбудимости, реактивности и лабильности у нейронов коры. К вегетативным компонентам ОР относят расширение зрачков, увеличение кожной проводимости, снижение ЧСС, изменение дыхания, рост дыхательной аритмии в частотном спектре ритмограммы сердца, расширение сосудов головы и сужение сосудов рук. В моторной сфере ориентировочный рефлекс, как уже отмечалось, представлен поворотом головы, движением глаз, настораживанием ушей в направлении нового стимула и увеличением мышечного тонуса, обеспечивающего повышенную готовность к моторным реакциям.

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиология"