Шпаргалка по "Психофизиология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

психофизиология 1.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Вопросы к экзамену

2006-2007 уч.год 

Преподаватель: к.б.н., доцент В.А. Новик

 

1. Предмет, задачи  психофизиологии. Методы психофизиологического  исследования. 2. Психофизиологическая  проблема. Взаимосвязь психики и  мозга. 

3. Морфофункциональные связи полушарий мозга. История изучения функциональной асимметрии мозга. Теория происхождения асимметрии.

4. Специализация  левого и правого полушарий.  Патология и функциональная межполушарная  асимметрия. Значение изучения функциональной  асимметрии.

5. Взаимодействие  сигнальных систем. Вербальный и  невербальный интеллект. Структура  процесса мышления. Фокусы мозговой  активности и мышление.

6. Функциональная  асимметрия и особенности мыслительной  деятельности. Половые различия  и интеллектуальные функции. Механизмы творческой деятельности.

7. Ориентировочный  рефлекс. Ориентировочно-исследовательская  деятельность.

8. Классификация  движений. Механизм инициации двигательного  акта.

9. Теория рефлекторного  отражения пространства. Концепция  И.С. Бериташвили и А.А. Ухтомского об интегральном образе. Концепция когнитивных карт.

10. Адаптивное  значение суточных ритмов. Сезонные  ритмы поведения. Поведение в  микроинтервалах времени. (Учебник  будаева «высшая нервная деятельность)

11. Классификация  видов и форм памяти.

12. Временная организация  памяти.

13. Механизмы запечатления.

14. Физиологические  теории памяти.

15. Биохимические  исследования памяти.

16. Определение  понятия «эмоция». Классификация  эмоциональных проявлений по  Леонтьеву. 

17. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций. Теории эмоций.

18. Психофизиологический  подход к определению сознания. Физиологические условия осознания  раздражителей. Мозговые центры  и сознание. Измененные состояния  сознания.

19. Бессознательные  психические явления. 

20. Свойства  нервной системы и особенности  личности.

21. Дифференциально-психофизиологические  аспекты учебной деятельности.

 

Литература:

1. Основы  психофизиологии: Учебник / отв.редактор  Ю.И. Александров/ – М.: ИНФРА, 1997. – 432с. (нет там ничего подходящего)

2. Н.Н.  Данилова. Психофизиология. М.: Аспект  Пресс. 1999. (кое-что есть в нём)

3. Гречко  Т.Н., Александров Ю.И., Сергиенко  Е.А. и др. Психофизиология. В  кн.: «современная психология» (под  ред. Дружинина В.Н.» – М.: ИНФРА. 1999г.

4. доцент  В.А. Новик, брошюра, память.

 

1. Предмет,  задачи психофизиологии. Методы  психофизиологического исследования.

 

Психофизиология (психологическая физиология) - научная  дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Таким образом, современная психофизиология как  наука о физиологических основах  психической деятельности и поведения, предоставляет собой область  знания, которая объединяет физиологическую  психологию, физиологию ВНД, “нормальную” нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей  психофизиологии - физиологические  основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения  человека.

Общая психофизиология  изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Предмет возрастной психофизиологии - онтогенетические изменения  физиологических основ психической  деятельности человека.

Дифференциальная  психофизиология - раздел, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.  

МЕТОДЫ В  ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

2.1. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ В традиционной психофизиологии широко используется также метод регистрации электрической активности мозга — электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Спонтанная электрическая активность мозга характеризуется специфическими ритмами определенной частоты и амплитуды и одновременно может быть записана от многих участков черепа. Это позволяет изучать пространственные специфические паттерны ЭЭГ и их корреляцию с высшими психическими функциями.

2.3. МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ  Магнитоэнцефалограмма (МЭГ) по сравнению с ЭЭГ обладает рядом преимуществ. Прежде всего, это связано с бесконтактным методом регистрации. МЭГ не испытывает также искажений от кожи, подкожной жировой клетчатки, костей черепа, твердой мозговой оболочки, крови и др., так как магнитная проницаемость для воздуха и для тканей примерно одинакова. В МЭГ отражаются только источники активности, которые расположены тангенциально (параллельно черепу)

2.4. ИЗМЕРЕНИЕ  ЛОКАЛЬНОГО МОЗГОВОГО КРОВОТОКА  Метод основан на измерении скорости вымывания из ткани мозга изотопов ксенона или криптона (изотопный клиренс) или же атомов водорода (водородный клиренс).

При измерении  водородного клиренса в мозг вживляют ряд металлических электродов для  регистрации сдвига электрохимического потенциала, который создается подкислением тканей ионами водорода. По его уровню судят об активности локального участка мозга. Этот метод на человеке применяют в медицинских целях: для уточнения клинического диагноза при опухолях, инсультах, травмах.

2.5. ТОМОГРАФИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЗГА  Суть томографических методов исследования — получение срезов мозга искусственным путем. Для построения срезов используют либо просвечивание, например, рентгеновскими лучами, либо излучение от мозга, исходящее от изотопов, введенных предварительно в мозг. Последний принцип используется в позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ).

Различают структурную  и функциональную томографию.

Позитронно-эмиссионная  томография основана на выявлении распределения  в мозге различных химических веществ, которые принимают участие  в метаболической активности мозга. Для этого используют короткоживущие радиоизотопы элементов, входящих в молекулы биоорганических соединений.

2.6. МЕТОД МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ  ТОМОГРАФИИ В последние несколько лет на базе методов магнитно-резонансной томографии (МРТ), которые сначала применялись для структурной томографии — получения карты структур мозга на основе контраста белого и серого вещества, появилась функциональная МРТ. Техника функциональной МРТ (ФМРТ) основана на использовании парамагнитных свойств тех агентов, которые можно ввести в организм. Такие агенты не обладают магнитными свойствами, но приобретают их, лишь попав в магнитное поле. Функциональная МРТ использует парамагнитные  субстанции гемоглобина.

2.7. ТЕРМОЭНЦЕФАЛОСКОПИЯ Данным методом измеряют локальный метаболизм мозга и кровоток по теплопродукции. В работающем мозге температура отдельных участков непрерывно меняется. Построение термокарты дает временной срез метаболической активности мозга.

2. Психофизиологическая  проблема. Взаимосвязь психики и  мозга.   Психофизиологическая проблема

Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии.

Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями.

В то же время наряду с  параллелизмом сформировались еще  два подхода к решению психофизиологической проблемы:

  1. психофизиологическая идентичность, которая представляет собой вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим. Примером такого подхода служит известная метафора: "Мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь".
  2. психофизиологическое взаимодействие, представляющее собой вариант паллиативного, т.е. частичного, решения проблемы. Предполагая, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

Эволюция  представлений о рефлексии. Высказанная Декартом идея о рефлекторном принципе организации простейших поведенческих актов нашла свое плодотворное развитие в дальнейших исследованиях, в том числе направленных на преодоление психофизиологического параллелизма. Большую роль в этом сыграл выдающийся физиолог И.М. Сеченов. Он обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга. Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный и детерминированный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными.

Рассматривая  психическое чувствование как неотъемлемый элемент внутренней структуры рефлекса, Сеченов прочно связал понятие психического с рефлексом, обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности.

Как пишет М.Г. Ярошевский (1996. С. 163): "Новая сравнительно с созданной Декартом, Сеченовская  модель рефлекса, воплотившая, взамен стиля механики, биологический стиль мышления, открывала перспективы построения новой системы знаний об отношениях между организмом и средой. Именно эта система получила имя поведение".

Взаимосвязь психики и мозга Многочисленные клинические и экспериментальные данные, накопленные в науке в последние десятилетия, свидетельствуют, однако, что между психикой и мозгом существует тесная и диалектическая взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби.

С другой стороны, все, что глубоко затрагивает  психику, отражается также и на мозге, и на всем организме. Известно, что  горе или сильная депрессия могут привести к телесным (психосоматическим) заболеваниям. Гипноз может вызвать различные соматические расстройства и наоборот, способствовать излечению.

Отношение психики  к мозгу нельзя понимать как отношение  продукта к производителю, следствия  к причине, поскольку продукт (психика) может и часто очень эффективно воздействует на своего производителя — на мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая, причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

  1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности
  2. Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).
  3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных  решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы "мозг — психика" повлекло за собой внедрение в психофизиологию системного подхода.

 4. Специализация левого и правого полушарий. Патология и функциональная межполушарная асимметрия. Значение изучения функциональной асимметрии.

Специализация левого и правого полушарий   В настоящее время утвердилось мнение, что левое полушарие доминирует в формальных лингвистических операциях, включая речь, синтаксический анализ и фонетическое представление. Правое полушарие у больных с расщепленным мозгом проявляет почти полную неспособность к активной речи, не умеет различать времена глагола, множественное и единственное число, не может правильно понимать синтаксически сложные предложения или требующие значительной нагрузки на кратковременную вербальную память, не способно к фонетическому представлению.

Информация о работе Шпаргалка по "Психофизиология"