Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и задачи современной общей психологии
2. Методы исследования в психологии
3. Структура психики человека
...
49. Отечественная психология 1918-1930г.г.

Файлы: 1 файл

психология Microsoft Office Word.docx

— 135.10 Кб (Скачать)

 

33. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение  личности к поведению  людей и своему собственному.

К моральным  чувствам относятся  чувства симпатии и антипатии, привязанности  и отчужденности, уважения и презрения, признательности  и неблагодарности, любви и ненависти.

Переживания, возникающие в  процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными  чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в  правильности решения  задачи и сомнение при неудаче, чувство  нового, побуждающее  к поискам более  глубоких знаний –  вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные  чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам  интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства  связаны с умственной, познавательной деятельностью  человека и постоянно  сопровождают ее.

К интеллектуальным чувствам относятся  и чувства юмора  и иронии, в которых  выступает отношение  человека к познанному и оцененному им объекту.

Эстетические  чувства возникают  и развиваются  при восприятии и  создании человеком  прекрасного.

 

34.  Воля

Свобода личности, или свобода  воли определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного  варианта поведения, порой вопреки  социальным обстоятельствам или  собственным влечениям. Человек  — это единственное существо, которое  может в любой момент сказать  «нет» своим витальным биологическим  влечениям (М. Ше-лер). «Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф. М. Достоевский). Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франк л). Некоторые люди склонны «списывать» свои неблаговидные поступки, подлость, предательство на «объективные условия»: несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. д., уклоняясь от персональной ответственности за свои поступки и жизнь. Свобода личности проявляется в осознании необходимости и целесообразности именно выбранного варианта поведения с полным признанием своей ответственности за сделанный выбор и будущие последствия своих действий.

 

35. Характеристика волевой сферы личности, волевые качества

Просмотров: 672

Воля  – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в  его способности  сознательно управлять  своей психикой и  поступками. Проявляется  в преодолении  препятствий, возникающих  на пути достижения сознательно поставленной цели. Все волевые действия целенаправленны. Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий. Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия). Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Это очень важное и сложное свойство личности. Если человек может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания.

К основным волевым  качествам человека можно отнести целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Целеустремленность  – это способность  человека подчинять  свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация  сил на то, чтобы  правильно определить пути, средства, способы  и приемы своей  деятельности, это  целевая направленность принимаемых решений  и их исполнения.

Самообладание – это волевое  качество, характерное  для людей, которые  управляют своими мыслями и чувствами, своими действиями и  поступками. Самостоятельность – это волевое качество; оно заключается в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели. Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Настойчивость – это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей. Энергичность – это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Инициативность – это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Исполнительность – это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений.

10. Структура волевого акта

Волевой акт всегда связан с приложением  усилий, принятием  решений и их реализацией.

Волевой акт характеризует  усиленное внимание к действию и отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).

Что же представляет собой  волевое, то есть произвольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой человеческой деятельности (или  каковы основные фазы волевого процесса)?

Первоначальным  моментом всякого  волевого действия –  его первой фазой  – является возникновение  побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить  как перед собой, так и перед  другими людьми, принимать  или отвергать  ее, когда она ставится кем-нибудь другим или  обстоятельствами жизни.

Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса – стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование  и создание средств, способов и приемов  достижения поставленной цели.

Если  же цель возникает  без учета таких  возможностей или  вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.

Определение конкретных путей  и возможностей достижения цели является основой  планирования человеком  своих действий и  деятельности в целом.

После постановки цели и определения  средств ее достижения наступает следующий  момент волевого действия – третья фаза волевого процесса – принятие решения, то есть выбор  действия в соответствии с целью. Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке. Далее следует заключительная – четвертая фаза волевого процесса – исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия.

36. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают  динамические характеристики интенсивности и  скорости реагирования, степени эмоциональной  возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Комбинации  указанных свойств  нервных процессов  возбуждения и  торможения были положены в основу определения  типа высшей нервной  деятельности. В зависимости  от сочетания силы, подвижности и  уравновешенности процессов  возбуждения и  торможения различают  четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый  тип. Представители  слабого типа нервной  системы не могут  выдерживать сильные, длительные и концентрированные  раздражители. Слабыми  являются процессы торможения и возбуждения. При  действии сильных  раздражителей задерживается  выработка условных рефлексов. Наряду с  этим отмечается высокая  чувствительность (т. е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной  нервной системой, он характеризуется  неуравновешенностью  основных нервных  процессов – преобладанием  процессов возбуждения  над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный  тип. Процессы торможения и возбуждения  сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность  их, быстрая сменяемость  нервных процессов  ведут к относительной  неустойчивости нервных  связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и  уравновешенные нервные  процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого  типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным  высшим данным, это  врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической  основе могут образоваться различные системы  условных связей, т. е. в процессе жизни  эти условные связи  будут различно формироваться  у разных людей: в  этом и будет проявляться  тип высшей нервной  деятельности. Темперамент  и есть проявление типа высшей нервной  деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются  в процессе индивидуальной жизни человека, в  процессе воспитания. Тип высшей нервной  деятельности придает  своеобразие поведению  человека, накладывает  характерный отпечаток  на весь облик человека – определяет подвижность  его психических  процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков  человека, ни его  убеждений, ни моральных  устоев.

37. Типы темперамента, их психологическая характеристика

Холерик. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности.

Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.

Флегматик. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.

 

38.Темперамент

Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических  процессов, психических состояний  и поведения.

Определенное сочетание  свойств темперамента, проявляющееся  в познавательных процессах, действиях  и общении человека, определяет его  индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих  от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.  
Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.  
То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.  
Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы1. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:  
1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.  
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"