Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и задачи современной общей психологии
2. Методы исследования в психологии
3. Структура психики человека
...
49. Отечественная психология 1918-1930г.г.

Файлы: 1 файл

психология Microsoft Office Word.docx

— 135.10 Кб (Скачать)

1. Предмет и задачи  современной общей психологии

Если  сформулировать обобщенно  предмет психологии, то можно сказать, что ПСИХОЛОГИЯ –  это наука, которая  изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику  или психические  явления.

Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.

Психические образования – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.

Психические свойства – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми.

Психические процессы – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира.

Психические познавательные процессы – совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя.

Можно говорить о специфических  задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании  и т. д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает  общество в конкретном государстве в  тот или иной исторический период.

Коротко Задачи психологии можно сформулировать так:

Научиться понимать сущность психологических  явлений и их взаимосвязь;

Научиться управлять ими;

Использовать  полученные знания на практике;

Быть  теоретической основой  практики психологической  службы.

2. Методы исследования в психологии

Методы  психологии – Совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Существуют  различные классификации  методов психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б. Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии.

1 группа – Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

К ним  относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.

2 группа – Эмпирические методы – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому данные методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.

3 группа – Методы обработки данных – подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).

4 группа – Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

Основными методами получения  психологической  информации являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

Необходимые Условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт)– один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

Лабораторный  эксперимент проводится в специальных  условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного  смысла эксперимента может и не знать.

3. Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три  крупные группы психических  явлений, а именно:

1) психические  процессы, 2) психические  состояния, 3) психические  свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это  течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в  виде реакции. При  этом нужно иметь  в виду, что конец  психического процесса тесно связан с  началом нового процесса. Отсюда непрерывность  психической деятельности в состоянии бодрствования  человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями  нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические  процессы подразделяются на Познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;Эмоциональные – активные и пассивные переживания; Волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию  поведения и деятельности человека.

В сложной  психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление  различных видов  деятельности. Психические  процессы протекают  с различной быстротой  и интенсивностью в зависимости  от особенностей внешних  воздействий и  состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в  данное время относительно устойчивый уровень  психической деятельности, который проявляется  в повышенной или  пониженной активности личности.

Каждый  человек ежедневно  испытывает различные  психические состояния. При одном психическом  состоянии умственная или физическая работа протекает легко  и продуктивно, при  другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют  рефлекторную природу: они возникают  под влиянием обстановки, физиологических  факторов, хода работы, времени и словесных  воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее  изученными являются: 1) общее психическое  состояние, например внимание, проявляющееся  на уровне активной сосредоточенности  или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное  и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми  регуляторами психической  деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует  понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое  психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения  и закрепляется в  практике. Оно, следовательно, является результатом  отражательной и  практической деятельности.

Свойства  личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с  группировкой психических  процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно  выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной  деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются  и образуют сложные  структурные образования  личности, к которым  необходимо отнести:

1) жизненную  позицию личности (систему  потребностей, интересов,  убеждений, идеалов,  определяющую избирательность  и уровень активности  человека); 2) темперамент  (систему природных  свойств личности  – подвижность,  уравновешенность  поведения и тонус  активности, – характеризующую  динамическую сторону  поведения); 3) способности  (систему интеллектуально-волевых  и эмоциональных  свойств, определяющую  творческие возможности  личности) и, наконец, 4) характер как систему  отношений и способов  поведения.

 

4. Характеристика психических явлений. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п. – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту – первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему.

Не подлежит сомнению, что так, как  нам бывает дано нечто в непосредственном переживании, оно никаким иным способом дано нам быть не может. Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой – музыкальности его звучаний так, как если бы он их непосредственно воспринял; никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил. Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта – это его мысли, его чувства, это его переживания – кусок его собственной жизни, в плоти и крови его.

Если принадлежность индивиду, субъекту является первым существенным признаком  психического, то отношение его к  независимому от психики, от сознания объекту – другая не менее существенная черта психического. Всякое психическое  явление дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание  благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его  природа выявляется через его  отношение к внешнему. Психика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание – это осознанное бытие.

Но было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражать действительность, само не существовало в действительности. Всякий психический  факт – это и кусок реальной действительности и отражение действительности – не либо одно, либо другое, а и  одно и другое; именно в том и  заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением – единством  реального и идеального1.

С двойной соотнесенностью психического, присущего индивиду и отражающего  объект, связано сложное, двойственное, противоречивое внутреннее строение психического факта, наличие в нем самом  двух аспектов: всякое психическое  явление – это, с одной стороны, продукт и зависимый компонент  органической жизни индивида и, с  другой, отражение окружающего его  внешнего мира. Эти два аспекта, в тех или иных формах представленные даже в совсем элементарных психических образованиях, все более отчетливо дифференцируются и принимают специфические формы на более высоких ступенях развития – у человека, по мере того как с развитием общественной практики он становится субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним.

 

 

5. Сознание человека

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения  объективных устойчивых свойств  и закономерностей окружающего  мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн). Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"