Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и задачи современной общей психологии
2. Методы исследования в психологии
3. Структура психики человека
...
49. Отечественная психология 1918-1930г.г.
16. Мышление
Наше познание окружающей
действительности начинается с ощущений
и восприятия и переходит к
мышлению. Функция мышления — расширение
границ познания путем выхода за пределы
чувственного восприятия. Мышление позволяет
с помощью умозаключения
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое понятийное мышление –
это такое мышление, пользуясь
которым человек в процессе решения
задачи обращается к понятиям, выполняет
действия в уме, непосредственно
не имея дела с опытом, получаемым при
помощи органов чувств. Он обсуждает
и ищет решение задачи с начала
и до конца в уме, пользуясь
готовыми знаниями, полученными другими
людьми, выраженными в понятийной
форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое
понятийное мышление характерно для
научных теоретических
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба рассмотренных вида мышления –
теоретическое понятийное и теоретическое
образное – в действительности,
как правило, сосуществуют. Отличительная
особенность следующего вида мышления
– наглядно-образного –
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
Последний из обозначенных на схеме видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Теоретическое мышление считается
более совершенным, чем практическое,
а понятийное представляет собой
более высокий уровень
Мыслительная деятельность людей
совершается при помощи мыслительных
операций: сравнения, анализа и синтеза,
абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение. Сравнение — это сопоставление
предметов и явлений с целые найти сходство
и различие между ними. К. Д. Уиишский считал
операцию сравнения основой понимания.
Успешное сравнение предметов и явлений
возможно тогда, когда оно целенаправленно,
т. е. происходит с .определенной точки
зрения, ради ответа на какой-то вопрос.
Оно может быть направлено или на установление
сходства предметов, или на установление
различия, или на то и другое одновременно.
Так, ©ели изучают домашних животных, сравнивая
их с точки зреНВЯ пользы для человека,
сравнение может быть направлено на установление
сходных признаков между ними. Если изучают
строение и происхождение домашних животных,
в ходе изучения , могут устанавливать
определенные различая вдежду ними.
Анализ и синтез. Анализ — это мысленное
расчленение предмета или явления на образующие
его части, выделение в нем , щфлъвых частей,
признаков и свойств. Синтез — это мысленное
1 соединение отдельных алементов, частей
и признаков в единое „ .целое. Анализ
и синтез неразрывно связаны, находятся
в единстве друг с другом в процессе познания:
анализируем мы всегда то, что синтетически
целое, а синтезируем то, что аналитически
расчленено. .
Анализ и синтез — важнейшие мыслительные
операции, в единстве они дают полное и
всестороннее знание действительности.
Анализ дает знание отдельных элементов,
а синтез, опираясь на результаты анализа,
объединяя эти элементы, обеспечивает
знание объекта в целом. Для понимания
особенностей какого-либо растения ученик
мысленно выделяет и рассматривает его
отдельные части: корень, стебель, листья,
цветы (анализирует), а потом представляет
растение в целом (синтезирует). Для запоминания
определенного текста ученик выделяет
в нем отдельные части, смысловые куски
(анализирует) и пытается понять, как они
логически связаны в единое целое (синтезирует).
Анализ может быть простым в сложным, т.
е. сводиться или к выделению отдельных
единичных признаков, или к всестороннему
рассмотрению многих признаков предмета
или явления:
Всякий анализ начинается с предварительного
общего ознакомления с предметом или явлением
и затем переходят в более глубокое и детальное
анализирование. Процессы анализа и синтеза
часто возникают вначале в практическом
действии. Чтобы разобрать или собрать
в уме мотор, необходимо научиться разбирать
и собирать его на практике.
Абстракция. В процессе познания возникает
необходимость не только проанализировать
какой-либо предмет или явление, но и выделить
для более утлубленногд изучения какой-либо
одиц признак, одно свойство, одну часть,
отвлекаясь (абстрагируясь) на время от
всех остальных, не принимая их во внимание.
Абстракция — это мысленное выделение
существенных свойств и признаков предметов
или явлений при одновременном отвлечении
от несущественных признаков и свойств.
.
Выделенные в процессе абстрагирования
существенные признаки предметов и явлений
обычно бывают и общими для группы сходных
предметов и явлений.
Выделенный в процессе абстрагирования
Признак -предмета мыслится независимо
от других признаков и становится самостоятельным
объектом мышления. Так, наблюдая различные
прозрачные объекты*: воздух, стекло, воду
и др., мы выделяем в них общий признак—прозрачность
и можем мыслить о прозрачности вообще;
наблюдая движение небесных тел, машин
людей, животных, мы выделяем общий признак
— движение и мыслим о движении вообще
как о самостоятельном объекте. Точно
так же при помощи абстрагирования создаются
понятия о длине, высоте, объеме, треугольнике,
числе, глаголе и т. д.
Обобщение и конкретизация. Абстракция
лежит в основе обобщения — мысленного
объединения предметов и явлений в группы
по тем общим и существенным признакам,
которые выделяются в процессе абстрагирования.
В учебной работе школьников обобщение
обычно проявляется в выводах, определениях,
правилах, классификации. Школьникам иногда
трудно произвести обобщение, так как
далеко не всегда им удается самостоятельно
выделить не просто общие, но и существенные
общие признаки.
Некоторые советские психологи (Д. Б. Эльконин,
В. В. Давыдов) различают два вида обобщения:
формально-эмпирическое и содержательное
(теоретическое). Формально-эмпирическое
обобщение осуществляется путем сравнения
ряда объектов и выявления внешне одинаковых
и общих признаков. Содержательное (теоретическое)
обобщение основано на глубоком анализе
объектов и выявлении скрытых общих признаков,
отношений, и зависимостей.
Процессам абстрагирования и обобщения
противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация — это мысленный переход
от общего к единичному, которое соответствует
этому общему.
В учебной деятельности конкретизировать
— значит привести пример, иллюстрацию,
конкретный факт, подтверждающий общее
теоретическое положение, правило, закон
(например, грамматическое, математическое
правило, физический, общественно-исторический
закон и т. д.). В учебном процессе конкретизация
имеет большое значение: она связывает
наши теоретические знания с жизнью, с
практикой и помогает правильно понять
действительность. Отсутствие конкретизации
приводит к формализму знаний, которые
остаются голыми и бесполезными абстракциями,
оторванными от жизни.
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.
Мышление человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
20. Воображение
Воображение — это психический процесс создания нового в ферме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, снови-довая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмиатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.
21. Виды воображения
В связи с особенностями и
причинами возникновения
Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.
Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.
Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.
Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Или физкультурнику еще не было показано новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это упражнение с достаточной полнотой и правильностью. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире.
Творческое
воображение. Характерной особенностью этого вида
воображения является создание новых
образов в процессе творческой деятельности
человека, будет ли это искусство, наука
или техническая деятельность.
Научную деятельность также нельзя представить
себе как механическое познание тех или
других явлений окружающего мира. Научное
исследование всегда связано с построением
гипотез, оно немыслимо без творческого
воображения. Правда, эти гипотезы превращаются
в положительные знания и становятся достоянием
науки лишь после проверки практикой,
но они должны быть, иначе наука не будет
двигаться вперед. Физики сначала построили
ряд гипотез о строении атома, прежде чем
смогли в действительности открыть важнейшие
законы этого строения.
Творческое воображение имеет
большое значение и в деятельности
конструктора. Создание новой машины
всегда является творческим процессом,
в котором обязательно
Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.
Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.).
Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т. д.
Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.
Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.