Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по дисциплине "Психология".
1. Предмет и задачи современной общей психологии
2. Методы исследования в психологии
3. Структура психики человека
...
49. Отечественная психология 1918-1930г.г.

Файлы: 1 файл

психология Microsoft Office Word.docx

— 135.10 Кб (Скачать)

Психология  учитывает, что Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как Совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

 

28.Психологическая структура личности

Психологическая структура  личности состоит из нескольких компонентов.

Первый компонент – направленность личности, или отношение человека к действительности.

Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.

Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих  потребностей и интересов, идейных  и практических установок.

Второй компонент  определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Одни из способностей доминируют.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовной жизни человека.

К свойствам характера  относят: а) моральные (чуткость, черствость к людям), отношение к обязанностям, скромность; б) волевые качества (решительность, настойчивость, мужество) – обеспечивают стиль поведения.

Четвертый компонент – система управления – обозначают словом “я”. “Я” осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль, коррекцию действий и поступков.

Психологическая структура  личности будет неполной, если из неё  исключить процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (обеспечивают связь личности с действительностью). В них формируются свойства личности. В процессе ощущения формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущения.

Под психическим  состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психическое состояние  зависит от свойств личности.

У человека инертного типа НС состояние оказывается более  устойчивым по сравнению с состоянием подвижного типа.

Личность вступает в многообразные  общественные отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики. При этом личность исходит  из разных побуждений или мотивов.

Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивировки, и он отдает ясный отчёт себе в этом. В качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы человека, его морально-политические установки, идеалы мировоззрения и убеждений, чувства, помыслы. Изучение мотивов имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Например, одни добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие – в силу сознания долга, третьи – временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.


29. Современные теории личности

В конце 30-х  годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много  различных подходов и теорий личности.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. В = F(P,E),

где В—поведение; F- -знак функциональной зависимости; Р— внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е— социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:В = F (Р).

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:B=F(E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:В = F (Р, Е).

Экспериментальными  называются теории личности, построенные на анализе  и обобщении собранных  опытным путем  факторов. К неэкспериментальным, относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Как уже  говорилось, Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

Теория  черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Как альтернатива теории черт за рубежом  получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков.

Индивидуальные  различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом  опыта их длительного  пребывания в различных  жизненных условиях, взаимодействия и  взаимоотношений  с разными людьми. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.

Примером  интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп: 1. Способности человека, т. е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке. 2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания  — оценки вероятных  последствий совершения  в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т. е. то, что  представляет для  данного человека  ценность, имеет смысл,  значение. Человек  в сложившейся  обстановке обычно  выбирает такой  способ поведения,  который приводит  к утверждению его ценностей.

5. Планы  поведения, способы  его субъективной  регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Теория  личности 3. Фрейда и  концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе.

 

30. Направленность личности. Формы направленности

Направленностью личности Называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — Это установки, ставшие свойствами личности.Направленность включает несколько связанных между собой форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

влечение  — наиболее примитивная  биологическая форма  направленности;

Установка – готовность, предрасположенность  субъекта к появлению  определенного объекта.

желание — осознанная потребность  и влечение к чему-либо вполне определенному;

интерес — познавательная форма направленности на предметы. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей потребности  к познанию. Но когда  наступает удовлетворение интереса, он не исчезает, не угасает, а углубляется, внутренне перестраивается  и вызывает возникновение  новых интересов. Интересы различают  по содержанию, по широте, степени их устойчивости;

мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

убеждение — высшая форма  направленности —  это система мотивов  личности, побуждающих  ее поступать в  соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения  формируются на основании  знаний об окружающем мире, понимания природы  и общества.

Мотивы  могут быть в большей  или меньшей мере осознанными или  совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит  осознанным мотивам.

31. Потребностномотивационная сфера личности

В психологической науке  под потребностью понимается испытываемая живым организмом нужда в объективных  условиях, без которых невозможна его жизнедеятельность, т.е. существование  и развитие. Потребность – это  выражение неразрывной связи, тесной зависимости между организмом (личностью) и средой. Она переживается как отражение в психике несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности представляют собой источник активности живых существ. 
Основатель гуманистической психологии А. Маслоу разработал ставшую широко известной пирамиду основных потребностей человека. В упрощенном виде она включает потребности в выживании, безопасности, достижении социальных и личных целей и самоактуализации. При этом в основании пирамиды расположены фундаментальные физиологические запросы организма, а на ее вершине потребность в самоактуализации. Он располагает потребности по иерархическому принципу, в соответствии с их "мощностью", принципиально выделяя при этом: а) потребностинужды и б) потребности роста. Потребности роста также являются базовыми, однако, они пробуждаются тогда, когда в достаточной степени удовлетворены насущные нужды. 
К числу наиболее важных потребностейнужд Маслоу относит: 
1. Физиологические потребности в еде, питье, сне: во всем том, что необходимо для поддержания обменных процессов в организме. 
2. Потребности в безопасности в надежности, постоянстве, понимании происходящего вокруг, контроле над ситуацией, свободе от страха, хаоса и т.п. 
3. Социальные потребности в выражении и получении симпатии. 
4. Потребности "Я" в силе и успехе, компетентности, умелости, престиже и т.д. 
Вершину пирамиды образуют, как уже упоминалось, потребности роста, которые выражаются в потребности в самоосуществлении (самораскрытие, развитие, самоактуализация). 
Поскольку человек биосоциальное существо, его стремление к удовлетворению потребностей имеет инстинктивный характер. Можно назвать в этой связи несколько инстинктов, свойственных как животному, так и человеку: самосохранения, обладания, превосходства и подчинения, нахождения среди себе подобных и выделения из них и др. 
Мотив (от лат. moveo двигаю) материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, и ради которого они осуществляются. Побудительную силу мотиву придает лежащая в его основе потребность. Когда речь идет о мотивации, то имеют в виду динамический процесс внутреннего (психологического и физиологического) управления поведением и деятельностью, побуждающий активность организма и определяющий ее направленность. От мотивации следует отличать мотивировку, т.е. разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине. 
Отношения личности тесно связаны с мотивами и целями, а, следовательно, и с лежащими в их основе потребностями. При этом мотивация личности в психологииотношений выводится не только из индивидуальных потребностей, но и из потребностей общества. Поэтому соотношение в мотивационной сфере личностииндивидуальных и общественных потребностей является ее важнейшей характеристикой.

 

32.Общие понятия об эмоциях. Виды эмоциональных состояний

Эмоции  – особый класс  субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного  процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все  то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ  форма эмоциональных  переживаний –  это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при  обострении соответствующей  потребности.

Основные  эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся  на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства  предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют  идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт  культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с  определенными входящими  в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Аффекты – это особо  выраженные эмоциональные  состояния, сопровождаемые видимыми изменениями  в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как  бы сдвинут на его  конец.

Страсть – еще один вид  сложных, качественно  своеобразных и встречающихся  только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного  вида деятельности или  предмета (человека).

Чувства

Чувства – высший продукт  культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с  определенными входящими  в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни  и деятельности человека, в его общении  с окружающими  людьми мотивирующую роль. Устойчивые чувства  умеренной или  слабой силы, действующие  в течение длительного  времени, именуются  настроениями.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"