Шкоьная тревожность как фактор дезадаптации обучающихся начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблему тревожности изучали многие педагоги и психологи, ей посвящали научные работы и исследования. Свое внимание на эту проблему постоянно обращают воспитатели, учителя. Но в некоторых случаях количество тревожных детей даже растет, а не идет на уменьшение. Многие педагоги, зная о проблеме, до сих пор не придают ей большого значения. А для многих детей состояние тревожности влияет на их здоровье, на процесс формирования личности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
§1 Дезадаптация как следствие школьной тревожности у обучающихся начальных классов ……………………………………………………………….5
§2. Проблема школьной тревожности ………………………………………...15
§3.Диагностика и направления профилактики тревожности у обучающихся начальных классов ………………………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

   Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

   При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт разрешения жизненных ситуаций. В нейролингвистическом программировании этот этап работы называется «подстройка к будущему».

   Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения: «Я - лучший в мире математик», приемы саморегуляции (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т. д. )). А если ребенок, посещающий детский сад, испытывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведённое исследование позволило выявить влияние тревожности как основную причину возникновения дезадаптации обучающихся начальных классов.

Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Одной из самых частых причин тревожности являются завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания.

Тревожность, испытываемая ребёнком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет проявляться точно так же в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретённого ребёнком в той или иной жизненных ситуациях.

Чем раньше выявляется возникновение тревожности у учащегося, тем эффективнее происходит преодоление дезадаптации у обучающегося начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.            Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов/ М.Р.Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.

2.            Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 2005.

3.            Венгер А.А. Групповая работа со школьниками направленная на их адаптацию к новым социальным условиям /А.А.Венгер, Ю.М.Десятникова // Вопросы психологии.- 1995.- № 4.

4.            Вострокнутов Н.В. Школьная дезаптация: Ключевые проблемы диагностики и реабилитации /Н.В.Вострокнутов. - М., 1998.

5.            Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьника в процессе адаптации в школьной деятельности /Н.П.Горбунов// Педагогика. -2003. -№4.

6.            Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте: — М., 2005.

7.            Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: / И.В.Дубровина. - М., 2007.

8.            Иовчук Н.М. Детско – подростковые психические расстройства: учеб. пособие / Н.М.Иовчук. – М.:НЦ ЭНАС, 2006. – 80с.

9.            Иовчук Н.М. Детско – подростковые психические расстройства: учеб. пособие / Н.М.Иовчук. – М.:НЦ ЭНАС, 2006. – 80с.

10.       Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.: Кн. 3:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов.-М.: ВЛАДОС, 2003. – 630с.

11.       Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика: / А.М. Прихожан. - М.,2000.

12. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия [Текст]: / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Н.В. Ленаова. - СПб.: Питер,2000.

24

 



Информация о работе Шкоьная тревожность как фактор дезадаптации обучающихся начальных классов