Шкоьная тревожность как фактор дезадаптации обучающихся начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблему тревожности изучали многие педагоги и психологи, ей посвящали научные работы и исследования. Свое внимание на эту проблему постоянно обращают воспитатели, учителя. Но в некоторых случаях количество тревожных детей даже растет, а не идет на уменьшение. Многие педагоги, зная о проблеме, до сих пор не придают ей большого значения. А для многих детей состояние тревожности влияет на их здоровье, на процесс формирования личности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
§1 Дезадаптация как следствие школьной тревожности у обучающихся начальных классов ……………………………………………………………….5
§2. Проблема школьной тревожности ………………………………………...15
§3.Диагностика и направления профилактики тревожности у обучающихся начальных классов ………………………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ДЕЗАДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

курсовая работа по психологии

специальность 050709

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 4 Б группы

Харламова Анастасия

Руководитель: преподаватель психологии

Шубина Екатерина Викторовна

 

 

 

 

 

2011

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

§1 Дезадаптация как следствие школьной тревожности у обучающихся  начальных классов ……………………………………………………………….5

§2.  Проблема школьной тревожности ………………………………………...15

§3.Диагностика и направления профилактики тревожности у обучающихся начальных классов ………………………………………………………………19

Заключение ………………………………………………………………………25

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Проблему тревожности изучали многие педагоги и психологи, ей посвящали научные работы и исследования. Свое внимание на эту проблему постоянно обращают воспитатели, учителя. Но в некоторых случаях количество тревожных детей даже растет, а не идет на уменьшение. Многие педагоги, зная о проблеме, до сих пор не придают ей большого значения. А для многих детей состояние тревожности влияет на их здоровье, на процесс формирования личности.

    В связи с этим появятся различные невротические расстройства. Поэтому очень важно заметить и предупредить эти нежелательные проявления.

    Проблеме тревожности посвящено большое количество работ: в психологии, социологии, физиологии, философии (З. Фрейд, Басов А.В., Савина Е.И. и другие).

    Тревожный ребенок плохо контактирует с окружающим миром, постоянно находится в подавленном настроении.

     Такая черта приведет к формированию заниженной самооценки, если закрепится при становлении характера. Такой человек будет не способен на серьезные жизненные достижения, а в следствие социально дезадаптивен. Поэтому такая проблема требует скорейшего разрешения, иначе приведет к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей.

    Тревожность, а тем более школьная тревожность вызывает нарушения, которые приводят к дезадаптации младшего школьника. В связи с появлением отклонений в состоянии здоровья детей, возникновением разнообразных форм образовательных учреждений с повышенной нагрузкой, не соответствующей возрастным физиологическим особенностям школьников. Проблема школьной дезадаптации остается актуальной.

 

     Важной задачей является оказание психокоррекционной помощи и поддержки таким детям.

    Выбранная нами тема актуальна для каждого нового поколения младших школьников, поскольку именно на этот возраст приходится переломный момент в жизни ребенка – начало школьной жизни.

    Таким образом темой нашей курсовой работы является «Школьная тревожность как фактор дезадаптации обучающихся начальных классов».

     Цель: проанализировать проблему тревожности как школьной причины дезадаптации обучающихся начальных классов

    Объект: школьная дезадаптация обучающихся начальных классов.

    Предмет: школьная тревожность как фактор дезадаптации обучающихся начальных классов.

   Задачи:

1. Обобщить психолого-педагогические подходы к проблеме изучения дезадаптации у обучающихся начальных классов.

2. Раскрыть проблему школьной тревожности.

3.  Выявить направления профилактики по работе с детьми  со школьной тревожностью

 

Методы: 

 

1.                 Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Дезадаптация как следствие школьной тревожности у обучающихся  начальных классов

         Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось главным образом в биологии. Затем его стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.

  Адаптация (от лат. «приспособляемость») - это изменение психики личности под влиянием новых факторов окружающей среды и условий деятельности.

  Лурия А.Р. писал, что психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является одним процессом, который включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

При всем многообразии классификационных моделей адаптации условно можно выделить три формы адаптации человека к изменившимся условиям среды: биологическую, социальную и психологическую.          

  Социальная адаптация представляет собой приспособление личности к условиям новой социальной среды; является одним из социально-психологических механизмов личности.

  Согласно Д.В. Ольшанскому, социальная адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются их взаимные требования и ожидания. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценки и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающие учет тенденции развития среды и субъекта.

    Эйдемиллер Э.Г. различает несколько форм социальной адаптации: активную, пассивную и дезадаптацию.[12]

   Активная адаптация способствует успешной социализации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, а так же строит свою деятельность и отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко формируются все новые и новые разнообразные цели, но одной из главных, становится полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широк. В конечном счете, этот уровень адаптации ведет к гармоничному единству с людьми, с собой и миром.

  Пассивная адаптация подразумевает то, что индивид принимает нормы и ценности, по принципу «Я — как все», но не стремится что-либо изменить, даже если это в его силах. Пассивная адаптация — проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации.

  Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, и, что особенно важно, — неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействие им.

      Процесс адаптации не является мгновенным. Он проходит несколько уровней. Однако чтобы адаптация протекала нормально, Ольшанский Д.В. выделяет четыре системы условий:

1. Первая система условий - «информация» - право и возможности детей получать достоверную информацию по всем волнующим их вопросам.

2. Вторая система условий связана с развитием у детей свободы-ответственности.

3. Третья система условий - это принятие себя.

4. Четвертая система условий - навыки достойного поведения.

Все эти системы условий определяют успешную адаптацию человека к современной жизни в целом [12].

    Механизм адаптации учащихся к школе имеет много разнообразных аспектов.

     В современной психологической науке нет единого мнения исследователей в отношении критериев успешной адаптации к школе. Вместе с тем, поиск информативных и объективных физиологических критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное значение, потому что позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины срыва и провести соответствующие коррекционные мероприятия.

   К формальным критериям адаптации обычно относят трудоспособность, понятие которой по отношению к детям заменяется способностью к обучению. Гигиеническим критерием адаптации детей к школе может служить устойчиво благоприятная динамика работоспособности или ее улучшение на протяжении первого учебного полугодия в сочетании с улучшением и стабилизацией показателей условно-рефлекторной деятельности детей, вегетативных показателей и хорошей учебной успеваемости.

   В качестве критериев социальной адаптации используются особенности пребывания ребенка в каждой сфере школьной жизнедеятельности. К таким сферам относятся овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения. Субъективным индикатором, отражающим удовлетворенность ребенка пребыванием в школе, выступает тип эмоционального реагирования.

Битянова М.Н. рассматривает адаптацию ребенка к школе как способность к развитию. Адаптированный человек, по ее мнению, - это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед. Способность ребенка к развитию можно расценивать как критерий его адаптации.[1]

   Александровская Э. М. предложила следующие критерии процесса школьной адаптации, которые использует большинство исследователей:

1. Эффективность учебной деятельности, которая определяется через учебную активность и успеваемость.

2. Усвоение школьных норм поведения, оценивающееся по поведению на уроке и поведению на перемене.

3. Успешность социальных контактов, определяющаяся по характеру взаимоотношений с одноклассниками и отношению к учителю.

4. Эмоциональное благополучие.

    Н.П. Горбунов выявил следующие критерии адаптации личности школьника как интегративного показателя успешности (неуспешности) данного процесса. Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные критерии. Основными объективными критериями, характеризующими результативную сторону адаптации школьника, являются следующие:

• уровень достижений в учебной деятельности (итоговые, контрольные оценки, дисциплинированность, общественная активность и др.);

• степень интеграции личности в коллектив, масштаб рассогласования личных и коллективных ценностей, статус в группе, наличие авторитета, принятие внутригрупповой роли, стремление к повышению своего статуса;

• способность к контролю и управлению социальными ситуациями; способность к самоконтролю и организации собственной деятельности; компетентность в общении; спонтанность и естественность поведения;

• устойчивость (толерантность) к неудачам и помехам в текущей деятельности; способность к конструктивному разрешению неожиданных трудностей; склонность к порядку, планированию деятельности.

    Субъективные показатели раскрывают отношение адаптированного школьника к своей жизнедеятельности. С одной стороны, они характеризуют степень инициативности, самостоятельности и творческой активности, а с другой - представляют собой степень удовлетворенности занимаемым статусом. Об адаптации школьника свидетельствует то, насколько его устраивают занимаемый статус, характер, содержание и результаты и условия учебы. К субъективным критериям адаптации также относятся:

• уверенность в себе в ситуациях лидирования в группах;

• уверенность в себе в различных вариантах социального взаимодействия;

• сознание социальной ценности своей личности, мотивация достижения;

• настойчивость в реализации социально значимой цели;

• ориентация во времени на актуальные цели и потребности;

• самостоятельность, высокая интернальность в значимых областях жизнедеятельности.

    Исследование причин и разных форм неуспеваемости учащихся, нарушений ими школьного режима жизни и взаимоотношений с окружающими привело к рождению нового термина – школьная дезадаптация.

Информация о работе Шкоьная тревожность как фактор дезадаптации обучающихся начальных классов