Шкоьная тревожность как фактор дезадаптации обучающихся начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблему тревожности изучали многие педагоги и психологи, ей посвящали научные работы и исследования. Свое внимание на эту проблему постоянно обращают воспитатели, учителя. Но в некоторых случаях количество тревожных детей даже растет, а не идет на уменьшение. Многие педагоги, зная о проблеме, до сих пор не придают ей большого значения. А для многих детей состояние тревожности влияет на их здоровье, на процесс формирования личности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
§1 Дезадаптация как следствие школьной тревожности у обучающихся начальных классов ……………………………………………………………….5
§2. Проблема школьной тревожности ………………………………………...15
§3.Диагностика и направления профилактики тревожности у обучающихся начальных классов ………………………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

    Н.М. Иовчук в книге «Детско-подростковые психические расстройства» говорит так: «Наиболее часто дезадаптация в детском возрасте проявляется в виде дезадаптации школьной, определение которой может быть сформулировано следующим образом: школьная дезадаптация представляет собой невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребёнка по программе, соответствующей его способностям, или его пребывания в школе, согласующегося с принятыми дисциплинарными нормами…».[8]

    Переход от условий воспитания в семье и школьных учреждениях в качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Учеными обсуждаются проблемы детей из группы риска и активно разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявленной школьной дезадаптации.

    С понятием школьной дезадаптации связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психологически здоровых детей или у детей с различными нервно-психическими расстройствами. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механических приспособлений ребенка к школе в форме нарушения учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

    Вегнер А.Л., Десятников Ю.М., дают следующее определение школьной дезадаптации: “В самом общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается … некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально – психологического и психофизического статуса ребенка. Требованием ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях невозможным”.[3]

   У Вострокнутова Н.В. школьная дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требования образовательной среды и ближайшего окружения, его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

   Школьная дезадаптация обусловлена преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными уставом школы правилами и дисциплинарными нормами.

   С указанной точки зрения школьная дезадаптация это понятие не диагностическое, а оценочное. Она рассматривается как внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде "свое место", не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющиеся потенции.

    При таком подходе школьная дезадаптация оказывается не признаком патологического состояния, а психологической и педагогической проблемой.

    Степень выраженности нарушений адаптации зависит от ряда превосходящих факторов, среди которых основным является степень зрелости (физической, психической, социальной) ребенка. Выделяют также соматические факторы (физическую ослабленность, церебральную недостаточность) психологическое (в том числе когнитивную, эмоциональную, поведенческую) и микро социальную среду (искажение и недостаточность воспитательной среды), незрелость или негативность к переменам ситуаций. Эти факторы создают риск возникновения затяжных реакций дезадаптации. Последние особенно наглядно выражены в период поступления ребенка в школе и проявляется в виде разнообразных нарушений школьной адаптации.

    В качестве симптомов проявления школьной дезадаптации исследователи называют неуспеваемость как результат несформированности навыков и приемов учебной работы, низкую мотивацию учения, сохранение дошкольной ориентации на внешние атрибуты школы, низкое развитие произвольности, эмоциональное неблагополучие: повышенная тревожность, конфликтные взаимоотношения с учителями и сверстниками; психосоматические заболевания; искажения в личностном развитии.

    В исследованиях Венгера А.А., Десятникова Ю.М. рассматриваются три основных типа проявления школьной дезадаптацией:

    - Неуспешность в обучении по программе соответствующего возрасту ребенка, включает такие признаки, как хроническая неуспеваемость, а также недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков; (когнитивный компонент школьной дезадаптации.)

    - Постоянные нарушения эмоционально личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам связанной с учебой (эмоционально оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации.)

    - Систематические повторные нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент школьной дезадаптации.)

     У большинства детей, имеющих школьную дезадаптацию, достаточно четко могут быть прослежены все три указанных компонента, однако, преобладание одного из них зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой стороны - от причин, лежащих в основе формирования школьной дезадаптации.

    В связи с разнообразием факторов, обуславливающих школьную дезадаптацию, данная проблема изучается не только психологами и педагогами, но также медиками, прежде всего неврологами и психиатрами.

    Горбунов Н.П. говорит о том, что адаптационные нарушения проявляют себя на наиболее зависимом от среды этапе индивидуальной организации — социальном, и обнаруживаются соответственно на педагогическом уровне. Однако, в случае неприятия необходимых для их устранения мер, адаптационные нарушения закономерно распространяются и на психологический уровень.

   Педагогический уровень развития школьной дезадаптации обнаруживает себя проблемами ребенка в учении (деятельностный план) и освоении новой для него социальной роли — роли ученика (отношенческий план).

    Таким образом, возникающая под влиянием неблагоприятной социально-педагогической ситуации деформация личностных структур нашла отражение в таком понятии, как педагогическая запущенность. Признаки запущенности постепенно накапливаются и переходят в качественное образование — симптомокомплексы. У младшего школьника при неблагоприятной ситуации развития в семье и школе социально-педагогическая запущенность распространяется на личностный уровень. Нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъектных свойств, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития. Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь с оценивающей деятельностью учителя. В большинстве случаев они ощущают себя неумными, плохими учениками, непринятыми, нелюбимыми. Эти ощущения повышают их тревожность, делают их социально робкими, снижают уровень притязаний. Накопление у ребенка отрицательно окрашенных эмоциональных реакций приводит к нарушению его душевного равновесия, что выражается в подавленности, угнетенности, вялости, плаксивости, раздражительности, проявлениях немотивированного страха, тревоги у одних детей и расторможенности, повышенной двигательной активности у других.

  Понятие школьная дезадаптация было дано и проанализировано многими учеными и педагогами. В нашем исследовании  мы будем опираться на понятие, данное Вострокнутовым Н.В. Школьная дезадаптация ярко проявляется в период поступления ребенка в школу в виде разнообразных нарушений. Дезадаптация отражается на успеваемости ребенка в школе, на его эмоциональном состоянии, поведении. Данные компоненты были представлены как типы проявления школьной дезадаптации. Все нарушения при школьной дезадаптации находят свое отражение в педагогической запущенности и проявляется рядом симптомокомплексов.

 

 

 

§2.  Проблема школьной тревожности

     Понятие «тревожность»  было дано многими психологами, но обратимся  к нескольким основным определениям.

    В целом, многообразие толкований понятия «тревожность» можно свести к основным содержательным аспектам:

    Прихожан А.М. рассматривает тревожность как характеристику эмоционально-чувственной сферы, подразумевающей наличие астенических, негативных эмоций, причина появления которых часто неосознаваемая.

     Немовым Р.С. тревожность понимается как свойство личности, предрасполагающее к возникновению реакции тревоги, к восприятию широкого круга объективно безопасных ситуаций как угрожающих.

   Различают тревожность как свойство личности и как состояние.

   Тревожность — это состояние человека в тот момент, когда в поведении, вызванном конкретной ситуацией, проявляется фактор неопределенности, непредсказуемости.[10]

   Тревога (или тревожность) — это чувство неизвестно откуда надвигающейся опасности, ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, охватывающей человека со всех сторон и не имеющая определенного источника. В таком состоянии у человека потеют ладони, замирает сердце, хочется неизвестно куда бежать и неизвестно что делать. Источником возникновения такого состояния считается восприятие угрозы «Я».

    В психологическом словаре под редакцией В.В. Давыдова дано следующее определение тревожности и тревоги: «Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов… Тревога — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности»

    Тревожность, возникающая как результат эмоционального неблагополучия в значимой сфере, может стать свойством личности.

    У Л.И.Божович под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Такая тревожность определяется свойствами нервной системы и длительным неблагополучием в общении. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, (расцениваемых человеком как опасные), связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

    Таким образом, тревога – это  переживание, чувство опасности, угрозы, это состояние человека, которое проявляется как фактор неопределенности, при котором он воспринимает ситуацию как угрожающую, отвечая на нее определенной реакцией. Тревожность – это свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге.

    Тревога в большой мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга и повышенной чувствительностью к своему положению и признанию у окружающих. Тревогу вызывает и беспокойство за жизнь и благополучие близких, детей.

    Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, его жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение как тревожности, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

    Тревожность может прятаться и за маской апатии, безразличия ко всему на свете. Чтобы не испытывать чувства тревожности, боязни сделать что-то не так, человек отказывается от всех своих стремлений, теряет интерес ко всему на свете. Такой человек никогда не проявляет инициативу, не выполняет никаких требований и обязательств. Но эта маска апатии еще более обманчива, чем маска агрессии. Тревожность может проявляться в виде постоянного недомогания или даже болезни. У такого человека постоянные головные боли и боли в животе, тошнота, рвота, аллергические реакции и т.д. при понижении уровня тревожности у этих людей бесследно исчезают все болезни. В таких случаях болезнь как бы заменяет тревожность, улучшает психическое состояние человека, снижает уровень требований со стороны окружающих. И человек пользуется этим, стремится в болезни найти укрытие от своих проблем. А болезнь принимает затяжной, хронический характер. Поэтому этим людям особенно важно вовремя оказать психологическую помощь.

    Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности человека. Известно, что при повышении уровня тревожности в определенных ситуациях у человека повышается работоспособность, появляется ясность мысли и сосредоточенность. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Но избыток тревожности вреден.

    Последствия тревожности разнообразны. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере. В ряде случаев тревожность поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Вместо них развиваются хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, пессимистическая оценка будущего.

Информация о работе Шкоьная тревожность как фактор дезадаптации обучающихся начальных классов