Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:22, контрольная работа
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
1.1Сознание как высший уровень развития психики.
1.2 Что есть психика?
1.3 Что есть сознание?
1.4 Почему сознание-это высший уровень развития психики?
1.5 Отличие индивидуального и общественного сознания.
2.1Общение: понятие, содержание, функции и виды.
2.2Общение как восприятие друг друга людьми.
2.3 Невербальное общение.
3.1Педагогика как наука о воспитании.
3.2 Предмет, объект, задачи, функции и методы педагогики.
4.1Семья как субъект педагогического взаимодействия
4.2Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.
Существует много определений семьи, но, на мой взгляд, наиболее полно его дает наука социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.
Известный отечественный
социолог Баранов С.П. определяет семью
как основанное на браке и кровном
родстве объединение людей
Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.
Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Таким образом, институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Каждый социальный институт
имеет специфические
- функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
- регулятивную функцию;
- интегративную функцию;
- транслирующую функцию;
- коммуникативную функцию.
Существуют функции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования социальных структур, так как помогают определить истинную картину социальной жизни.
4.2Семья как
социокультурная среда
Структурной единицей общества, закладывающей
основы личности, является семья. Она связана
кровными и родственными отношениями
и объединяет супругов, детей и родителей.
Брак двух людей – ещё не семья, она появляется
с рождением детей. В воспроизводстве
человеческого рода, в деторождении и
воспитании детей заключены основные
функции семьи.
Семья – это социально-педагогическая группа
людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении
(продолжении рода) и самоутверждении
(самоуважении) каждого её члена.
«Семья есть микрокосм того общества,
которое её создало, и потому между обществом
и семьей существует самая тесная солидарность,
- писал русский общественный деятель,
публицист и философ Н. В. Щелгунов (1824-1891),
- каждая семья настолько дурна или настолько
хороша, насколько дурно или хорошо создавшее
ее общество. Созданная сама обществом,
она в свою очередь воспитывает для него
членов, и в этом заколдованном круге вращается
воспитание».
Недолог век семьи на фоне истории развития
человечества – по мнению ученых, как
устойчивое объединение она возникла
с разложением родового строя. Если заглянуть
в глубокую древность, то можно увидеть,
как по мере развития орудий труда и форм
хозяйствования человек обретал силы,
достаточные для того, чтобы выделиться
из состава родовой, а позднее соседской
общины.
Первая историческая форма моногамии
– патриархальная семья (все совместное
хозяйство, управлялось отцом, включая
его потомков с их женами и детьми, а также
домашних рабов). У слова «семья» есть
синоним -- «фамилия». Любопытна этимология
этого понятия : Familia (лат.) – в Древнем
Риме – это:
1) семейная хозяйственно-
2) совокупность рабов, принадлежащих одному
человеку.
Одной из основных функций патриархальной
семьи являлось продолжение рода, связанное
с воспитанием детей – передачей им накопленного
опыта, формированием трудовых навыков,
сообщение знаний о традициях, обычаях
и принятых нормах поведения. Вплоть до
нового времени семья сохраняла за собой
моногамию в воспитании подрастающего
поколения, причем формы и способы воспитательного
воздействия семьи на протяжении многих
тысячелетий оставались практически неизменными.
Индустриализация разрушает связь семьи
с домашним производством, оставляя у
нее из экономических функций лишь организацию
быта. Большинство семей состоит из супругов
и их детей (так называемая нуклеарная
семья). Формирующее влияние изменяется
по характеру (активную роль приобретает
система общественного воспитания, пример
родителей перестаёт быть главным фактором
социализации личности, ребенок приобретает
большую автономию в семье), но значения
своего как основного института воспитания
семья не утрачивает.
Словарь «Профессиональное образование»(1999
г.) даёт следующее определение семьи.
Семья – малая социальная группа, основанная
на брачном союзе или кровном родстве,
объединенная общностью быта, правовыми
и нравственными отношениями, рождением
и воспитанием детей. Выделяются следующие
функции семьи: общение, организация быта
и ведение хозяйства, поддержание физических
и духовных сил, создание условий для профессиональной
деятельности, для полноценного развития
каждого члена семьи, организации досуга,
создание гармонии интимных отношений
супругов, продолжение рода.
Семья активно воздействует на формирование
личности ребенка. Особенности взаимоотношений
в общении между членами семьи создают
специфическую морально-психологическую
атмосферу, которая играет важную роль
в решении каждой семьёй ёе воспитательных
задач. Высокий уровень взаимной информированности
родителей и детей является одной из важных
предпосылок их адекватного представления
о личностных особенностях друг друга
и обеспечивает их нормальное общение.
Специфика общения родителей и детей не
только формирует их межличностные отношения,
но и оказывает огромное влияние формирование
навыков общения детей с другими людьми.
Семейное воспитание – это система воспитания
и образования, складывающаяся в условиях
конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложное явление.
На него влияют: наследственность и биологическое
(природное) здоровье детей и родителей,
материально-экономическая обеспеченность,
социальное положение, уклад жизни, количество
членов семьи, место проживания семьи
(место дома), отношение к ребенку.
Список используемой литературы.
1. Авдеев А.А. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы. - М., 1990.
2. Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. - М., 1999.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2000.
4. Кучеренко В.В. Индивидуальные различия в измененных состояниях сознания // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни / Под ред. Н. Е. Мажара. - Смоленск: Изд-во СГУ
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2007.
6. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 480с.
7. Справочник. Психология. - М., 2006.
8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423С.
Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия