Семья как субъект педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Оглавление

1.1Сознание как высший уровень развития психики.
1.2 Что есть психика?
1.3 Что есть сознание?
1.4 Почему сознание-это высший уровень развития психики?
1.5 Отличие индивидуального и общественного сознания.
2.1Общение: понятие, содержание, функции и виды.
2.2Общение как восприятие друг друга людьми.
2.3 Невербальное общение.

3.1Педагогика как наука о воспитании.

3.2 Предмет, объект, задачи, функции и методы педагогики.

4.1Семья как субъект педагогического взаимодействия

4.2Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

Файлы: 1 файл

Сознание.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

1.5 Отличие индивидуального и общественного сознания.

 

В зависимости от конкретных социально-исторических обстоятельств  материально-производственной сферы  общественной жизнедеятельности людей  складываются и их социальные отношения. Люди, в зависимости от места, занимаемого ими в системе общественного производства, приобретают соответственно разный статус и социальное положение. В каждом обществе существует дифференциация социальных функций – разделение занятий, осуществляемых различными индивидами, группами людей. Люди с однотипным общественным положением образуют определенную социальную группу. Между этими группами могут возникать самые разные формы отношений и взаимодействия – борьбы, сотрудничества и т.д.

Все общественно-психологические явления: и чувства, и настроения – заразительны. Они могут неосознанно передаваться от одних людей к другим, постоянно захватывая, пленяя ум, чувства и поведение. Часто люди сами себе Часто люди сами себе е могут объяснить, почему, порой их охватывает чувство безысходности, равнодушия или безудержной радости, энтузиазма, какого-то внутреннего порыва что-либо немедленно сделать. Совпадающие условия жизни, совместная деятельность в данных условиях формируют у людей общие интересы, цели, потребности, а на основе их, в зависимости от того, реализуемы они в данных условиях или нет, и сходные эмоционально-чувственные реакции: переживания и поведение, являющиеся как бы ответом на природную и социальную среду окружения.

В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные, несущественные, каждодневные, глобальные и т.д. Для нее значимы все мелочи, на все она реагирует особым образом. Общественная психология по существу является значимой, общей, типичной для данных конкретных условий жизнедеятельности людей эмоционально-чувственной реакцией, выраженной в форме определенного переживания и поведения.

Это хорошо видно на примере  такого социально-психологического явления  как общественное мнение. Общественное мнение – суждение группы людей, в котором в форме одобрения или порицания выражается их отношение к действительности. Это скрытое или явное суждение всегда эмоционально окрашено и в этом смысле оно является подлинным переживанием отношения людей к действительности.

Предметом общественного мнения может быть все, но, прежде всего то, что вызывает общественный интерес. Это, как правило, все те вопросы, которые требуют своего практического решения. Будучи общезначимым суждением, общественное мнение способно не только отражать и оценивать действительность, но и заинтересованно влиять на нее через конкретные действия людей, разделяющих данное мнение.

Общественное сознание (или менталитет) – характеристика социально значимых теорий и взглядов людей, является одним из важнейших  философских понятий, обозначающих духовную сторону бытия общества. Общественное сознание более или менее верно отражает реальный процесс жизнедеятельности людей, их бытие.

Как общество не есть сумма  индивидов, так и общественное сознание не представляет собой сумму индивидуальных сознаний. Общественное сознание – это всегда нечто типичное, общее, социально значимое. Социальная деятельность представляет собой кооперацию, которая формирует общее сознание.

Общественное сознание всегда находится  в постоянном взаимодействии с сознанием индивида. Общественное и индивидуальное сознание связаны между собой и иногда крайне сложно отграничить одно от другого. И хотя индивидуальное сознание вместе с тем всегда выражает и свойства данного человека, и особые черты его личного развития, и отношение к миру, оно формируется под воздействием общественного сознания.

Люди как бы запрограммированы  обществом определенным образом  воспринимать происходящие события. С  помощью конкретно-исторического  способа социализации, вхождения  индивидуума в общество (такие как системы воспитания, образования и др.) у него образуется предрасположенность определенным образом (позитивно, негативно, нейтрально или противоречиво) оценивать события, соответствующим образом переживать их, испытывать определенные чувства.

Человек с выработанной системой социальных установок часто действует не задумываясь, мгновенно реагируя на происходящие события и принимая решения. Отсюда массовый героизм, самопожертвование, милосердие. Человек, действуя под влиянием определенной установки, не относится к ней критически. В сознании человека складывается определенный стереотип – это сформировавшаяся установка личности. Совокупность стереотипов создает ценностную ориентацию личности, позволяет выстраивать своё поведение в соответствии с ними.

Общественное сознание может содержать  как элементы адекватного, правильного  отражения сознания, так и элементы ложного, иллюзорного его отображения. Общественное сознание, обладая относительной  самостоятельностью, может не только укрепить общественное бытие, но и разрушить его.

Общество состоит из индивидуумов. В повседневной жизни мы постоянно  сталкиваемся с проявлениями индивидуального  сознания, и все эти проявления различны. У каждого человека свои заботы, свои взгляды на жизнь, свое понимание различных проблем и т.д.

Может сложиться представление, что  индивидуальное сознание – это вполне самостоятельное проявление воли личности, не зависящее от сознания общества. Ф. Ницше утверждал, что никакого общественного сознания не существует вообще, а существует лишь мышление и сознание отдельной личности. Но индивидуальное сознание каждого человека формируется под влиянием многих факторов. К их числу относятся индивидуальные особенности личности, пол, возраст, материальное положение, условия труда, духовное общение и т.д. Поэтому индивидуальное сознание диалектически связано с общественным. Общественное сознание представляет собой то общее, что возникает в сознании индивидуумов данного общества, потому что они живут в условиях определенного общественного бытия, оказывающего на человека непосредственное воздействие. В своей практической деятельности в процессе общения люди обмениваются мнениями, общественным опытом. Общественное и индивидуальное сознания находятся в постоянном сложном взаимодействии, оказывая взаимное влияние и дополняя друг друга. 

 

2.1Общение: понятие, содержание, функции и виды.

Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становиться взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

В общении выделяют: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено как:

Материальное - обмен  продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен знаниями.

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями.

Мотивационное - обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое - это общение, необходимое для подержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение  преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвигов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них: Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологи-ческих проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое - это общение, которое само по себе служит средством  удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

Средства общение можно  определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодировка информации - это  способ передачи ее от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием  общения. Различают четыре основные функции общения: инструментальная функция характеризует общение  как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой  для исполнения действия; интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей; самовыражение функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Общение чрезвычайно  разнообразно по своим формам. Под  прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при  помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное (то есть посредствам чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В качестве средств описания влияния используется приказ, указания, предписания и требования. Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Диалогическое общение, позволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Структуру общения мы можем охарактеризовать путем выделения  в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнера между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Выделяют два типа информации - побудительную и констатирующую. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющимся реализовать для них некоторую общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений и означает процесс воспитания «социальных объектов».

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование  информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Невербальная коммуникация - вся совокупность этих средств  призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация  эмоциональных состояний партнеров  по коммуникативному процессу.

Первым среди них  нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Паралингвистическая и  экстралингвистическая системы  знаков представляют собой также  «добавки» к вербальной коммуникации.

Паралингвистическая система - это система вокализации, то качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.

Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняю функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

2.2Общение как  восприятие друг друга людьми.

 

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Прежде чем  раскрывать в содержательном плане  характеристики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляемые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия