Семья как субъект педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Оглавление

1.1Сознание как высший уровень развития психики.
1.2 Что есть психика?
1.3 Что есть сознание?
1.4 Почему сознание-это высший уровень развития психики?
1.5 Отличие индивидуального и общественного сознания.
2.1Общение: понятие, содержание, функции и виды.
2.2Общение как восприятие друг друга людьми.
2.3 Невербальное общение.

3.1Педагогика как наука о воспитании.

3.2 Предмет, объект, задачи, функции и методы педагогики.

4.1Семья как субъект педагогического взаимодействия

4.2Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

Файлы: 1 файл

Сознание.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства Российской   Федерации

ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»

Институт международного менеджмента и образования

 

 

Кафедра психологии и экологии человека

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

(Контрольная работа)

 

 

Выполнил                                    Тоцкая Марина Алексеевна

студент ОЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1.1Сознание как высший уровень развития психики.

1.2 Что есть психика?

1.3 Что есть сознание?

1.4 Почему сознание-это  высший уровень развития психики?

1.5 Отличие  индивидуального и общественного  сознания.

2.1Общение: понятие,  содержание, функции и виды.

2.2Общение как восприятие  друг друга людьми.

2.3 Невербальное общение.

 

3.1Педагогика как наука  о воспитании.

 

3.2 Предмет, объект, задачи, функции и методы педагогики.

 

4.1Семья как субъект  педагогического взаимодействия

 

4.2Семья как социокультурная  среда воспитания и развития  личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Сознание как высший уровень развития психики.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира,  в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие  свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно  следует включение мышления и  эмоций в процессы сознания.  Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.  "Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано" (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается  у человека только в социальных  контактах и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувствен-ной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием, человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Мать любящим взглядом "вылавливает" и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Так мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и вводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Известный психолог Фрейд отмечал, что "мать учит любить ребенка", она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику  ребенка, поскольку  мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем следует первичный акт сознания - это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Именно отсюда начинается жизненный  путь человека, его развитие сознания. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой его рационализированный слой сознания,  который может относительно самостоятельно развиваться  посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, на пример ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все.  Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином "душа", которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания.  Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания ("развитие сознания") - осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют 2 слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания),  включающее  в себя: 1) значение; 2) смысл. 
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

1.2 Что есть психика?

 

Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический  аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с  окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских  понимания природы и проявления психики : материалистическое и идеалистическое.Согласно первому пониманию психические  явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому  пониманию психические явления  возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Ученые, склонные к идеалистической  философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании  психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой  материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения.

Вместе с тем имеется  множество фактов, которые определенно  свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и  психологическими процессами, материальными  и идеальными состояниями. Это говорит  о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным.

Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что  человеческая физиология почти полностью  подобна таковой у некоторых  видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек "не знает, что он такое и знает, что он этого не знает".

Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.

Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А инстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.

 

 

1.3 Что есть сознание?

 

Сознание - это  в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно  связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в  свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный компонент сознания - внимательность, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, удерживать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое пора, страсти - гнев, озлобленность, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует привосокупить и такой существенный компонент сознания, каким является свобода, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действо. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом довольно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает вероятность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром за пределами нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимательность на самих его явлениях и формах .

 

 

1.4 Почему сознание-это высший уровень развития психики?

 

Самое сложное поведение  наблюдается у человека, который в отличие от животных способен не только реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.  
Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Приведу одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин: "Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании реальности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека".  
Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный компонент сознания - внимательность, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, удерживать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое пора, страсти - гнев, озлобленность, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является свобода, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действо. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом довольно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает вероятность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром за пределами нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимательность на самих его явлениях и формах.  
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действо в следующих случаях:  
- когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;   
- когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;   
- когда надобно осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама по себе разрешиться без волевого решения не может;   
- когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.  
  
Подобного рода ситуации возникают перед человеком практически беспрерывно.  
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:  
1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое "я" от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.  
2. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.  
3. Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.  
4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.  
5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.  
6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.  
7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.  
  
Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.  
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. "Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание". А. В. Петровский отметил: "Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием".  
Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее довольно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. Л. Рубинштейна, а далее и А. Н. Леонтьева.  
  
В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.  
  
С. Л. Рубинштейн в своей книге "Бытие и сознание" анонсирует, что "сознание, то есть осознание объективной реальности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета" .  
  
Обратимся к структуре сознания. Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание - сознание - сверхсознание, и она, видимо, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсознание и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя мысль Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л. С. Выгодским. Проблема структуры сознания выступила для Выготского как одна из центральных на заключительном этапе его научной деятельности. При анализе структуры сознания он разделял его системное и смысловое строение.  
  
Под системным строением Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи. Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться только в их взаимной связи и взаимной обусловленности.  
А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, роль и смысл. А уже Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом, при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует роль и смысл. В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие - свойства индивидуальности, третьи - добавочный внутренний аспект человеческой активности, для которой активность мозга и тела есть добавочный внешний аспект. В подходе к проблеме сознания все ещё сильны интроспекционистские тенденции, в силу которых многие продолжают считать, что основной признак сознания - это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. В связи с этим в западной психологии проводится различие между понятиями психики и сознания. Начиная с Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний. Наряду с длительным господством этой трактовки, по-видимому, начиная с Лейбница, начинается и получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание составляет только часть, причем внешнюю, психических процессов. Необходимым условием сознания является активное селективное внимательность, избирательно направленное в сторону определенных явлений внутреннего (память) и внешнего мира (образы восприятия) .  
  
Таким образом, проанализировав литературу по проблеме сознания приходим к выводу, что сознание - это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи. Сознание присуще только человеку и его нельзя отождествлять с психикой, так как у животных отсутствует наличие субъективных образов и переживаний.  
 

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия