Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение влияния уровня самооценки подростка на взаимоотношения со сверстниками.
Задачи исследования
1. Определить уровень самооценки подростков 13-14 лет.
2. Выявить социометрический статус каждого подростка в системе межличностных отношений класса.
3. Установить взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 САМООЦЕНКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 6
1.1. Характеристика старшего подросткового возраста 6
1.2. Понятие «самооценка». Самооценка как структурный компонент самосознания 8
1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте 11
1.4. Психологические особенности межличностных взаимоотношений подростков в коллективе сверстников 14
1.5. Психологическая структура школьного класса 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 19
2.1. Описание диагностических методик определения уровня самооценки и выявления социометрического статуса в группе. 19
2.2. Анализ результатов изучения уровня самооценки и межличностных отношений подростков 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Уровень неадекватный (высокий) – 4 человека, что составляет 30%.
Статус «принятые» определен у 9 подростков (41%). Из них уровень самооценки адекватный у 6 человек: 3 – адекватный средний, 3 – адекватный высокий, что составляет 66% от общего числа.
Уровень неадекватный (высокий) – 4 человека, что составляет 44%.
Более наглядно результаты сопоставления данных об уровне самооценки подростка и успешности его статуса среди одноклассников представлены в диаграмме 2.1
Диаграмма 2.1 Сравнительные данные уровня самооценки и социометрического статуса (группа А)
Группа Б:
Социометрический статус «звезды» определен у 2 человек (8,3%), уровень неадекватной самооценки наблюдается у обоих подростков (1- неадекватно высокая, 1- неадекватно низкая).
Статус «предпочитаемые» показали 12 подростков, что составляет 50% от общего числа испытуемых в данной группе. Из них уровень самооценки адекватный у 9 человек: 3 – адекватный средний, 4 – адекватный высокий, 2 – адекватный низкий, что составляет 75%.
Уровень самооценки неадекватный (высокий) выявлен у 3 подростков, что составляет 25% от общего числа испытуемых с социометрическим статусом «предпочитаемые».
Статус «принятые» определен у 8 подростков (33%). Из них уровень самооценки адекватный у 6 человек: 1 – адекватный средний, 5 – адекватный высокий, что составляет 75% от числа испытуемых с адекватной самооценкой.
Уровень самооценки неадекватный (высокий) показали 2 подростка, что составляет 25%.
Результаты сравнения
Диаграмма 2.2 Сравнительные данные уровня самооценки и социометрического статуса (группа Б)
Результаты исследования позволяют отметить прямую зависимость между социометрическим статусом подростка и уровнем его самооценки: ребята с адекватной (реалистичной) самооценкой более успешны в межличностных отношениях, чаще имеют благоприятные социометрические статусы.
Таким образом, гипотеза, предложенная в начале работы, подтверждена данными практического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог нашему исследованию, можно констатировать, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Действительно, успешность межличностных отношений подростка, в том числе и статусное положение в группе, во многом обусловлена объективной и адекватной самооценкой самого подростка.
Установлено, что самооценка формируется в процессе деятельности и взаимодействия с окружающими людьми. В подростковом возрасте значимыми «другими» становятся сверстники. Адекватность самооценки, умение оценить свои слабые и сильные стороны, возможности, коммуникативные способности позволяют подростку проявить себя в общении с другими. Процесс влияния самооценки на межличностные отношения взаимозависим. Можно говорить и об обратном воздействии, т.к. неблагополучное положение в коллективе приводит к возникновению устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе, что в целом обусловливает понижение самооценки. Чем выше социальный статус подростка в группе, тем в большей степени он склонен проявлять высокую самооценку.
В процессе исследования нам удалось
реализовать все поставленные задачи,
цель, используя необходимые
Формирование способности адекватно оценивать себя, умение соотносить собственную оценку с оценкой окружающих, строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми – один из важнейших аспектов воспитания личности ребенка, подростка в современной школе. Педагогам, работающим в изучаемых классах, были предоставлены некоторые результаты исследования, даны практические рекомендации по повышению самооценки и, тем самым, улучшению взаимоотношений подростков, была рекомендована литература для родителей и педагогов по теме работы.
В ходе исследования интерес вызвал один аспект: в теоретической части работы, указывая факторы, влияющие на формирование самооценки, мы отмечали одну из таких причин – переживания подростка по поводу своей внешности. В одной из методик изучения самооценки ребятам необходимо было определить по 10 – балльной шкале свою внешность в сравнении с одноклассниками. Нас удивили результаты: только 5 подростков (из 48) высказали неудовольствие внешностью, остальные ребята оценивают себя привлекательнее своих одноклассников (баллы 7,8,9). Возможно, такая тема будет тоже интересна исследователям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками