Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение влияния уровня самооценки подростка на взаимоотношения со сверстниками.
Задачи исследования
1. Определить уровень самооценки подростков 13-14 лет.
2. Выявить социометрический статус каждого подростка в системе межличностных отношений класса.
3. Установить взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 САМООЦЕНКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 6
1.1. Характеристика старшего подросткового возраста 6
1.2. Понятие «самооценка». Самооценка как структурный компонент самосознания 8
1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте 11
1.4. Психологические особенности межличностных взаимоотношений подростков в коллективе сверстников 14
1.5. Психологическая структура школьного класса 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 19
2.1. Описание диагностических методик определения уровня самооценки и выявления социометрического статуса в группе. 19
2.2. Анализ результатов изучения уровня самооценки и межличностных отношений подростков 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

Уровень неадекватный (высокий) – 4 человека, что составляет 30%.

Статус «принятые» определен у 9 подростков (41%). Из них уровень самооценки адекватный у 6 человек: 3 – адекватный средний, 3 – адекватный высокий, что составляет 66% от общего числа.

Уровень неадекватный (высокий) – 4 человека, что составляет 44%.

Более наглядно результаты сопоставления  данных об уровне самооценки подростка  и успешности его статуса среди  одноклассников представлены в диаграмме 2.1

Диаграмма 2.1 Сравнительные данные уровня самооценки и социометрического статуса (группа А)

Группа Б:

Социометрический статус «звезды» определен у 2 человек (8,3%), уровень  неадекватной самооценки наблюдается  у обоих подростков (1- неадекватно  высокая, 1- неадекватно низкая).

Статус «предпочитаемые» показали 12 подростков, что составляет 50% от общего числа испытуемых в данной группе. Из них уровень самооценки адекватный у 9 человек: 3 – адекватный средний, 4 – адекватный высокий, 2 – адекватный низкий, что составляет 75%.

Уровень самооценки неадекватный (высокий) выявлен у 3 подростков, что составляет 25% от общего числа испытуемых с социометрическим статусом «предпочитаемые».

Статус «принятые» определен у 8 подростков (33%). Из них уровень самооценки адекватный у 6 человек: 1 – адекватный средний, 5 – адекватный высокий, что составляет 75% от числа испытуемых с адекватной самооценкой.

Уровень самооценки неадекватный (высокий) показали 2 подростка, что составляет 25%.

Результаты сравнения полученных данных определения уровня самооценки и успешности статуса подростка в классе представлены в диаграмме 2.2

Диаграмма 2.2 Сравнительные данные уровня самооценки и социометрического  статуса (группа Б)

Результаты исследования позволяют  отметить прямую зависимость между  социометрическим статусом подростка и уровнем его самооценки: ребята с адекватной (реалистичной) самооценкой более успешны в межличностных отношениях, чаще имеют благоприятные социометрические статусы.

Таким образом, гипотеза, предложенная в начале работы, подтверждена данными практического исследования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашему исследованию, можно  констатировать, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Действительно, успешность межличностных отношений  подростка, в том числе и статусное  положение в группе, во многом обусловлена объективной и адекватной самооценкой самого подростка.

Установлено, что самооценка формируется  в процессе деятельности и взаимодействия с окружающими людьми. В подростковом возрасте значимыми «другими» становятся сверстники. Адекватность самооценки, умение оценить свои слабые и сильные стороны, возможности, коммуникативные способности позволяют подростку проявить себя в общении с другими. Процесс влияния самооценки на межличностные отношения взаимозависим. Можно говорить и об обратном воздействии, т.к. неблагополучное положение в коллективе приводит к возникновению устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе, что в целом обусловливает понижение самооценки. Чем выше социальный статус подростка в группе, тем в большей степени он склонен проявлять высокую самооценку.

В процессе исследования нам удалось  реализовать все поставленные задачи, цель, используя необходимые диагностические  методы. При проведении и анализе  практической части работы подтвердились такие теоретические положения, как неустойчивость, скачкообразность, избирательность подростковой самооценки, зависимость самооценки от «эталона взрослости», влияние на формирование адекватной самооценки множества факторов и другое.

Формирование способности адекватно оценивать себя, умение соотносить собственную оценку с оценкой окружающих, строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми – один из важнейших аспектов воспитания личности ребенка, подростка в современной школе. Педагогам, работающим в изучаемых классах, были предоставлены некоторые результаты исследования, даны практические рекомендации по повышению самооценки и, тем самым, улучшению взаимоотношений подростков, была рекомендована литература для родителей и педагогов по теме работы.

В ходе исследования интерес вызвал один аспект: в теоретической части  работы, указывая факторы, влияющие на формирование самооценки, мы отмечали одну из таких причин – переживания  подростка по поводу своей внешности. В одной из методик изучения самооценки ребятам необходимо было определить по 10 – балльной шкале свою внешность в сравнении с одноклассниками. Нас удивили результаты: только 5 подростков (из 48) высказали неудовольствие внешностью, остальные ребята оценивают себя привлекательнее своих одноклассников (баллы 7,8,9). Возможно, такая тема будет тоже интересна исследователям.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды: в 2 т. (т. 2) М.: Педагогика. 1980.
  2. Андреева И.Н. Отрицательное влияние группы на формирование личности подростка. //Деятельность практического психолога на современном этапе. Сборник научных статей. Мн.. 2000. - с 49-54.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М. : Педагогика, 1983.
  4. Бизук Ж.М. Влияние уверенности в себе на эффективность взаимодействия и обучения.// Научно – исследовательская работа студентов, магистр., аспирантов РБ. Материалы 5-ой Республиканской науч.-практич. конференции. Гродно, 2000. – с. 195-199.
  5. Богомаз С.Л.  Психологические особенности самоотношения у старших подростков. // Веснiк Магiлёускага дзярж.ун-та iм А.А. Кулешова, 2002, 4. - с. 129-137.
  6. Богомаз С.Л.  Исследования категории «Я» в современной зарубежной психологии. // Актуальные проблемы психологии: теория и практика. Витебск. 2001. - с 3-17.
  7. Букачева С.Г. Развитие уверенности в себе.//Пазашкольнае выхаванне, 2003 г., № 7. - с. 35-38.
  8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.:Питер Ком, 1999. – 528 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  9. Варенникова Е.С. Особенности образа «Я» в ранней юности. //Пед. наследие академика Харламова и современные проблемы обучения и воспитания. Ч. 2, Гомель, 2005. – с. 310 – 315.
  10. Вачков И. Людей люблю! А себя?..//Школьный психолог, 2002, № 47. - с. 7.
  11. Возрастная и педагогическая психология: эмпирические исследования. Сб. научных трудов молодых ученых. Вып. 1, Мн., 1998.
  12. Выготский Л.С. Педология подростка. //Сб. сочинений, т. 4, 1984.
  13. Захарова А.И. Психология формирования самооценки. Мн., 1993.
  14. Захарова А.В. Генезис самооценки. // Автореферат диссертации на соискание уч. ст. д.п.н., М, 1989.
  15. Зеленькова Л.А. Влияние самооценки на социально – психологический статус подростка в классе. //Журнал практического психолога. – 1997, №6. - с. 13-20.
  16. Иванова Ю.В. Праблема самасвядомасцi у псiхалогii. //Психология: Тексты лекций, Мн.: 1998. – с. 93-105.
  17. Ильинич Н.В. Психологическая диагностика и коррекция состояний самосознания в ранней юности. //Актуальные проблемы педагогики и психологии детства. Тезисы докладов, Могилев, 2003. - с 231-233.
  18. Казакова Н.Д. Формирование адекватной самооценки подростков средствами внешкольного воспитания и обучения. //Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской науч.- практ. конф. 22-23 апреля 1999 г., Мн., 1999. - с. 197-200.
  19. Клим А.И. Личностное становление подростков во взаимодействии с окружающими людьми. //Пед.наследие академика Харламова и современные проблемы обучения и воспитания. Ч. 2, Гомель, 2005. – с. 310 – 315.
  20. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984.
  21. Коломинский Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в группе сверстников.// Автореферат диссертации  на соискание уч.ст.д.п.н., М, 1977.
  22. Комарова Т.К. Самооценка школьника: диагностика и коррекция. //Практический психолог. Учеб.метод. пособие, Мн, 1997. -  с. 123-143.
  23. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  24. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для уч-ся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
  25. Леванова Е.А. Они уже не дети (К вопросу о психологических особенностях разных подростковых возрастных групп). // Возрастная психология: Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. Мухина В.С.. Хвостов А.А.. – М.: изд. центр «Академия», 1999. – 624 с.
  26. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.
  27. Малиновский И.Н. Формирование самооценки старшеклассника. // Адукацыя i выхаванне, №11, 2004. - с 13-15.
  28. Немов Р.С. Психология:   Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: В 3 кн. – 4 изд. – М.: Гумани. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  29. Общая психодиагностика/ под редакцией Бодалева А.И., Столина В.В. М., 1987.
  30. Пехота Т.А. Влияние статусного положения и коммуникативных склонностей на самооценку старшеклассников. // Актуальные проблемы исследований в области гуманитарных и естественных наук. Сб. научн. статей., Мн., 1998. - с 117-120.
  31. Столин В.В. Самосознание личности. – М: Изд. МГУ, 1983.
  32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н\Д. Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
  33. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Политиздат. 1973.
  34. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста», Спб: Питер, 2000.
  35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. (т. 2) М.: Педагогика, 1989
  36. Чеснокова М.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
  37. Шарапова Е. Психологические механизмы формирования адекватности самооценки у подростков. //Человек. Цивилизация. Культура. Мн., 2004. - с. 163-184.
  38. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов. Ростов н\Д., 1996. - с 544.
  39. Шмуракова М.Е. К вопросу об исследовании осознания и переживания своего положения в классе младшими подростками.//Дея<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" s

Информация о работе Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками