Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение влияния уровня самооценки подростка на взаимоотношения со сверстниками.
Задачи исследования
1. Определить уровень самооценки подростков 13-14 лет.
2. Выявить социометрический статус каждого подростка в системе межличностных отношений класса.
3. Установить взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 САМООЦЕНКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 6
1.1. Характеристика старшего подросткового возраста 6
1.2. Понятие «самооценка». Самооценка как структурный компонент самосознания 8
1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте 11
1.4. Психологические особенности межличностных взаимоотношений подростков в коллективе сверстников 14
1.5. Психологическая структура школьного класса 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 19
2.1. Описание диагностических методик определения уровня самооценки и выявления социометрического статуса в группе. 19
2.2. Анализ результатов изучения уровня самооценки и межличностных отношений подростков 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

Здесь же важно отметить различия в понятиях «лидер» и «звезда». «Звезда» - это член класса, который является наиболее привлекательным для всех одноклассников, определяется эмоциональными предпочтениями, симпатиями. Феномен лидерства более глубокий. Социально – психологический лидер обладает более сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением класса, носителем основных ценностей этого коллектива.

Характер взаимоотношений между  одноклассниками, индивидуальный статус каждого ребенка определяют общую  структуру класса как группы в  целом. Исследователи в области  психологии межличностных отношений  выделяют несколько видов структур группы. Мы бы хотели обратить внимание на те виды отношений ребят в классе, которые нельзя назвать благоприятными для развития личности подростка и его самооценки в частности. Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры вовсе, т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован, ощущение класса как целого отсутствует, в лучшем случае ребята разбиваются на пары. Второй вариант - складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему классу. Третий тип возможной структуры школьного класса – наличие двух и более конкурирующих группировок ребят, что создает атмосферу враждебности и конкуренции. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития отношений и критериев сплочения каждой группы, изменить которые крайне сложно [38; с. 407, 409].

Приведенные примеры структур отношений в классе не требуют специальных приемов диагностики, они достаточно очевидны. Важнее понять, что явилось причиной формирования определенной структуры, что выполнило функцию группообразования.

Таким образом, в психологическом  и социальном развитии подростков взаимоотношения со сверстниками играют важную роль. Становление личности подростка складывается под влиянием мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в значимых для подростка группах. Коллектив школьного класса выступает значительным «условием» развития личности каждого из ребят.

 

В заключение теоретической части  исследования можно сделать общие выводы по наиболее значимым моментам данного этапа работы:

1. Проблема формирования самооценки наиболее существенна и значима именно в подростковом возрасте, так как в этот жизненный период серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка (физиологическое, интеллектуальное развитие, чувство взрослости и др.), что приводит к изменению его общественной и личностной позиции, его положению в коллективе, перестройке сложившихся форм взаимоотношений с окружающими. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми.

2. Самооценка - это сложное, динамическое  личностное образование, выполняющее важную функцию в развитии, выступает регулятором различных видов деятельности. Самооценка не является чем – то изначально присущим личности, а складывается в процессе деятельности и межличностного общения. Формируется, уточняется, закрепляется во взаимодействии людей друг с другом. Характер поведения человека по отношению к другим всегда является показателем не только того, как этот человек представляет себе личность каждого из них, но и того, как он оценивает самого себя.

3. Коллектив ровесников в подростковом  возрасте становится центром  внутреннего мира, интересов ребенка.  В ходе развития взаимоотношений  происходит изменение требований  к сверстникам, они приобретают нравственно – психологическое содержание. Возрастает значение «принадлежности» к коллективу. Эмоциональное благополучие ребенка начинает зависеть от одобрения товарищей, соответствия их требованиям. Эти особенности отношений подростка с ровесниками во многом в дальнейшем определяют успешность его статуса в коллективе.

4. Социальный статус - один из  элементов подструктуры личных  взаимоотношений, один из показателей  как подростки понимают друг  друга, как оценивают свои выборы, как относятся к своему положению. Социальный статус характеризуется уровнем эмоционального предпочтения индивида по сравнению с остальными членами группы, а, следовательно, значительно влияет на самооценку.

Теоретический анализ литературы по изучаемой теме, выделение значимых положений позволили конкретизировать практические задачи исследования, определить выбор методического инструментария второй части работы.

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

2.1. Описание диагностических методик определения уровня самооценки и выявления социометрического статуса в группе.

«Социометрия» - методика изучения межличностных отношений  и выявления социометрического  статуса в группе

Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее десяти человек и существует не менее одного года. Социометрия – это система приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; "…готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.

Подобные  вопросы называются социометрическими  критериями, они охватывают различные  стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Опрашиваемого просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения.

Перед началом исследования члены группы получают бланки с инструкцией и предложением ответить на вопросы (Приложение 1). Ответы испытуемых обрабатываются, и полученные данные заносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.

В таблице отмечаются данные предпочтений и отклонений (как правило, выделены другим цветом) каждого из испытуемых. Факт взаимного отклонения или выбора также фиксируется. В заключение устанавливается общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем углу.

Число выборов, полученных каждым членом группы, является мерилом его положения  в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если по условиям опыта каждый из участников делал 3 выбора). Если испытуемый получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «принятых» или «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».

Важным  моментов является определение коэффициента взаимности выборов (КВ). Коэффициент рассчитывается по формуле:

КВ = А1/А 100%, где А1 - число взаимных выборов, А – общее число выборов, сделанных в эксперименте.

Высокий показатель взаимности – 67-100%,

Средний показатель – 33-67%, низкий – 0 - 33%.

Особый  диагностический показатель общей  системы межличностных отношений  данной группы – уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «принятых», «изолированных» и «отверженных». Средний уровень благополучия фиксируется в случае примерного равенства этих статусов. Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом.

Важным  диагностическим показателем считается  «коэффициент изолированности» - процент детей, лишенных выборов. Киз. считается высоким, начиная с 15%.

В результате социометрического эксперимента можно  получить сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных отношений, но и обобщенную картину состояния этой системы.

Изучение самооценки через сравнение с эталоном

Данная методика основана на представлении, что самооценка может быть результатом сравнения подростком самого себя с эталоном, который представляет собой своего рода «мерку» в познании себя и других людей.

Инструкция: «Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

 В столбик  «идеал» под номером 1 запишите  то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

 В столбик 2 «Я» под номером 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Участники диагностики заполняют  специальные бланки в соответствии с заданной инструкцией (Приложение 2).

Обработка результатов: Подсчитываем по формуле  Дi = ( Ri1 - Ri2 ), где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Дi— разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, возведенные в квадрат, их должно быть 20. Предположим, что первое слово в столбце 1 — ум ( Ri1 = 1 ), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2 = 5, тогда по формуле вычисляем (1 — 5) = -4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех n слов по порядку (n — количество анализируемых качеств, n = 20). Затем полученные (Дi, в квадрате) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n х n х n — n) = (20 х 20 х 20 — 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэффициент ранговой корреляции:

                     6Д²

P = 1 -     n 2 (n – 1), где n – количество рассматриваемых качеств (n=20), Д – разность рангов качеств.


Коэффициент корреляции (p) может иметь значение от +1 до -1. он выражает характер и полноту связи между отношением человека к качествам, названным в эталоне, и оценкой этих качеств у себя.

Методика изучения уровня самооценки Т. Дембо-С. Рубинштейна

Целью данной методики является выявление  уровня самооценки школьника по заранее  заданным качествам личности; выбор  тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.

В нашем исследовании материалом послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности.

Методика проводилась фронтально. На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции (правильно ли применяются предложенные значки, задает уточняющие вопросы). Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Методика предполагает следующую  процедуру проведения: подросткам на специальных бланках предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и инструкция (Приложение 3).

Обработка и интерпретация результатов.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определяют: уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «—»; значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом (определение уровня притязаний не несет существенного значения данной работе, но для чистоты использования методики, эти данные также анализировались).

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний.

Уровень самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая»  самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя).

Информация о работе Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками