Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение влияния уровня самооценки подростка на взаимоотношения со сверстниками.
Задачи исследования
1. Определить уровень самооценки подростков 13-14 лет.
2. Выявить социометрический статус каждого подростка в системе межличностных отношений класса.
3. Установить взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 САМООЦЕНКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 6
1.1. Характеристика старшего подросткового возраста 6
1.2. Понятие «самооценка». Самооценка как структурный компонент самосознания 8
1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте 11
1.4. Психологические особенности межличностных взаимоотношений подростков в коллективе сверстников 14
1.5. Психологическая структура школьного класса 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 19
2.1. Описание диагностических методик определения уровня самооценки и выявления социометрического статуса в группе. 19
2.2. Анализ результатов изучения уровня самооценки и межличностных отношений подростков 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
В своем исследовании результатами, полученными с помощью методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна, мы будем руководствоваться в первую очередь, данные исследования методикой через сравнение с эталоном будут использоваться дополнительно.
2.2. Анализ результатов изучения уровня самооценки и межличностных отношений подростков
Исследование проводилось в параллели 8-х классов на базе средней школы № 12 Московского района г. Бреста. Возраст испытуемых – 13-14 лет. Состав участников: 46 учащихся, из них: мальчиков – 18, девочек – 28.
Исследование проводилось фронтально при изучении самооценки, социального статуса. Использовались дополнительные методы для уточнения данных: индивидуальные беседы с подростками и педагогами, наблюдение.
Подростки, в соответствии с классами, были разделены на 2 группы: группа А – 22 ученика (из них: мальчиков – 8, девочек – 14) и группа Б – 24 ученика (из них: мальчиков - 10, девочек – 14).
Как уже отмечалось, важное место в жизни подростка занимают отношения со сверстниками. Социометрический статус каждого подростка определялся с помощью социометрии. Ответы испытуемых были обработаны, полученные данные занесены в таблицу, называемую социометрической матрицей (Приложение 4). В таблице были отмечены данные предпочтений и отклонений каждого из испытуемых. Факт взаимного отклонения или выбора также зафиксирован. Установлено общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы.
Количественные результаты этой методики в двух группах представлены в таблицах 5.1 и 5.2 (Приложение 5).
Исследование межличностных отношений с помощью социометрической методики показало следующие результаты:
Группа А. Выявлены социометрические статусы:
«предпочитаемые» (3-5 выборов) – 13 подростков (59%). Из них мальчиков – 4 (18,1%), девочек – 9 (40,9%),
«принятые» (1-2 выбора) – 9 (40,9%). Из них мальчиков – 3 (13,6%), девочек - 6 (27,3%),
КВ = 37/60 * 100 = 56% - средний показатель,
УБВ = 59%>40,9% - высокий уровень, Киз. = 0% – низкий показатель.
Неблагоприятным моментом формирования отношений и жизни коллектива в данной группе детей можно считать отсутствие явных лидеров. По результатам наблюдений, бесед с педагогами, данное явление можно объяснить, прежде всего, высоким уровнем конкуренции между ребятами этого класса в учебе, общении, внеклассной деятельности. В данных сферах школьной жизни практически каждый подросток стремится быть первым. Эта позиция поддерживается классным руководителем, родителями.
Группа Б. Были выявлены следующие социометрические статусы:
«звезды» (6 и более выборов) – 2 подростка (8,3%). Из них: мальчиков – 0, девочек – 2 (8.3%)
«предпочитаемые» – 12 подростков (50%). Из них мальчиков – 7 (29,1%), девочек – 5 (20,9%),
«принятые»– 8 (33,3%). Из них мальчиков – 3 (12,5%), девочек - 5 (20,8%),
«отверженные» (0 выборов, отклонения) – 2 (8,3%). Из них мальчиков – 0, девочек – 2 (8,3%).
КВ = 37/69 * 100 = 54% средний показатель,
УБВ = 58,3>41,6 - высокий уровень, Киз.. = 8,3% – средний показатель.
В целом, в данном коллективе складывается достаточно благополучная ситуация. Педагогу, работающему с этим классом, необходимо обратить внимание на выявление причин отвержения учениц классом, а также учесть наличие значительного числа отрицательных выборов у некоторых подростков.
Изучение уровня самооценки в группах проводилось с помощью двух методик: «Лесенка самооценки» Дембо – Рубинштейна и методики изучения с помощью эталона.
Количественные показатели диагностики самооценки через эталон представлены в таблицах 6.1 и 6.2 (Приложение 6). Было выявлено: Группа А.
Неадекватно низкий уровень – 0 учащихся, низкий уровень – 0 учащихся,
Ниже среднего уровня – 1 подросток, что составляет 4,5% от общего числа испытуемых группы. Из них: мальчиков – 0, девочек – 1.
Средний уровень – 0 учащихся,
Выше среднего уровня – 1 подросток, что составляет 4,5 % от общего числа испытуемых. Из них: мальчиков – 0, девочек – 1.
Высокий уровень – 7 учащихся, что составляет 31,7 % от общего числа испытуемых. Из них: мальчиков – 1 (4,5%), девочек – 6 (27,2%).
Неадекватно высокий уровень - 13 подростков, что составляет 59 % от общего числа испытуемых. Из них: мальчиков - 7 (31,7%), девочек – 6 (27,2%).
В соответствии с оценочной шкалой результаты адекватности самооценки следующие: неадекватно низкая самооценка – 1 подросток – 4,5 %. Из них: мальчиков – 0, девочек – 1, адекватная низкая самооценка – 0.
Адекватная средняя самооценка – 1 подросток – 4,5 %. Из них: мальчиков – 0, девочек – 1).
Адекватная высокая самооценка – 7 подростков – 31,7 % . Из них: мальчиков – 1 (4,5%), девочек – 6 (27,2%).
Неадекватно высокая самооценка – 13 подростков – 59%. Из них: мальчиков – 7 (31,8%), девочек – 6 (27,2%).
Данные представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Уровень самооценки испытуемых группы А (методика сравнения с эталоном)
Уровень самооценки |
Неадек. низкий |
низкий |
Ниже среднего |
средний |
Выше среднего |
Высокий |
Неадек. высокий | ||
(-0,2) -0 |
0 - 0,2 |
0,21-0,25 |
0,26-0,30 |
0,31- 0,39 |
0,40- 0,50 |
0,51-0,64 |
0,65- 0,80 |
> 0,8 | |
Неадекватная заниженная |
Адекватная низкая |
Адекватная средняя |
Адекват. высокая |
Неад. высокий | |||||
мальчики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4,5 % |
31,8% | |
девочки |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
6 |
6 |
- |
- |
4,5% |
- |
- |
- |
4,5% |
31,7% |
59% | |
% Уровень |
- |
- |
4,5 |
- |
- |
- |
4,5 |
31,7 |
59 |
% Самооц. |
4,5 |
- |
4,5 |
31,7 |
59 | ||||
% общий |
36% |
64% |
Таким образом, адекватная самооценка в целом наблюдается у 36 % подростков, неадекватная - у 64%: из которых - 59% склонны чрезмерно завышать представление о себе и 4,5 % (1 девочка) – не уверена в себе (ее показатель 0,23, что не является крайним показателем низкой самооценки).
Группа В. Описание результатов:
Неадекватно низкий уровень – 0 учащихся, низкий уровень – 0 учащихся.
Ниже среднего уровня – 0 учащихся.
Средний уровень – 3 подростка, что составляет 12,4 % от общего количества испытуемых. Из них: мальчиков -2 (8,3%), девочек – 1(4,1%).
Выше среднего уровня – 3 подростка, что составляет 12,4 % от общего количества испытуемых. Из них: мальчиков -2 (8,3%), девочек – 1(4,1%).
Высокий уровень – 11 учащихся, что составляет 45,7 % от общего числа испытуемых. Из них: мальчиков – 4 (16,6%), девочек – 7 (29,1 %).
Неадекватно высокий уровень - 7 подростков, что составляет 29 % от общего числа. Из них: мальчиков - 1 (4,1%), девочек – 6 (25%).
Сравнивая результаты с оценочной шкалой, мы получили следующие данные: неадекватно низкая самооценка – 0.
Адекватная низкая самооценка – 2 подростка – 8,3%. Из них: мальчиков -2 (8,3%), девочек – 0, адекватная средняя самооценка – 4 подростка – 16,6 %. Из них: мальчиков – 2 (8,3%), девочек – 2 (8,3%).
Адекватная высокая самооценка – 11 подростков – 45,7 % . Из них: мальчиков – 4 (16,6%), девочек – 7 (29%).
Неадекватно высокая самооценка – 7 подростков – 29%. Из них: мальчиков – 1 (4,1%), девочек – 6 (25%). Данные представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Уровень самооценки испытуемых группы Б (методика сравнения с эталоном)
Уровень самооценки |
Неадек. низкий |
низкий |
Ниже среднего |
средний |
Выше среднего |
Высокий |
Неадек. высокий | ||
(-0,2) -0 |
0 - 0,2 |
0,21-0,25 |
0,26-0,30 |
0,31- 0,39 |
0,40- 0,50 |
0,51-0,64 |
0,65- 0,80 |
> 0,8 | |
Неадекватная заниженная |
Адекватная низкая |
Адекватная средняя |
Адекват. высокая |
Неад. высокий | |||||
мальчики |
- |
- |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
4 |
1 |
- |
- |
- |
- |
8,3% |
4,1% |
4,1% |
16,6% |
4,1% | |
девочки |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
7 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8,3% |
29,1% |
25% | |
% Уровень |
- |
- |
- |
- |
12,4 |
12,4 |
45,7 |
29 | |
% Самооц. |
0 |
8,3 |
16,5 |
45,7 |
29 | ||||
% общий |
71% |
29% |
Таким образом, число подростков с адекватной самооценкой в группе Б составляет 71%, с неадекватной (высокой) – 29%.
При изучении самооценки испытуемых с помощью методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна были определены уровень притязаний и высота (адекватность) самооценки. Числовые показатели этих параметров по каждой из шести шкал занесены в таблицы 7.1 и 7.2 (Приложение 7).
Анализ данных, полученных с помощью данной методики в двух группах, представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Количественный анализ результатов выявления уровня самооценки с помощью методики Т. Дембо - С. Рубинштейна
Уровень самооценки |
Группа А |
Группа В | ||||
Общее число |
мальчики |
девочки |
Общее число |
мальчики |
девочки | |
Высокий неадекватный |
9 |
3 |
6 |
10 |
3 |
7 |
41,3% |
13,6% |
27,7% |
41,6% |
12,5% |
29,1% | |
Высокий адекватный |
6 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
27,2% |
9,1% |
18,1% |
20,8% |
12,5% |
8,3% | |
Средний адекватный |
6 |
3 |
3 |
5 |
2 |
3 |
27,2% |
13,6% |
13,6% |
20,8% |
8,3% |
12,5% | |
Адекватный низкий |
1 |
- |
1 |
3 |
2 |
1 |
4,5% |
- |
4,5% |
12,5% |
8,3% |
4,2% | |
Неадекватный низкий |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
4,2% |
- |
4,2% | |
Общее количество детей |
22 |
8 |
14 |
24 |
10 |
14 |
Таким образом, адекватный уровень самооценки преобладает в двух группах. Так, в группе А - 13 подростков показали адекватный уровень самооценки, что соответствует 59% учащихся, в группе В – также 13 подростков, что соответствует 54%.
При оптимальной, адекватной самооценке подросток правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле, старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.
За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и умений позволяет не прилагать никаких усилий.
На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нежелание признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.
Определение социометрических статусов подростков и уровней их самооценки позволит нам провести сравнительный анализ и выявить зависимость между изучаемыми параметрами.
Сравнительные данные по двум методиками изучения самооценки и социометрии можно увидеть в таблицах 8.1 и 8.2 (Приложение 8).
Исходя из результатов диагностики, можно отметить, что уровни самооценки детей не во всех случаях совпадают. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что условия оценивания в двух методиках разные: в методике Дембо – Рубинштейна подросток сначала оценивает себя, свое место среди сверстников, а только потом указывает желаемый уровень, здесь нет «ориентира»; в методике через эталон подросток пытается первым выстроить набор качеств «идеального человека», и только потом пытается «увидеть» эти качества в себе. В этом случае подростку тяжело отказаться от соответствия этих черт в образе своего «Я» и от преувеличения некоторых его сторон.
Описание результатов
Группа А: социометрический статус «предпочитаемые» определен у 13 подростков, что составляет 59% от общего числа испытуемых группы. Из них уровень самооценки адекватный выявлен у 9 человек: 4 – адекватный средний, 4 – адекватный высокий, 1 – адекватный низкий уровень, что составляет 69% от числа испытуемых с адекватной самооценкой.
Информация о работе Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками