Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение влияния уровня самооценки подростка на взаимоотношения со сверстниками.
Задачи исследования
1. Определить уровень самооценки подростков 13-14 лет.
2. Выявить социометрический статус каждого подростка в системе межличностных отношений класса.
3. Установить взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 САМООЦЕНКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 6
1.1. Характеристика старшего подросткового возраста 6
1.2. Понятие «самооценка». Самооценка как структурный компонент самосознания 8
1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте 11
1.4. Психологические особенности межличностных взаимоотношений подростков в коллективе сверстников 14
1.5. Психологическая структура школьного класса 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 19
2.1. Описание диагностических методик определения уровня самооценки и выявления социометрического статуса в группе. 19
2.2. Анализ результатов изучения уровня самооценки и межличностных отношений подростков 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

В своем исследовании результатами, полученными с помощью методики  Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна, мы будем руководствоваться в первую очередь, данные исследования методикой через сравнение с эталоном будут использоваться дополнительно.

 

2.2. Анализ результатов  изучения уровня самооценки и межличностных отношений подростков

Исследование проводилось в  параллели 8-х классов на базе средней школы № 12 Московского района г. Бреста. Возраст испытуемых – 13-14 лет. Состав участников: 46 учащихся, из них: мальчиков – 18, девочек – 28.

Исследование проводилось фронтально при изучении самооценки, социального статуса. Использовались дополнительные методы для уточнения данных: индивидуальные беседы с подростками и педагогами, наблюдение.

Подростки, в соответствии с классами, были разделены на 2 группы: группа А – 22 ученика (из них: мальчиков – 8, девочек – 14) и группа Б – 24 ученика (из них: мальчиков - 10, девочек – 14).

Как уже отмечалось, важное место  в жизни подростка занимают отношения  со сверстниками. Социометрический статус каждого подростка определялся с помощью социометрии. Ответы испытуемых были обработаны, полученные данные занесены в таблицу, называемую социометрической матрицей (Приложение 4). В таблице были отмечены данные предпочтений и отклонений каждого из испытуемых. Факт взаимного отклонения или выбора также зафиксирован. Установлено общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы.

Количественные результаты этой методики в двух группах представлены в  таблицах 5.1 и 5.2 (Приложение 5).

Исследование межличностных отношений с помощью социометрической методики показало следующие результаты:

Группа А. Выявлены социометрические статусы:

«предпочитаемые» (3-5 выборов) – 13 подростков (59%). Из них мальчиков – 4 (18,1%), девочек  – 9 (40,9%),

«принятые» (1-2 выбора) – 9 (40,9%). Из них мальчиков – 3 (13,6%), девочек - 6 (27,3%),

КВ = 37/60 * 100 = 56% - средний показатель,

УБВ = 59%>40,9% - высокий уровень, Киз. = 0% – низкий показатель.

Неблагоприятным моментом формирования отношений и жизни коллектива в данной группе детей можно считать отсутствие явных лидеров. По результатам наблюдений, бесед с педагогами, данное явление можно  объяснить, прежде всего, высоким уровнем конкуренции между ребятами этого класса в учебе, общении, внеклассной деятельности. В данных сферах школьной жизни практически каждый подросток стремится быть первым. Эта позиция поддерживается классным руководителем, родителями.

Группа Б. Были выявлены следующие  социометрические статусы:

«звезды» (6 и более выборов) – 2 подростка (8,3%). Из них: мальчиков – 0, девочек – 2 (8.3%)

«предпочитаемые» – 12 подростков (50%). Из них мальчиков – 7 (29,1%), девочек  – 5 (20,9%),

«принятые»– 8 (33,3%). Из них мальчиков  – 3 (12,5%), девочек - 5 (20,8%),

«отверженные» (0 выборов, отклонения) – 2 (8,3%). Из них мальчиков – 0, девочек – 2 (8,3%).

КВ = 37/69 * 100 = 54% средний показатель,

УБВ = 58,3>41,6 - высокий уровень, Киз.. = 8,3% – средний показатель.

В целом, в данном коллективе складывается достаточно благополучная ситуация. Педагогу, работающему с этим классом, необходимо обратить внимание на выявление причин отвержения учениц классом, а также учесть наличие значительного числа отрицательных выборов у некоторых подростков.

Изучение уровня самооценки в группах  проводилось с помощью двух методик: «Лесенка самооценки» Дембо – Рубинштейна и методики изучения с помощью эталона.

Количественные показатели диагностики  самооценки через эталон представлены в таблицах 6.1 и 6.2 (Приложение 6). Было выявлено: Группа А.

Неадекватно низкий уровень – 0 учащихся, низкий уровень – 0 учащихся,

Ниже среднего уровня – 1 подросток, что составляет 4,5% от общего числа  испытуемых группы. Из них: мальчиков  – 0, девочек – 1.

Средний уровень – 0 учащихся,

Выше среднего уровня – 1 подросток, что составляет 4,5 % от общего числа  испытуемых. Из них: мальчиков – 0, девочек – 1.

Высокий уровень – 7 учащихся, что  составляет 31,7 % от общего числа испытуемых. Из них: мальчиков – 1 (4,5%), девочек – 6 (27,2%).

Неадекватно высокий уровень - 13 подростков, что составляет 59 % от общего числа  испытуемых. Из них: мальчиков - 7 (31,7%), девочек – 6 (27,2%).

В соответствии с оценочной шкалой результаты адекватности самооценки следующие: неадекватно низкая самооценка – 1 подросток – 4,5 %. Из них: мальчиков  – 0, девочек – 1, адекватная низкая самооценка – 0.

Адекватная средняя самооценка – 1 подросток – 4,5 %. Из них: мальчиков – 0, девочек – 1).

Адекватная высокая самооценка – 7 подростков – 31,7 % . Из них:  мальчиков  – 1 (4,5%), девочек – 6 (27,2%).

Неадекватно высокая самооценка – 13 подростков – 59%. Из них: мальчиков – 7 (31,8%), девочек – 6 (27,2%).

Данные представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Уровень самооценки испытуемых группы А (методика сравнения с эталоном)

Уровень

самооценки

Неадек.

низкий

низкий

Ниже среднего

средний

Выше среднего

Высокий

Неадек. высокий

(-0,2) -0

0 - 0,2

0,21-0,25

0,26-0,30

0,31- 0,39

0,40- 0,50

0,51-0,64

0,65- 0,80

> 0,8

 

Неадекватная

заниженная

Адекватная

низкая

Адекватная

средняя

Адекват. высокая

Неад.

высокий

мальчики

-

-

-

-

-

-

-

1

7

-

-

-

-

-

-

-

4,5 %

31,8%

девочки

-

-

1

-

-

-

1

6

6

-

-

4,5%

-

-

-

4,5%

31,7%

59%

%

Уровень

-

-

4,5

-

-

-

4,5

31,7

59

%

Самооц.

4,5

-

4,5

31,7

59

%

общий

 

36%

64%


Таким образом, адекватная самооценка в целом наблюдается у 36 % подростков, неадекватная - у 64%: из которых - 59% склонны чрезмерно завышать представление о себе и 4,5 % (1 девочка) – не уверена в себе (ее показатель 0,23, что не является крайним показателем низкой самооценки).

Группа В. Описание результатов:

Неадекватно низкий уровень – 0 учащихся, низкий уровень – 0 учащихся.

Ниже среднего уровня – 0 учащихся.

Средний уровень – 3 подростка, что  составляет 12,4 % от общего количества испытуемых. Из них: мальчиков -2 (8,3%), девочек – 1(4,1%).

Выше среднего уровня – 3 подростка, что составляет 12,4 % от общего количества испытуемых. Из них: мальчиков -2 (8,3%), девочек – 1(4,1%).

Высокий уровень – 11 учащихся, что  составляет 45,7 % от общего числа испытуемых. Из них: мальчиков – 4 (16,6%), девочек – 7 (29,1 %).

Неадекватно высокий уровень - 7 подростков, что составляет 29 % от общего числа. Из них: мальчиков - 1 (4,1%), девочек – 6 (25%).

Сравнивая результаты с оценочной  шкалой, мы получили следующие данные: неадекватно низкая самооценка – 0.

Адекватная низкая самооценка – 2 подростка – 8,3%. Из них: мальчиков  -2 (8,3%), девочек – 0, адекватная средняя самооценка – 4 подростка – 16,6 %. Из них: мальчиков – 2 (8,3%), девочек – 2 (8,3%).

Адекватная высокая самооценка – 11 подростков – 45,7 % . Из них: мальчиков – 4 (16,6%), девочек – 7 (29%).

Неадекватно высокая самооценка – 7 подростков – 29%. Из них: мальчиков – 1 (4,1%), девочек – 6 (25%). Данные представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Уровень самооценки испытуемых группы Б (методика сравнения с эталоном)

Уровень

самооценки

Неадек.

низкий

низкий

Ниже среднего

средний

Выше среднего

Высокий

Неадек. высокий

(-0,2) -0

0 - 0,2

0,21-0,25

0,26-0,30

0,31- 0,39

0,40- 0,50

0,51-0,64

0,65- 0,80

> 0,8

 

Неадекватная

заниженная

Адекватная

низкая

Адекватная

средняя

Адекват. высокая

Неад.

высокий

мальчики

-

-

-

-

2

1

1

4

1

-

-

-

-

8,3%

4,1%

4,1%

16,6%

4,1%

девочки

-

-

-

-

-

-

2

7

6

-

-

-

-

-

-

8,3%

29,1%

25%

%

Уровень

-

-

-

-

12,4

12,4

45,7

29

%

Самооц.

0

8,3

16,5

45,7

29

%

общий

 

71%

29%


Таким образом, число подростков с  адекватной самооценкой в группе Б составляет 71%, с неадекватной (высокой) – 29%.

При изучении самооценки испытуемых с помощью методики Т.В. Дембо  – С.Я. Рубинштейна были определены уровень притязаний и высота (адекватность) самооценки. Числовые показатели этих параметров по каждой из шести шкал занесены в таблицы 7.1 и 7.2 (Приложение 7).

Анализ данных, полученных с помощью  данной методики в двух группах, представлен  в таблице 2.3.

Таблица 2.3 Количественный анализ результатов  выявления уровня самооценки с помощью  методики Т. Дембо - С. Рубинштейна

 Уровень самооценки

Группа А

Группа В

Общее число

мальчики

девочки

Общее число

мальчики

девочки

Высокий неадекватный

9

3

6

10

3

7

41,3%

13,6%

27,7%

41,6%

12,5%

29,1%

Высокий адекватный

6

2

4

5

3

2

27,2%

9,1%

18,1%

20,8%

12,5%

8,3%

Средний адекватный

6

3

3

5

2

3

27,2%

13,6%

13,6%

20,8%

8,3%

12,5%

Адекватный низкий

1

-

1

3

2

1

4,5%

-

4,5%

12,5%

8,3%

4,2%

Неадекватный низкий

-

-

-

1

-

1

-

-

-

4,2%

-

4,2%

Общее количество детей

22

8

14

24

10

14


 

Таким образом, адекватный уровень  самооценки преобладает в двух группах. Так, в группе А - 13 подростков показали адекватный уровень самооценки, что соответствует 59% учащихся, в группе В – также 13 подростков, что соответствует 54%.

При оптимальной, адекватной самооценке подросток правильно соотносит  свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле, старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

За низкой самооценкой могут  скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и умений позволяет не прилагать никаких усилий.

На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нежелание признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.

Определение социометрических статусов подростков и уровней их самооценки позволит нам провести сравнительный анализ и выявить зависимость между изучаемыми параметрами.

Сравнительные данные по двум методиками изучения самооценки и социометрии  можно увидеть в таблицах 8.1 и 8.2 (Приложение 8).

Исходя из результатов диагностики, можно отметить, что уровни самооценки детей не во всех случаях совпадают. На наш  взгляд, это можно объяснить тем, что условия оценивания в двух методиках разные: в методике Дембо – Рубинштейна подросток сначала оценивает себя, свое место среди сверстников, а только потом указывает желаемый уровень, здесь нет «ориентира»; в методике через эталон подросток пытается первым выстроить набор качеств «идеального человека», и только потом пытается «увидеть» эти качества в себе. В этом случае подростку тяжело отказаться от соответствия этих черт в образе своего «Я» и от преувеличения некоторых его сторон.

Описание результатов сравнительного анализа.

Группа А: социометрический статус «предпочитаемые» определен у 13 подростков, что составляет 59% от общего числа испытуемых группы. Из них уровень самооценки адекватный выявлен у 9 человек: 4 – адекватный средний, 4 – адекватный высокий, 1 – адекватный низкий уровень, что составляет 69% от числа испытуемых с адекватной самооценкой.

Информация о работе Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками