Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение влияния уровня самооценки подростка на взаимоотношения со сверстниками.
Задачи исследования
1. Определить уровень самооценки подростков 13-14 лет.
2. Выявить социометрический статус каждого подростка в системе межличностных отношений класса.
3. Установить взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 САМООЦЕНКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 6
1.1. Характеристика старшего подросткового возраста 6
1.2. Понятие «самооценка». Самооценка как структурный компонент самосознания 8
1.3. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте 11
1.4. Психологические особенности межличностных взаимоотношений подростков в коллективе сверстников 14
1.5. Психологическая структура школьного класса 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 19
2.1. Описание диагностических методик определения уровня самооценки и выявления социометрического статуса в группе. 19
2.2. Анализ результатов изучения уровня самооценки и межличностных отношений подростков 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками.doc

— 721.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное, динамически развивающееся общество предъявляет порой, весьма высокие требования к подрастающему поколению. Говоря о том, каким должен быть подросток, общество пытается найти оптимальные пути воспитания, но, нередко, не уделяет значительного внимания процессу формирования личности как таковой. Важно помочь ребенку сформироваться адекватной, полноценной, социально – активной личностью, обладающей собственным достоинством и осознающей свою ценность для общества.

Проблема, выбранная темой нашего исследования, актуальна, т.к. одним из важных моментов развития личности человека является формирование у него самосознания, потребности оценить себя как личность, на основании этой оценки определить свое положение среди окружающих, стремление к дальнейшему самовоспитанию.

Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и переживания подростка по поводу своего положения в классе.

Нельзя сказать, что вопрос влияния  уровня самооценки на межличностные отношения школьников мало изучен. В литературе широко представлены исследования данного вопроса, но, как правило, это исследования младшего школьного возраста (И.В. Дубровина, А.И. Липкина, Л.Г. Подоляк, С.М. Юлдашева, М.Е. Шмуракова и др.) или юношеского возраста (Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.М. Прихожан, А.И. Липкина, С.Л. Богомаз, Т.А. Пехота, И.Н. Малиновский, Н.В. Ильинич, Е.С. Варенникова и др.) [9; 17; 21; 23; 26; 30; 39].

Несмотря на то, что развитие самооценки ребенка начинается именно в младшем возрасте, она, в значительной степени, зависима от оценки взрослых (родителей, учителей), чем сверстников, а также частично обусловлена успешностью в учебной деятельности. Отличительной чертой юношеского же возраста является интенсивное развитие самосознания, проблема самопознания и саморазвития собственной личности. На наш взгляд, подростковый возраст является тем важным звеном, позволяющим определить, скорректировать, закрепить, сформировать адекватность самооценки. В этом возрасте сказывается тенденция самостоятельно анализировать собственную личность, кроме этого, ярче проявляется стремление к общению со сверстниками, заметно развивается чувство личной дружбы, симпатии. Во – вторых, подростковый возраст сам по себе достаточно интересен и традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием, что ведет к переживаниям относительно своего физиологического развития, внешности, появлению чувства тревоги. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки, изменение всей системы мотивов, что часто приводит к множеству личностных проблем, конфликтов, порождаемых противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

Формирование способности адекватно  оценивать себя, умение соотносить собственную оценку с оценкой  окружающих, строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми  – один из важнейших аспектов воспитания личности ребенка, подростка в современной школе.

В нашем исследовании мы бы хотели глубже изучить вопрос формирования самооценки старших подростков, выявить  особенности взаимоотношений в  коллективе школьников. На основе анализа литературы, исследований педагогов и психологов по данной проблеме, собственных практических наблюдений, мы попытаемся определить зависимость оценки собственной личности и статусного положения подростка в коллективе, а также предложим некоторые практические рекомендации по повышению самооценки подростков и улучшению межличностных отношений в классе.

Целью нашего исследования является изучение влияния уровня самооценки подростка на взаимоотношения со сверстниками.

Объектом исследования стали подростки в возрасте 13-14 лет.

Предмет исследования – зависимость между уровнем самооценки подростков и отношениями в коллективе.

Задачи исследования:

1. Определить  уровень самооценки подростков 13-14 лет.

2. Выявить  социометрический статус каждого  подростка в системе межличностных отношений класса.

3. Установить  взаимосвязь между статусным  положением ребенка в группе  и уровнем его самооценки.

Гипотеза: мы предполагаем, что успешность межличностных отношений подростка, в том числе и статусное положение в группе, во многом обусловлена объективной и адекватной самооценкой самого подростка.

В своем  исследовании мы использовали следующие методы изучения межличностных отношений в группе и определения уровня самооценки подростков: наблюдение, беседа, социометрическая методика для выяснения статусного положения в классе испытуемых подростков, методика изучения самооценки Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейна, методика изучения самооценки через сравнение с эталоном.

Все вышеперечисленные  методы изучения личности помогут получить достоверную и полную информацию по интересующей нас проблеме.

 

ГЛАВА 1 САМООЦЕНКА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    1. Характеристика старшего подросткового возраста

Развитие и совершенствование  личности осуществляется в процессе всей жизни, однако, становление базовых компонентов личности, формирование черт характера и способов поведенческого реагирования приходится в основном на подростковый период.

Изучаемый нами возраст 13-14 лет – не может  рассматриваться как самостоятельный этап возрастного развития: он является непосредственным продолжением предыдущего и стартовой позицией перехода к юношеству, поэтому важно отметить общие черты и особенности всего периода подросткового возраста [25; с. 420].

Подростковый  возраст - возраст существенной перестройки всего организма подростка, которая отражается и в некоторых психологических особенностях. Это период бурного, но в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствование мускульного аппарата и т.д. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей  в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии. Это вызывает и некоторые психологические проявления – подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается сгладить свою нескладность.

Наблюдается также возрастное несоответствие в  развитии сердечно – сосудистой системы, следствием чего являются головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, быстрая утомляемость и др. Указанные  особенности  приводят обычно к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям.

Самый важный факт физического развития подростка – половое созревание, начало функционирования половых желез, в связи с чем - появление  незнакомого для них влечения, соответствующих мыслей, переживаний, чувств, специфического интереса к противоположному полу [24; с. 279].

Здесь также необходимо учитывать  и такое немаловажное обстоятельство как половозрастные различия. Девочки  из-за более раннего скачка в физическом развитии (12-13 лет) как бы обходят  на одинаковой возрастной дистанции  мальчиков – девочки выглядят взрослее. Через 3-4 года диспропорция  постепенно исчезает [25; c.425].

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится интимно – личностное общение. Среди подростков порой  возникает симпатия, влечение.

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности, которая перестает занимать центральное место в приоритетах подростка. Перестраивается характер учебной деятельности, причем не только усложняется сама деятельность, но и преобразуются её формы. В процессе учения происходит совершенствование познавательных процессов: нарастает способность к абстрактному мышлению, к сложному аналитико – синтетическому восприятию, память и внимание приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Заметно развиваются в подростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство достижения цели, умение преодолевать препятствия. Этот возраст важный период характерообразования: черты стабилизируются, становятся устойчивыми, нарастает способность управлять своим поведением.

В процессе овладения основами наук вместе с  обогащением жизненного опыта и  расширением кругозора формируются  и развиваются интересы подростка, которые часто в этом возрасте приобретают форму серьезных  увлечений.

Важная  особенность подросткового возраста - формирование центрального новообразования - чувства взрослости, когда подросток считает, что он уже не ребенок, проявляет готовность жить в коллективе взрослых. Подросток понимает, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, участие в жизни взрослых становится более активным. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к независимости, к самостоятельности взглядов и суждений, а также подражание к внешнему облику и манере поведения взрослых [24; c.287].

Рассматриваемый нами возраст характеризуется тремя ведущими тенденциями: формированием собственной точки зрения на нравственные требования и оценки, развитие самосознания и стремление определить свое место среди окружающих [25; с. 420].

В этом возрасте развивается нравственное сознание: нравственные представления, понятия, убеждения, система оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в деятельности, для него приобретают основное значение собственные принципы поведения. В тесной связи с формированием убеждений складываются нравственные идеалы, которые служат своеобразным моральным эталоном поведения.

Одним из важных моментов в развитии личности подростка является формирование у  него потребности осознать себя как  личность. Он начинает всматриваться  в свои сильные и слабые стороны. Такая потребность возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива.

Таким образом, можно отметить, что «…подростковый возраст считается сензитивным  к формированию самооценки. Это связано с ростом познавательных возможностей ребенка, усилением интереса к себе и склонности к самонаблюдению» (А.И. Захарова) [13; с. 8].

 

1.2. Понятие «самооценка». Самооценка как структурный компонент самосознания

В современной отечественной и  зарубежной психологии и педагогике большое внимание и интерес уделяется вопросам «Я – концепции», самооценки, самосознанию, идентичности.

Часто определение и содержание понятия  самооценка перекликается с понятиями  «Я – концепция», «Я – образ». В литературе можно встретить следующие определения понятия «самооценка» – это «то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть, как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус… система установок по отношению к самому себе» (Ф. Райс) [34; c. 189]; это «идентичность эго» индивида, или согласованное самовосприятие индивидом своей личности (Э.Эриксон); это «оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей» (Т.К.Ковалева) [22; c. 137 - 138].

Самооценка интерпретируется и  как личностное образование, принимающее  непосредственное участие в регуляции  поведения и деятельности, как  автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся  при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, И.И. Чеснокова и др.); самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.); самооценке отводится центральное место в общем контексте формирования личности – ее возможностей, способностей, направленности, активности (А.И, Липкина, Е.В. Шорохова и др.) [1; 14; 23; 26; 31; 36].

В зарубежной психологии У. Джеймс первым из психологов начал разрабатывать  проблему самосознания. Джеймс указывал, что «…самосознание зависит от того, кем бы мы хотели быть, какое положение  хотели бы занимать в этом мире, что  является пунктом отсчета в оценке наших успехов и неудач». Этот постулат известен как формула: самоуважение = успех : притязания.

Дальнейшее развитие теория самосознания получила в работах социолога  Ч.Кули, сформулировавшего теорию «зеркального «Я», согласно которой представления человека о самом себе складываются под влиянием мыслей окружающих и включают три компонента: 1 - представления о том, каким меня видит другой человек, 2 – представления о том, как другая личность оценивает меня, 3 – самооценку. В теории Ч. Кули «Я» - образ зависим от оценки «значимого другого» и выглядит пассивным - отражает и объединяет чужие представления о себе. Но человек способен самостоятельно отбирать и анализировать их, используя при этом личные критерии. Американский ученый Дж. Мид утверждал, что самосознание – это процесс, который базируется на практическом взаимодействии с другими людьми, и в такой деятельности каждый человек становится объектом самопознания. Познание себя происходит не прямо, а опосредованно через отношение к данному индивиду отдельных членов группы. Дальнейшее развитие данная тема получила в подходе Э. Эриксона, который предложил детально разработанную возрастную концепцию как самосознания, так и личности в целом; психоанализе З. Фрейда; теории К. Роджерса, где основная проблема самосознания связана с использованием человеком механизмов психологической защиты, которые необходимы для преодоления разногласия между его непосредственным опытом и представлениями о себе; идее самоактуализации личности А. Маслоу, суть которой заключается в следующем: «человек стремится стать тем, кем он может стать» [16; c. 93-94].

Проблема самосознания всегда была в центре внимания и отечественных психологов. В фундаментальных трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леонтьева, Л.И. Божович главным образом проанализирована проблема становления самооценки (самосознания) в контексте общего вопроса формирования личности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «…самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития…Процесс …переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа…»[35; с. 244].

Информация о работе Самооценка подростка и ее влияние на взаимоотношения со сверстниками