Самооценка дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования – является личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста зависит от пола.

Оглавление

Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста
1. 1. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста_____________________________________________________5
1. 2. Самооценка детей старшего дошкольного возраста____________10
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 1. Описание методов исследования___________________________20
2. 2. Анализ результатов исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________22
2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________25
Заключение_________________________________________________33
Литература_________________________________________________35
Приложение________________________________________________36

Файлы: 1 файл

Самооценка дошкольников.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

Игра «Возьми и передай».

    Цель. Достижение  взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное  эмоциональное состояние.

  Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг  другу в глаза и мимикой  передают радостное настроение, добрую улыбку.

Игра «Комплименты».

   Цели. Помочь ребенку  увидеть свои положительные со  стороны; дать почувствовать,  что его понимают и ценят  друг дети.

Стоя в. кругу, все берутся  за руки. Глядя в глаза coceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Упражнение «Назови и покажи».

   Цель. Определение  и передача эмоциональных состояний,  выраженных при помощи мимики.

  Дети сидят в кругу.  Ведущий говорит: «Когда я грущу  — такой». Показывает мимикой  свое состояние. Затем продолжают  дети по кругу, каждый раз  изображая отличное от уже  названных эмоциональное состояние.  Когда очередь доходит вновь  до ведущего, он предлагает усложнить  упражнение: один показывает –  все угадывают, какое эмоциональное  состояние они увидели.

Игра «Сказочная шкатулка»

    Цель. Формирование  положительной «Я»-концепции, уверенности  в себе.

  Ведущий сообщает детям,  что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, почему они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Игра «Принц и принцесса»

    Цель. Дать почувствовать  себя значимым, выявить положительные  стороны личности; сплочение детской  группы.

 Дети стоят в кругу. В  центр ставится стул — это  трон, Кто сегодня будет Принцем  (Принцессой)? Ребенок по желанию  садится на трон. Остальные дети  оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

      Дети дошкольного  возраста с большой заинтересованностью  воспринимают эти упражнения  и игры, сами проявляют активность  в разыгрывании ситуаций. Все  вышеприведенные игры и упражнения  способствуют расслаблению, снятию  мышечного напряжения, улучшению  настроения и оптимизации эмоционального  фона у ребенка. Задача взрослого:  обязательно после любого упражнения  или игры побеседовать и проанализировать  с ребенком его поступки в  тех или иных жизненных ситуациях,  обратить его внимание на свои  собственные переживания и переживания  других, находить вместе с ним  правильные (адекватные) способы реагирования.

 

Заключение

   Мною были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки, раскрыта сущность понимания самооценки.

  Кроме этого был осуществлен  подбор методик для исследования  самооценки у детей старшего  дошкольного возраста и применен  в исследовании. Было организовано  эмпирическое исследование, направленное  на выявление  проявления самооценки  у детей старшего дошкольного  возраста.

  Отметим, что самооценка  является одним из основных  новообразований дошкольного возраста  и развивается в старшем дошкольном  возрасте по основным направлениям:

- возрастает число качеств личности  и видов деятельности, которое  оценивает ребенок;

- самооценка от общей переходит  к  дифференцированной;

- возникает оценка себя во  времени, проявляющаяся в указаниях  на будущее.

 Было  выявлено, что особенности  проявления самооценки различаются  по некоторым критериям у детей  с заниженной, адекватной и высокой  самооценкой.

   К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования, можно отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, частота конфликтности детей .

    Гипотеза  исследования, о том, что уровень самооценки старших дошкольников зависит от пола, не подтвердилась. У мальчиков и девочек практически одинаковый уровень самооценки.

     Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста были подобраны  рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого были подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.

Учитывая  полученные эмпирические данные можно  проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста для развития адекватной самооценки, особенно у  двоих исследуемых. И воспитатель  должен поговорить с родителями, объяснив им, как важно их правильное отношение  и оценка детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

               

 

 

             Литература

  1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. –  1980.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. –  1999.
  3. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –  1968.
  5. Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов – 1991.
  6. Детская практическая психология. Под редакцией проф. Марцинковской Т. Д. Москва, 2001г.
  7. Диагностика Здоровья. Психологический практикум / под ред. Никифорова – 2007.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию. –  1988.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. –  1997.
  10. Мухина В. С. Детская психология. Москва, 1985г
  11. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. Москва, 1988г.
  12. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006.
  13. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. – 1986.
  14. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – 1977.
  15. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983..

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

№ п./п.

Ф.И.

Я

мама

1

Артем Ф.

2

1

2

Данил С.

1

3

3

Андрей К.

2

2

4

Денис Д.

1

2

5

Паша О.

1

1

6

Степа К.

3

2

7

Илья Х.

1

6

8

Кирилл Б.

2

1

9

Слава Н.

3

4

10

Вадим Е.

1

1

11

Сергей И.

6

7

12

Никита П.

1

1


 

 

№ п./п.

Ф.И.

Я

мама

1

Вика О.

1

1

2

Соня К.

3

4

3

Аня А.

3

2

4

Кристина Л.

3

3

5

Лиза Х.

1

1

6

Настя Ш.

2

1

7

Вера М.

1

1

8

Таня Б.

2

1

9

Юля Л.

2

3

10

Славяна Т.

4

3

11

Маша Г.

1

1

12

Даша А.

6

6


 


Информация о работе Самооценка дошкольников