Самооценка дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования – является личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста зависит от пола.

Оглавление

Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста
1. 1. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста_____________________________________________________5
1. 2. Самооценка детей старшего дошкольного возраста____________10
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 1. Описание методов исследования___________________________20
2. 2. Анализ результатов исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________22
2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________25
Заключение_________________________________________________33
Литература_________________________________________________35
Приложение________________________________________________36

Файлы: 1 файл

Самооценка дошкольников.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

 

                                  Оглавление

Введение____________________________________________________3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного  возраста

1. 1.  Особенности  развития личности у детей  старшего дошкольного возраста_____________________________________________________5

1. 2. Самооценка  детей старшего дошкольного возраста____________10

Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного  возраста

2. 1. Описание  методов исследования___________________________20

2. 2. Анализ  результатов исследования  самооценки  у детей старшего дошкольного  возраста________________________________________22

2. 3. Пути  развития оптимальной самооценки  у детей старшего дошкольного  возраста________________________________________25

Заключение_________________________________________________33

Литература_________________________________________________35

Приложение________________________________________________36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 Введение

   Одной из самых значительных  и актуальных тем в психологии  можно считать проблему становления  самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания  самооценке отводится ведущая  роль – она характеризуется  как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня  его развития, как объединяющее  начало, включенное в процесс  самосознания.

  Самооценка является одним  из существенных условий, благодаря  чему индивид становится личностью.  Она формирует у индивида потребность  соответствовать не только уровню  окружающих, но и уровню собственных  личностных оценок. Правильно сформированная  самооценка выступает не просто  как знание самого себя, не  как сумма отдельных характеристик,  но как определенное отношение  к себе, предполагает осознание  личности в качестве некоторого  устойчивого объекта.

  Самооценка является центральным  звеном произвольной саморегуляции,  определяет направление и уровень  активности человека, его отношение  к миру, к людям, к самому  себе. Представляет собой сложный  по психологической природе феномен.  Истоки умения оценивать себя  закладываются в раннем детстве,  а развитие и совершенствование  его происходит в течение всей  жизни человека.

  Самооценка позволяет сохранить  устойчивость личности независимо  от меняющихся ситуаций, обеспечивая  возможность оставаться самим  собой. В настоящее время все  более очевидно влияние самооценки  дошкольника на его поведение,  межличностные контакты.

   В психологической литературе, как в отечественной, так и  зарубежной самооценке уделено  большое внимание. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина,  Л.С. Выготский,  А.В. Захарова,  Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина,  М.И. Лисина,  B.C. Мерлин,  В.С. Мухина,  Е.И. Савонько,  В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова,  ГЛ. Собиева,  А.Г. Спиркин,  В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн,  П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова,  П.М. Якобсон;  А. Адлер,  А. Бандура,  Р. Бернс,  И. Бранден,  У. Джемс,  Ф. Зимбардо,  С. Куперсмит,  К. Левин, К. Роджерс,  М. Розенберг,  3. Фрейд, К. Хорни.

Цель данной работы – заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования – является  личность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – самооценка у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста зависит от пола.

В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Теоретический  анализ литературы по проблеме  понятия самооценки и особенности  ее проявления у детей старшего  дошкольного возраста.

2. Подобрать  и применить методики для исследования  самооценки у детей старшего  дошкольного возраста.

3. Осуществить  эмпирическое исследование по  выявлению и изучению самооценки  у детей старшего дошкольного  возраста.

          4.  Провести  обработку  полученных  результатов.

          5.  Проанализировать  результаты и сформулировать  рекомендации.

 

Глава 1.  Теоретическое исследование вопроса  о формировании самооценки у детей  старшего дошкольного возраста.

      1. 1.  Особенности  развития личности у детей  старшего дошкольного возраста

   Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.

   Особое место в периоде  детства занимает старший дошкольный  возраст. К этому периоду можно  отнести возраст детей от 5.5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст  играет особую роль в личностном  развитии ребенка: в этот период  жизни начинают формироваться  новые психологические механизмы  деятельности и поведения.

   В старшем дошкольном  возрасте закладываются основы  будущей личности:  формируется  устойчивая структура мотивов;  зарождаются новые социальные  потребности (потребность в уважении  и признании взрослого, в признании  сверстников, проявляется интерес  к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного  поведения; ребенок усваивает  определенную систему социальных  ценностей; моральных норм и  правил поведения в обществе.

    Ребенок в этом возрасте  начинает осознавать и обобщать  свои переживания, формируется  внутренняя социальная позиция,  более устойчивая самооценка  и соответствующее ей отношение  к успеху и неудаче в деятельности.

   Развитие личности ребенка  включает две стороны. Одна  из них состоит в том, что  ребенок постепенно начинает  понимать окружающий мир и  осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

    Старший дошкольный возраст  играет особую роль в психическом  развитии ребенка: в этот период  жизни начинают формироваться  новые психологические механизмы  деятельности и поведения.

     Этот этап благоприятен  для овладения социальным пространством  человеческих отношений через  общение со взрослыми и сверстниками. Данный возраст приносит ребенку  новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений  старшего дошкольного возраста  является осознание своего социального  "Я", формирование внутренней  социальной позиции, представлений  о себе.

     В старшем дошкольном  возрасте в содержание представлений  о себе входит отражение им  своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях  накапливаются постепенно благодаря  опыту разнообразной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом  себе дополняются соответствующим  отношением к самому себе.

    Формирование образа  самого себя происходит на  основе установления связей между  индивидуальным опытом ребенка  и информацией, которую он получает  в процессе общения. Налаживая  контакты с людьми, сравнивая  себя с ними, сопоставляя результаты  своей деятельности с результатами  других детей, ребенок получает  новые знания не только о  другом человеке, но и о самом  себе.

     В старшем дошкольном  возрасте происходит развитие  самосознания. При этом, взрослый, организуя  деятельность старшего дошкольника,  помогает ребенку овладеть средствами  осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания  считается ведущая деятельность.

    Таким образом, мы  можем отметить, что основным  фактором, оказывающим, существенное  влияние на развитие личности  ребенка в дошкольном возрасте  является игра.

    Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

    Под термином "самосознание" в психологии обычно имеют  в виду существующую в сознании  человека систему представлений,  образов и оценок, относящихся  к нему самому. В самосознании  выделяют две взаимосвязанные  составляющие: содержательную –  знания и представления о себе (Кто я?), и оценочную, или самооценку (Какой я?).

    Содержательный и оценочный  аспекты самосознания являются  единым неразделимым целым, так  как любое суждение старшего  дошкольника о себе, в той или  иной мере включает и самооценку. Представления о своих индивидуальных  качествах, возникая, сразу же  обрастают и определенным отношением  к себе.

    В процессе развития  у ребенка в дошкольном возрасте  формируется не только представление  о присущих ему качествах и  возможностях (образ реального "Я"  – "какой я есть"), но также  и представление о том, каким  он должен быть, каким его хотят  видеть окружающие (образ идеального "Я" – "каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку [27].

    В старшем дошкольном  возрасте позиция близости реального  и идеального «Я» является  наиболее благоприятной (Л.И.Божович,  Р.Бернс, М.И.Лисина, А.И.Сильвестру, Е.Е.Кравцова, Т.А.Репина), ибо служит  пусковым механизмом актуализации  одной из важнейших потребностей  личности – потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, которая,  собственно, и составляет базис  целеполагания.

    Таким образом, наличие  у ребенка «позиции близости  двух Я» свидетельствует о  его самотождественности, то есть  о его уверенности в себе, уверенности  в том, что он хороший, любимый.

     К старшему дошкольному  возрасту отношение к себе  существенно меняется. К этому  возрасту, дети начинают осознавать  не только свои конкретные  действия и качества, но и свои  желания, переживания, мотивы, которые,  в отличие от объективных характеристик,  не являются предметом оценки  и сравнения, но объединяют  и консолидируют личность ребенка  в целом. Все  это отражается  в усилении субъектной составляющей  самосознания и в изменениях  взаимоотношения старшего дошкольника  к другим людям. 

   Собственное «Я» ребенка  уже не столь жестоко фиксировано  на своих достоинствах и оценке  своих объективных качеств, но  открыто для других людей, их  радостей и проблем. Самосознание  ребенка выходит за пределы  своих объектных характеристик  и открыто для переживаний  других. Другой ребенок становится  уже не только противоположным  существом, не только средством  самоутверждения и предметом  сравнения с собой, но и самоценной  личностью, субъектом общения  и обращения их целостного  «Я». Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

   Окружающие влияют на  развитие личности старшего дошкольника  с помощью моральных норм. Они  усваиваются ребенком под влиянием  образцов и правил поведения.  Образцами поведения для детей  служат, прежде всего, сами взрослые  – их поступки, взаимоотношения.  Ребенок склонен, им подражать,  перенимать их манеры, заимствовать  у них оценку людей, событий,  вещей. 

   Дети старшего дошкольного  возраста знакомятся с жизнью  взрослых многими путями –  наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца  для него выступают поведение  тех людей, которые вызывают  любовь, уважение и одобрение  окружающих. Взрослые обучают ребенка  правилам поведения, и эти правила  усложняются на протяжении дошкольного  детства. 

    Также именно взрослые  организуют повседневное поведение  детей и обеспечивают упражнение  в положительных поступках. Предъявляя  детям требования и оценивая  их поступки, взрослые добиваются  от детей выполнения правил. Постепенно  и сами дети начинают оценивать  свои поступки, исходя из представлений  о том, какого поведения ждут  от них окружающие.

     Соподчинение мотивов  является одним из важных новообразованием  в развитии личности дошкольника.  Возникающая иерархия мотивов  придает определенную направленность  всему поведению. По мере развития  появляется возможность оценивать  не только отдельные поступки  ребенка, но и его поведение  в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения  становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок  в большинстве случаев будет  действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности.

     После возникновения  соподчинения мотивов, ребенок  не всегда во всех случаях  руководствуется одними и теми  же мотивами. Такого не бывает  и у взрослых. В поведении любого  человека, обнаруживается множество  разнообразных мотивов. Но соподчинение  приводит к тому, что эти разнообразные  мотивы теряют равноправие, выстраиваются  в систему. 

      В старшем дошкольном  возрасте усложняются отношения  детей с окружающими, им самим  приходится определять свое отношение  к чему-то, оценивать свои поступки  и обязательных правил становиться  больше, столкновение различных  мотивов становятся чаще и  острее. Особенно трудно детям  выбирать между лично значимыми  и общественно значимыми мотивами. Если старший дошкольник потерпел  неудачу в каком-нибудь значимом  для него деле, то это не  удается компенсировать удовольствием,  от чего-то другого. Так как  одной из сторон развития мотивов  поведения в дошкольном возрасте  является повышение их осознанности.

Информация о работе Самооценка дошкольников