Ребенок в старшем
дошкольном возрасте начинает
отдавать себе все более ясный
отчет в побудительных силах
и последствиях своих поступках.
Это становиться возможным в
связи с тем, что у дошкольника
развивается самосознание – понимание
того, что он собой представляет,
какими качествами обладает, как
относятся к нему окружающие
и чем вызывается это отношение.
Наиболее явно самосознание проявляется
в самооценке.
Таким образом, к концу
старшего дошкольного возраста
ребенок не только становится
субъектом деятельности, но и
осознает себя как субъекта. Формируется
его самосознание, способность к
самооценкам своих действий, поступков,
переживаний.
У детей старшего
дошкольного возраста происходит
дальнейшее развитие компонента
самосознания – самооценки. Она
возникает на основе знаний
и мыслей о себе.
1.
2. Самооценка детей старшего
дошкольного возраста
Появление и развитие самосознания происходит
в различных видах деятельности. При этом,
взрослый, организуя на ранних этапах
эту деятельность, помогает ребенку овладеть
средствами осознавания себя и самооценивания.
Источником развития самосознания, считается
ведущая деятельность. В старшем дошкольном
возрасте решающее значение в формировании
самооценки имеет игра.
Самооценка включает
в себя умение оценить свои
силы и возможности, отнестись
к себе критически. Она позволяет
человеку «примеривать» свои
силы к задачам и требованиям
окружающей среды и в соответствии
с этим самостоятельно ставить
перед собой цели и задачи
Проблема самооценки, как одна из центральных
проблем психологии личности, изучалась
в трудах различных отечественных и зарубежных
психологов.
Первопроходцем в области
изучения самооценки можно назвать
У.Джемса, который начал изучать
этот феномен еще в 1892 году в рамках
изучения самосознания. Он вывел формулу,
по которой самооценка прямо пропорциональна
успеху и обратно пропорциональна притязаниям,
то есть потенциальным успехам, которых
индивид намеревался достичь.
Развитие самооценки
происходит во время всей жизни
человека, и «именно ориентиры
для самооценки, заложенные в детстве,
поддерживают сами себя в течение всей
жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно
трудно».
Таким образом, важно
отметить, что старший дошкольный
возраст играет важную роль
для начала становления самооценки.
Данный возраст – начальный
период осознания ребенком самого
себя, мотивов и потребностей
в мире человеческих отношений.
Поэтому важно в этот период
заложить основы для формирования
дифференцированной адекватной
самооценки. Все это позволит
ребенку правильно оценить себя,
реально рассматривать свои силы
к задачам и требованиям социальной
среды, в соответствии с этим
самостоятельно ставить перед
собой цели и задачи.
Самооценка
является необходимым компонентом развития
самосознания, т.е. самооценка – это осознание
человеком самого себя, своих физических
сил, умственных способностей, поступков,
мотивов и целей своего поведения, своего
отношения к окружающему, к другим людям
и к самому себе.
Мухина
В. С. в своей книге «Детская
психология» говорит о том,
что одной из сторон развития
мотивов поведения в дошкольном
возрасте является повышение
их осознанности. Ребенок начинает
отдавать себе все более ясный
отчет в побудительных силах
и последствиях своих поступков.
Это становится возможным в
связи с тем, что у дошкольника
развивается самосознание ― понимание
того, что он собой представляет,
какими качествами обладает, как
относятся к нему окружающие
и чем вызвано это отношение.
Наиболее явно самосознание проявляется
в самооценке, т.е. в том, как ребенок
оценивает свои достижения и неудачи,
свои качества и возможности.
Для
понимания того, как именно развивается
самооценка ребенка, что влияет
на ее формирование, следует рассмотреть
ту социальную ситуацию, в которой
развивается ребенок в период
своего дошкольного детства.
Путь психического развития ребенка
определяется системой отношений
между ним и социальной действительностью
и зависит от реального места,
которое маленький человек занимает
в мире человеческих отношений.
До прихода ребенка в детский
сад социальная ситуация его
развития, в основном определялась
связями ребенок - взрослый. Включение
ребенка в группу сверстников
существенно меняет социальную
ситуацию его развития. Теперь
эти связи ребенок - взрослый
дополняются отношениями ребенок
- сверстник. Вне этих связей
уже невозможно рассмотреть формирование
личности ребенка в период
дошкольного детства.
Многие авторы едины в своем
мнении по поводу того, кто
и каким образом влияет на
развитие самооценки ребенка.
В данном исследовании рассматривались
работы Репиной Т. А., Даниловой
Е. Е., Мухиной В. С., проф. Марцинковской
Т. Д.. Все они пишут о значении
оценок взрослых и сверстников
для формирования самооценки
ребенка.
Поскольку самооценка ребенка
активно развивается в дошкольный
период и в значительной степени
зависит от оценок сверстников
и особенно взрослого, то можно
говорить об исключительной важности
влияния детских дошкольных образовательных
учреждений, в частности воспитателя,
с которым ребенок проводит 8-12
часов в день.
Репина Т. А. рассматривает
различные функции группы детского
сада, одна из которых, - это формирование
адекватной самооценки ребенка
(под влиянием оценок сверстников
и взрослых).
С точки зрения Даниловой Е.
Е., формирование адекватной самооценки
― важнейший фактор развития личности
ребенка. Относительно устойчивая самооценка
формируется у детей под влиянием оценки
со стороны окружающих, прежде всего ―
ближайших взрослых и сверстников, а так
же в процессе собственной деятельности
ребенка и самостоятельной оценки ее результатов
Проф.
Марцинковская Т. Д. также указывает
на важность общения детей
со сверстниками, в процессе которого
развивается и становится все
более адекватной самооценка
детей.
Кроме
оценок со стороны других людей,
Мухина В. С. говорит еще
об усвоении ребенком норм
и правил поведения. Что также
является важным фактором в
развитии самооценки.
По мере усвоения норм и
правил поведения они становятся
теми мерками, которыми пользуется
ребенок при оценке других
людей. Но положить эти мерки
к самому себе оказывается
гораздо труднее. Переживания,
захватывающие ребенка, толкающие
его на те или иные поступки,
заслоняют от него действительный
смысл поступков, не позволяют
их беспристрастно оценивать.
Такая оценка становится возможной
только на основании сравнения
своих поступков, качеств с
возможностями, поступками, качествами
других. Умением сравнивать себя
с другими ребенок овладевает
к старшему дошкольному возрасту,
и это служит основой правильной
самооценки.
С точки зрения вышеназванных
авторов самооценка должна сформироваться
к старшему дошкольному возрасту.
В это время она становится
более устойчивой, не обусловленной
ситуационно. В этом возрасте
также следует обратить внимание
на ее адекватность.
О том, как формируется самооценка
в дошкольном детстве, пишет
Мухина В. С. в книге «Детская
психология».
У
младшего дошкольника нет еще
сколько-нибудь обоснованного и
правильного мнения о себе, он
попросту приписывает себе все
положительные, одобряемые взрослыми
качества, часто даже не зная,
в чем они заключаются. Когда
одного ребенка, утверждающего,
что он аккуратный, спросили, что
это значит, он ответил: «Я не
боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся
своей аккуратностью, на этот
вопрос отвечали: «Не знаю».
Для
того чтобы научится правильно
оценивать себя, ребенок должен,
сначала научится оценивать других
людей, на которых он может смотреть как
бы со стороны. А это происходит, как мы
уже знаем, далеко не сразу. В этот период,
оценивая сверстников, ребенок просто
повторяет мнения, высказанные о них взрослыми.
То же самое происходит при самооценке
(«Я хороший, потому что мама так говорит»).
Умением
сравнивать себя с другими
ребенок овладевает к старшему
дошкольному возрасту, и это служит
основой правильной самооценки.
Старшие дошкольники достаточно
верно осознают свои достоинства
и недостатки, учитывая отношение
к ним со стороны окружающих.
Это имеет огромное значение
для дальнейшего развития личности,
сознательного усвоения норм
поведения, следования положительным
образцам. Вместе с тем ребенок
становится способным и к тому,
чтобы намерено пользоваться
отношением окружающих к тем
или другим его качествам и
поступкам. В этом возрасте
дети, как правило, прекрасно осознают
упрямство как нарушение норм поведения
и проявляют упрямство сознательно только
к тем взрослым, которые идут на уступки.
С
точки зрения Олпорта Г. самооценка
начинает развиваться где-то в возрасте
пяти-шести лет. Это время, когда ребенок
начинает узнавать, чего от него ожидают
родители, родственники, учителя и другие
люди, каким они хотят его видеть. Именно
в этот период ребенок начинает понимать
различие между «Я хороший» и «Я плохой».
И все же, у ребенка нет достаточного развитого
сознания, ни представления о том, каким
он будет, когда станет взрослым. Как говорил
Олпорт: «В детстве способность думать
о себе, каков ты есть, каким хочешь быть
и каким должен стать, находится лишь в
зачаточном состоянии».
Практически все психологи, изучающие
развитие личности детей, согласились
с Роджерсом в том, что основной
характеристикой личности является
ее самооценка, в которую входят
отношение к себе и знание
о себе. Исследования также показали,
что одним из условий бесконфликтного
развития личности является положительное
эмоциональное отношение в сочетании
с точным и полным знанием
о себе, т.е. человек должен
осознавать свои хорошие и
плохие качества, свои достоинства
и недостатки. Такая самооценка
совпадает с оценкой окружающих,
т.е. люди видят ребенка таким
же, каким он видит себя сам,
что доказывает ее адекватность.
Самооценка достаточно устойчива
и особенно у детей, неосознанна.
Однако существует такое качество,
как уровень притязаний. Уровень
притязаний зависит от ситуации,
от выполняемой деятельности, т.к.
в одних условиях человек может
притязать на самую высокую
оценку, а в других ни на
что не претендует. Уровень притязаний
почти всегда осознан и этим
он отличается от самооценки.
Результаты
различных исследований показывают,
что данные по показателю уровня самооценки
могут очень сильно колебаться у
одного ребенка в течение небольшого
временного промежутка и, следовательно,
являются ситуационно обусловленными.
В самооценке отражается то, что
ребенок узнает о себе от
других, и его возрастающая активность,
направленная на осознание своих
действий и личностных качеств.
Адекватная самооценка
лежит в основе формирования
у ребенка уверенности в себе
и своих возможностях, выступает
основанием для развития личной
полноценности и компетентности.
Неадекватная самооценка (как завышенная,
так и заниженная), напротив, препятствует
раскрытию и реализации возможностей
и способностей ребенка, ведет
к возникновению внутренних конфликтов,
нарушению общения и в целом
свидетельствует о неблагополучном
развитии личности ребенка. Оценка
старшим дошкольником себя происходит
труднее, чем сверстника. К ровеснику
он более требователен и оценивает
его более объективно. Самооценка
дошкольника очень эмоциональна,
часто положительно. Отрицательные
самооценки наблюдаются очень
редко.
Самооценка у детей
старшего дошкольного возраста
обычно неадекватная (чаще завышенная),
это происходит оттого, что ребенку
трудно отделить свои умения
от собственной личности в
целом. Для него признать то,
что он что-то сделал или
делает хуже других детей, значит
признать, что он вообще хуже
сверстников.
С возрастом самооценка
у старшего дошкольника становится
все более правильной, полнее
отражающей его возможности. Первоначально
она возникает в продуктивных
видах деятельности и в играх
с правилами, где наглядно можно
увидеть и сравнить свой результат с
результатом других детей. Имея реальную
опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам
легче дать себе правильную оценку.
Исполнение ребенком
какой-либо роли в игре дает
детям старшего дошкольного возраста
возможность согласовывать свои
действия со сверстниками, развивает
способность к сопереживанию
и формирует коллективистские
качества. В игре у ребенка
удовлетворяется потребность в
признании и осуществляется самопознание. Игра
– это школа социальных отношений, в которой
моделируются формы поведения дошкольника. Именно
в процессе игры развиваются основные
новообразования дошкольного возраста.
В разных видах
деятельности самооценка разная.
В изобразительной деятельности
ребенок оценивает чаще всего
себя правильно, в грамоте -
переоценивает, а в пении может
недооценивать себя.