Самооценка дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования – является личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста зависит от пола.

Оглавление

Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста
1. 1. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста_____________________________________________________5
1. 2. Самооценка детей старшего дошкольного возраста____________10
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 1. Описание методов исследования___________________________20
2. 2. Анализ результатов исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________22
2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________25
Заключение_________________________________________________33
Литература_________________________________________________35
Приложение________________________________________________36

Файлы: 1 файл

Самооценка дошкольников.docx

— 60.00 Кб (Скачать)

     Для формирования  самооценки, важна та деятельность, в которую включен ребенок  и оценки его достижений взрослыми  и сверстниками.

     В результате исследований  было выявлено, что дети, стремящиеся  выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; если выделение происходит через  сферу отношений, самооценка обычно  бывает заниженной.

     В старшем  дошкольном возрасте ребенок хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

     Положительная самооценка  основана на самоуважении, ощущении  собственной ценности и положительного  отношения ко всему, что входит  в представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает  неприятие себя, самоотрицание, негативное  отношение к своей личности.

      В определении  различных типов самооценки детей  старшего дошкольного возраста  отмечают: детей с неадекватно  завышенной самооценкой, с адекватной  самооценкой и детей с заниженной  самооценкой.

    Дети с неадекватно  завышенной самооценкой очень  подвижны, несдержанны, быстро переключаются  с одного вида деятельности  на другой, часто не доводят  начатое дело до конца. Они  не склонны анализировать результаты  своих действий и поступков.  В большинстве случаев они  пытаются решать любые, в том  числе и весьма сложные задачи  с быстро, не разобрав до конца.  Чаще всего они не осознают  своих неудач. Эти дети склонны  к демонстративному поведению  и доминированию. Они стремятся  всегда быть на виду, афишируют  свои знания и умения, стараются  выделиться фоне других ребят,  обратить на себя внимание.

    Если по каким-либо  причинам они не могут обеспечить  себе полное внимание взрослого  успехами в деятельности, то делают  это, нарушая правила поведения.  На занятиях они могут выкрикивать  с места, комментировать вслух  действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные  дети. Они стремятся к лидерству,  но в группе сверстников могут  быть не приняты, так как  направлены на себя и не  склонны к сотрудничеству.

    К похвале воспитателя  дети с неадекватно завышенной  самооценкой относятся как к  чему-то само собой разумеющемуся.  Ее отсутствие может вызвать  у них недоумение, тревогу, обиду,  иногда раздражение и слезы.  На порицание они реагируют  по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

    Несколько завышенная  самооценка наиболее свойственна  детям, стоящим на пороге кризиса  6 – 7 лет. Они уже склонны  анализировать свой опыт, прислушиваются  к оценкам взрослых. Считается,  что завышенная самооценка дошкольника  при наличии попыток анализа  себя и своей деятельности  несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно  действует и, следовательно, имеет  возможность уточнить представлении  о себе в процессе деятельности.

В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально  оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.

     Дети с адекватной  самооценкой в большинстве случаев  склонны анализировать результаты  своей деятельности, пытаются выяснить  причины своих ошибок. Они уверены  в себе, активны, уравновешены, быстро  переключаются с одного вида  деятельности на другой, настойчивы  в достижении цели. Стремятся  сотрудничать, помогать другим, они  достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи  пытаются выяснить причину и  выбирают задачи несколько меньшей  сложности. Успех в деятельности  стимулирует их желание попытаться  выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой  свойственно стремление к успеху.

    Дети с заниженной  самооценкой в поведении чаще  всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям,  молчаливы, скованны в своих  движениях. Они очень чувствительны,  готовы расплакаться в любой  момент, не стремятся к сотрудничеству  и не способны постоять за  себя. Дети с заниженной самооценкой  тревожны, неуверенны в себе, трудно  включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.

     Чем более значима  для него деятельность, тем труднее  ему с ней справиться. Детям  с заниженной самооценкой свойственно  стремление избегать неудач, поэтому  они малоинициативные, выбирают  заведомо простые задачи. Неуспех  в деятельности чаще всего  приводит к отказу от нее.

 Такие дети, как правило, имеют  низкий социальный статус в  группе сверстников, попадают  в категорию отверженных, с  ними никто не хочет дружить.  Внешне это чаще всего малопривлекательные  дети.

      В работе с дошкольниками  с заниженной самооценкой необходимо  помнить, что для них очень  значима оценка педагога. Эмоциональная  поддержка, похвала могут частично  снять неуверенность в себе  и тревожность. Напротив, порицание  и окрики усугубляют негативное  состояние ребенка, приводят к  уходу от деятельности. Он становится  пассивным, заторможенным, перестает  понимать, что от него требуют.  Такого ребенка не следует  торопить с ответом, надо дать  ему возможность собраться с  мыслями. Задача взрослых в  работе с такими детьми –  обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить  в свои силы.

     Заниженная самооценка  в старшем дошкольном возрасте  встречается значительно реже, она  основана не на критичном отношении  к себе, а на неуверенности  в своих силах. Родители таких  детей, как правило, предъявляют  к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.

    Проявление в деятельности  и поведении детей седьмого  года жизни заниженной самооценки  является тревожным симптомом  и может свидетельствовать об  отклонениях в личностном развитии.

     Формирование адекватной  самооценки, умения видеть свои  ошибки и правильно оценивать  свои действия – основа формирования  самоконтроля и самооценки. Это  имеет огромное значение для  дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм  поведения, следования положительным  образцам.

 

Глава 2 . Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного  возраста.

 

2. 1. Описание и обработка  методов  исследования.

     В процессе  эмпирического  исследования определялись особенности  проявления самооценки у старших  дошкольников, связь самооценки  и ведущей деятельности данного  возраста.

     Психологические особенности  проявления самооценки определялись  мною при помощи следующих  методик: изучение самооценки  ребенка с помощью методики  «Лесенка», Т.Д. Марцинковской;  наблюдение за особенностями  проявления самооценки у детей  старшего дошкольного возраста  в ведущей деятельности.

Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», Т.Д. Марцинковской. Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, а также  предлагалось отметить свое место с позиции  родителей и как соотносятся эти представления между собой. Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, а также адекватность представлений ребенка о самом себе.

 

 

Материал: нарисованная лесенка, фигурка человечка из картона, протокол, ручка.

Процедура проведения методики:  Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя  и сказочного героя.

    Сказочный  герой является вспомогательным  звеном, возможностью убедиться,  что ребенок понимает инструкцию, что от него хотят, а также  может объяснить, что такое  хорошо и что такое плохо. 

   Ребенку  показывают рисунок лестницы, состоящий  из семи ступенек. Посередине  нужно расположить фигурку ребенка―  мальчика или девочки, (в зависимости  от пола тестируемого ребенка)  которую можно двигать по лесенке.

Инструкция: Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше

ставят хороших  детей, чем выше, ― тем лучше  дети, а на самой верхней ступеньке  самые хорошие ребята. На ступеньку  ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже ― еще хуже, а на самой нижней ступеньке ― самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему? А на какую ступеньку тебя поставила бы мама? Почему?

    Важно проследить, правильно  ли понял ребенок объяснение  взрослого. В случае необходимости  следует повторить его.

Наблюдение за особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного  возраста в ведущей деятельности. Данный вид методики представляет собой наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности. Наблюдение за детьми проводилось по определенным критериям: инициатор игры; принятие предложений по игре от других детей; выполнение главных или второстепенных ролей; активность ребенка в игре.

      То есть, наблюдение  проводилось по тому поведению  ребенка, которое наблюдалось  в игре в момент проведения  исследования. Данная методика позволяет  выявить наличие определенных  особенностей проявления самооценки  у детей старшего дошкольного  возраста в игре.

     Организация  исследования:  Исследование осуществлялось  в 2009 году на базе дошкольного образовательного учреждения  №133. В данном исследовании приняло участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста (от 5,5 до 6,5 лет), наблюдение велось  неделю.

Обработка результатов по методике «Лесенка»

   Результаты, полученные в данном исследовании, представлены в приложении 1. Номер  ступеньки соответствует количеству  баллов. Чем меньше номер ступеньки,  тем выше уровень самооценки.

Для обработки результатов за основу нами были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе:  от 6 баллов и ниже – заниженная самооценка,  негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов – адекватное, позитивное отношение к себе; от 2 баллов – завышенная самооценка.

  С помощью предоставленных  баллов было выявлено количественное  соотношение уровня самооценки.

    

    2. 2. Анализ результатов исследования  самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

   Важно отметить, что при проведении методики «Лесенка» в большинстве дети проставляли себя на первую и вторую ступени, в меньшем количестве на последующие ступени. Такое различие можно объяснить тем, что в данной выборке у детей старшего дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер. Дети довольно часто в заданиях отмечали более высокие ступени, чем это следовало из их ответов. Это может объясняться низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок не считает себя совершенным.

   На основании анализа  результатов, были получены следующие  данные: 2 мальчиков и 1 девочка  имеют заниженную самооценку, 2 мальчика  и 4 девочки – адекватную самооценку,8 мальчиков и 7 девочек – завышенную  самооценку. У одного мальчика (Илья) оценка себя и как бы его  оценили родители, очень сильно  отличалась. Себя он поставил  на 1 ступеньку, а мама бы его  поставила на 6 ступень, он сказал, что она его, конечно же, любит  и он её герой, но в садике  ведет себя плохо, поэтому он  «плохой».  Двоя детей, Сережа  и Даша поставили себя на  нижние ступеньки, и объяснили  это тем, что они не слушаются  родителей, и все время им  мешают. Сережа сказал, что папа  говорит «у меня руки корявые,  и я ничего не могу делать  нормально». Для определения особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста был использован метод наблюдения. Наблюдение проводилось за игрой детей.

    Наблюдение за детской  игрой в старшем дошкольном  возрасте нами было выбрано  не случайно, так как «игра  – сюжетное и ролевое воплощение  «перспективного» Я – образа  ребенка, поэтому можно сказать,  что в игре проявляется его  самооценка». 

      К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам наблюдения, можно отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, частота конфликтности детей.

    Уже с первых дней наблюдения было видно, что дети избирательно относятся к своим сверстникам. Особенно это проявляется в игре. Дети часто тянуться к тем, кто умеет организовывать игру. В группе этим человеком был Кирилл Б., в процессе наблюдения он никогда не играл один.

Информация о работе Самооценка дошкольников