Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа
Цель данной работы – заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования – является личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста зависит от пола.
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста
1. 1. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста_____________________________________________________5
1. 2. Самооценка детей старшего дошкольного возраста____________10
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 1. Описание методов исследования___________________________20
2. 2. Анализ результатов исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________22
2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________25
Заключение_________________________________________________33
Литература_________________________________________________35
Приложение________________________________________________36
Для формирования
самооценки, важна та деятельность,
в которую включен ребенок
и оценки его достижений
В результате исследований
было выявлено, что дети, стремящиеся
выделить себя через
В старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.
Положительная самооценка
основана на самоуважении, ощущении
собственной ценности и
В определении
различных типов самооценки
Дети с неадекватно
завышенной самооценкой очень
подвижны, несдержанны, быстро
Если по каким-либо
причинам они не могут
К похвале воспитателя
дети с неадекватно завышенной
самооценкой относятся как к
чему-то само собой
Несколько завышенная
самооценка наиболее
В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.
Дети с адекватной
самооценкой в большинстве
Дети с заниженной
самооценкой в поведении чаще
всего нерешительны, малообщительны,
недоверчивы к другим людям,
молчаливы, скованны в своих
движениях. Они очень
Чем более значима
для него деятельность, тем труднее
ему с ней справиться. Детям
с заниженной самооценкой
Такие дети, как правило, имеют
низкий социальный статус в
группе сверстников, попадают
в категорию отверженных, с
ними никто не хочет дружить.
Внешне это чаще всего
В работе с дошкольниками
с заниженной самооценкой
Заниженная самооценка
в старшем дошкольном возрасте
встречается значительно реже, она
основана не на критичном
Проявление в деятельности
и поведении детей седьмого
года жизни заниженной
Формирование адекватной
самооценки, умения видеть свои
ошибки и правильно оценивать
свои действия – основа
Глава 2 . Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
2. 1. Описание и обработка методов исследования.
В процессе эмпирического
исследования определялись
Психологические особенности
проявления самооценки
Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», Т.Д. Марцинковской. Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, а также предлагалось отметить свое место с позиции родителей и как соотносятся эти представления между собой. Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, а также адекватность представлений ребенка о самом себе.
Материал: нарисованная лесенка, фигурка человечка из картона, протокол, ручка.
Процедура проведения методики: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и сказочного героя.
Сказочный
герой является
Ребенку
показывают рисунок лестницы, состоящий
из семи ступенек. Посередине
нужно расположить фигурку
Инструкция: Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше
ставят хороших детей, чем выше, ― тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже ― еще хуже, а на самой нижней ступеньке ― самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему? А на какую ступеньку тебя поставила бы мама? Почему?
Важно проследить, правильно
ли понял ребенок объяснение
взрослого. В случае
Наблюдение за особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в ведущей деятельности. Данный вид методики представляет собой наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности. Наблюдение за детьми проводилось по определенным критериям: инициатор игры; принятие предложений по игре от других детей; выполнение главных или второстепенных ролей; активность ребенка в игре.
То есть, наблюдение
проводилось по тому поведению
ребенка, которое наблюдалось
в игре в момент проведения
исследования. Данная методика позволяет
выявить наличие определенных
особенностей проявления
Организация исследования: Исследование осуществлялось в 2009 году на базе дошкольного образовательного учреждения №133. В данном исследовании приняло участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста (от 5,5 до 6,5 лет), наблюдение велось неделю.
Обработка результатов по методике «Лесенка»
Результаты,
полученные в данном
Для обработки результатов за основу нами были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: от 6 баллов и ниже – заниженная самооценка, негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов – адекватное, позитивное отношение к себе; от 2 баллов – завышенная самооценка.
С помощью предоставленных
баллов было выявлено
2. 2. Анализ результатов исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Важно отметить, что при проведении методики «Лесенка» в большинстве дети проставляли себя на первую и вторую ступени, в меньшем количестве на последующие ступени. Такое различие можно объяснить тем, что в данной выборке у детей старшего дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер. Дети довольно часто в заданиях отмечали более высокие ступени, чем это следовало из их ответов. Это может объясняться низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок не считает себя совершенным.
На основании анализа
результатов, были получены
Наблюдение за детской
игрой в старшем дошкольном
возрасте нами было выбрано
не случайно, так как «игра
– сюжетное и ролевое
К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам наблюдения, можно отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, частота конфликтности детей.
Уже с первых дней наблюдения было видно, что дети избирательно относятся к своим сверстникам. Особенно это проявляется в игре. Дети часто тянуться к тем, кто умеет организовывать игру. В группе этим человеком был Кирилл Б., в процессе наблюдения он никогда не играл один.