Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:54, курсовая работа
Цель данной работы – заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования – является личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста зависит от пола.
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста
1. 1. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста_____________________________________________________5
1. 2. Самооценка детей старшего дошкольного возраста____________10
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 1. Описание методов исследования___________________________20
2. 2. Анализ результатов исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________22
2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста________________________________________25
Заключение_________________________________________________33
Литература_________________________________________________35
Приложение________________________________________________36
Характерное
то, что девочки выбирали для
игры девочек, мальчики –
Характеристика группы испытуемых.
Юля Л..: среднеобщительна, никогда не конфликтует, спокойная, уравновешенная.
Сергей И.: шустрый, быстрый, часто конфликтует из-за пустяков, сам игру не организовывает.
Настя Ш.: спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает, предлагает игры.
Данил С.: общается со всеми, ябеда, не конфликтует, начать игру сам не может, включается в игру к другим детям.
Даша А.: играет в основном одна, обида часто перерастает в слезы.
Кирилл Б..: любознательный, общительный, все хочет знать, легко идет на контакт с незнакомыми людьми, организует игры.
Илья Х: всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, среднеобщительный, бывает инициатором игры, но чаще присоединяется к играющим.
Слава Н.: играет с избранными, общается со всеми, часты конфликты, сам игру не организовывает.
Вера М.: очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, никогда не конфликтует, инициатор разных сценок.
Маша Г.: мало посещает детский сад, общается, с кем придется, обижается если ей, делает замечание воспитатель или говорят что «у меня, то лучше… чем у тебя».
Кристина Л.: общительная, играет со всеми, включается в игру к другим детям.
Таня Б.: очень спокойная, малообщительная, замкнута, исполнительна, не конфликтует, игру сама не начинает.
Степа К.: среднеобщительный, конфликтует с мальчиками, девочек не обижает, может организовать игру.
Наблюдения показывают, что
в игре самооценка проявляется.
Гипотеза не подтвердилась, уровень самооценки не зависит от пола ребенка.
У мальчиков и девочек
2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
По мере того
как происходит развитие
Наиболее оптимальный вариант
развития самооценки –
Адекватная самооценка
Основным и важным фактором,
влияющим на развитие
С помощью взрослого
происходит становление,
- выражает свое отношение к
окружающему и оценочный
- организует деятельность
- представляет образцы
- организует совместную со
Родителям и педагогам
необходимо знать и помнить,
что все оценочные воздействия
взрослого влияют на
Для достижения более
адекватной самооценки
Следует подчеркнуть,
что в любом возрасте
Детям старшего
дошкольного возраста нужно
Поддержка проявлений
самостоятельности – это
Поэтому педагогам
и родителям необходимо
Отметим, что старший дошкольник ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.
Действенность оценки определяется тем, насколько она корректно сформулирована, какова ее форма, содержание.
Немаловажно отметить, что для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.
Нежелательно поощрять
Оценочная деятельность
В старшем дошкольном
возрасте также важно сначала
подчеркнуть успехи, а потом тактично
и конструктивно указать на
недостатки. При выполнении указанных
условий положительные оценки
усиливают одобряемые формы
Еще Ш. А. Амонашвили обращал вниманием педагогов и родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка. Только демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослый формирует тем самым у него уверенность в себе и стремление к успеху; обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно уценивать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.
Ниже приведены
стратегии позитивного
Основные стратегии
В процессе общения ребенок
постоянно получает обратную
связь. Позитивная обратная
Улыбка, похвала, одобрение
– все это примеры
Необходимо учить ребенка
ставить реальные цели и
Для формирования правильного
представления старшего
Общие рекомендации по
формированию адекватной
1) Оптимизация
родительско-детских отношений.
2) Оптимизация
отношений ребенка со
3) Расширение
и обогащение индивидуального
опыта ребенка. Чем
4) Развитие
способности анализировать
На формирование адекватной
самооценки ребенка,
Для повышения уровня
самооценки у детей старшего
дошкольного возраста
Развитие адекватного уровня
самооценки в процессе
Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки.
Игра «Мое имя».
Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в
ответах ведущий называет
Ведущий говорит:
«Известно ли вам, что „имена
растут вместе с людьми? Сегодня
вы маленькие и имя у вас
маленькое. Когда вы
Игра «Связующая нить».
Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.