Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:03, реферат
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Введение 3
1. Общая часть 5
1.1. Основные труды по проблемам самовоспитания 5
1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности 5
1.3. Нравственный идеал и самовомпитание 7
1.4. От воспитания к самовоспитанию 7
1.5. Как работать над собой 8
1.6. Идеал личности 9
1.7. Материалы по самопознанию школьника 11
1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза 11
2. Специальная часть 13
2.1. Интервью с классными руководителями 13
2.2. Анкетирование 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Приложение
· трудолюбие;
· творческое отношение к труду;
· высокая культура поведения.
В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:
работа по нравственному
Психологическая подготовка к
нравственному самовоспитанию
1.4.
От воспитания к
В книге А.И.Кочетова “Организа
А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5.
Всегда и всюду проявлять
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3.
Быть чутким и заботливым! Помни,
к тебе будут хорошо
4.
Быть здоровым и чистоплотным!
Занимайся утренней
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2.
Грубить и драться со
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5.
Критиковать других, если сам
страдаешь подобным же
Пять “хорошо”:
1.
Уметь владеть собой (не
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5.
Браться вначале за самые
Правила вводятся постепенно. Вначале
ребенок приучается жить в
соответствии с пятью “надо”. Э
1.5. Как работать над собой.
А.И.Кочетов в своих работах
предлагает учащимся
Как работать над собой.
1-й
этап. Определи общественную цель и
смысл своей жизни.
Мой нравственный идеал. 1. Девиз жизни. 2. Конечная цель моих стремлений и деятельности. 3. Что люблю в людях и что ненавижу. 4. Духовные ценности человека. |
2-й
этап. Познай самого себя.
Какой я есть. 1. Мои достоинства. 2. Мои недостатки. 3. Мои интересы и увлечения. 4. Цель моей жизни. 5. Отношение к учебе. 6. Отношение к труду. 7. Отношение к людям. Объективная самооценка. |
3-й
этап. Определи программу самовоспитания.
Каким я должен стать. 1. Требование ко мне родителей и учителей. 2. Требования ко мне товарищей, коллектива. 3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания. |
4-й
этап. Создать свой образ жизни.
Режим. 1. Распорядок дня. 2. Бережное отношение ко времени. 3. Гигиена труда и отдыха. 4. Правила жизни. |
5-й
этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые
качества, знания, умения и навыки.
Тренировки, упражнения. 1. Самообязательства. 2. Задания самому себе на день, неделю, месяц. 3. Самоубеждение. 4. Самопринуждение. 5. Самообладание. 6. Самоприказ. |
6-й
этап. Оцени результаты работы над собой,
поставь новые задачи самовоспитания.
Самоконтроль. 1. Самоанализ и самооценка работы над собой. 2.
Самопоощрение или 3.
Совершенствование программы |
1.6. Идеал личности.
а) Человек
· гуманист
· демократ
· труженик
· интеллигент
· творческая личность
· оптимист
· борец за социальную справедливость
б) Качества мужчины
· привлекательность
· верность
· мужественность
· мастеровитость
· деликатность
· взаимопонимание
в) Качества гражданина
· коллективизм
· интернационализм
· патриотизм
· национальная честь и достоинство
· совесть
· мужество
· ответственность
г) Качество женщины
· обаятельность
· верность
· женственность
· хозяйственность
· уступчивость
· взаимопонимание
д) Черты специалиста
· профессиональная компетентность
· высокая работоспособность
· организованность и деловитость
· деловое сотрудничество и самодисциплина
· требовательность к себе и другим
· культура труда и бережливость
· потребность к самообразованию,
· в самосовершенствовании.
1.7.
Материалы по самопознанию
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.
Что дает человеку знание
1.
Объективно оценить себя, свои
возможности и способности.
2.
Не допускать ошибок, разочарований,
необоснованных претензий,
3.
Определить свое призвание,
4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
· если критикует один - задумайтесь,
· если два - проанализируйте свое поведение,
· если три - переделывайте себя.
4.
Сравнивайте свое мнение с
мнением о вас со стороны.
Относитесь к себе
1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня оказалась в
кризисной ситуации. Вместе с
крушением системы