Роль самовоситания личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:03, реферат

Краткое описание

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Оглавление

Введение 3
1. Общая часть 5
1.1. Основные труды по проблемам самовоспитания 5
1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности 5
1.3. Нравственный идеал и самовомпитание 7
1.4. От воспитания к самовоспитанию 7
1.5. Как работать над собой 8
1.6. Идеал личности 9
1.7. Материалы по самопознанию школьника 11
1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза 11
2. Специальная часть 13
2.1. Интервью с классными руководителями 13
2.2. Анкетирование 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Приложение

Файлы: 1 файл

Роль самовоспитания.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

  ·       трудолюбие;

  ·       творческое отношение к труду;

  ·       высокая культура поведения.

  В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко  дают некоторые полезные советы:       

    работа по нравственному воспитанию  учащихся результативна при системном  подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).        

    Психологическая подготовка к  нравственному самовоспитанию предполагает  формирование социального эталона  личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.

  1.4. От воспитания к самовоспитанию.        

    В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых  качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

  А.И.Кочетов  предлагает правила способствующие самовоспитанию:

  Пять  “надо”:

  1. Всегда помогать родителям.

  2. Выполнять требования учителей  учиться добросовестно.

  3. Быть честным.

  4. Подчинять личные интересы коллективным.

  5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

  Пять  “можно”:

  1. Веселиться и играть, когда работа  сделана на “отлично”.

  2. Забывать обиды, но помнить,  кого и за что ты обидел  сам.

  3. Не унывать при неудачах; если  упорен, все равно получится !

  4. Учиться у других, если они  лучше тебя трудятся.

  5. Спрашивать, если не знаешь, просить  помочь, если не справляешься  сам.

  Это нужно тебе самому!

  1. Быть честным! Сила человека  в правде, слабость его - ложь.

  2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

  3. Быть чутким и заботливым! Помни,  к тебе будут хорошо относиться, если ты к  другим хорошо относишься.

  4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

  5. Быть внимательным, тренировать  внимание! Хорошее внимание оберегает  от ошибок в учении и неудач  в игре, труде, спорте.

  Этого делать нельзя!

  1. Учиться без старания, лениво  и безответственно.

  2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

  3. Терпеть у себя недостатки, иначе  они тебя самого уничтожат.  Будь сильней своих слабостей.

  4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

  5. Критиковать других, если сам  страдаешь подобным же недостатком.

  Пять  “хорошо”:

  1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из  себя по пустякам)

  2. Планировать каждый свой день.

  3. Оценивать свои поступки.

  4. Сначала думать, а потом делать.

  5. Браться вначале за самые трудные  дела.       

    Правила вводятся постепенно. Вначале  ребенок приучается жить в  соответствии с пятью надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.

  1.5. Как работать над собой.       

    А.И.Кочетов в своих работах  предлагает учащимся конкретный  план работы над собой.

  Как работать над собой.

  1-й  этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни.

  Мой нравственный идеал.

  1. Девиз жизни.

  2. Конечная цель моих стремлений и деятельности.

  3. Что люблю в людях и что  ненавижу.

  4. Духовные ценности человека.

  2-й  этап. Познай самого себя.

  Какой я есть.

  1. Мои достоинства.

  2. Мои недостатки.

  3. Мои интересы и увлечения.

  4. Цель моей жизни.

  5. Отношение к учебе.

  6. Отношение к труду.

  7. Отношение к людям.

  Объективная самооценка.

  3-й  этап. Определи программу самовоспитания.

  Каким я должен стать.

  1. Требование ко мне родителей  и учителей.

  2. Требования ко мне товарищей,  коллектива.

  3. Требования к себе с позиции  идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания.

  4-й  этап. Создать свой образ жизни.

  Режим.

  1. Распорядок дня.

  2. Бережное отношение ко времени.

  3. Гигиена труда и отдыха.

  4. Правила жизни.

  5-й  этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.

  Тренировки, упражнения.

  1. Самообязательства.

  2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.

  3. Самоубеждение.

  4. Самопринуждение.

  5. Самообладание.

  6. Самоприказ.

  6-й  этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.

  Самоконтроль.

  1. Самоанализ и самооценка

  работы  над собой.

  2. Самопоощрение или самонаказание.

  3. Совершенствование программы самовоспитания.

  1.6. Идеал личности.

  а) Человек

  ·     гуманист

  ·     демократ

  ·     труженик

  ·     интеллигент

  ·     творческая личность

  ·     оптимист

  ·     борец за социальную справедливость

  б) Качества мужчины

  ·     привлекательность

  ·     верность

  ·     мужественность

  ·     мастеровитость

  ·     деликатность

  ·     взаимопонимание

  в) Качества  гражданина

  ·     коллективизм

  ·     интернационализм

  ·     патриотизм

  ·     национальная честь и достоинство

  ·     совесть

  ·     мужество

  ·     ответственность

  г) Качество женщины

  ·     обаятельность

  ·     верность

  ·     женственность

  ·     хозяйственность

  ·     уступчивость

  ·     взаимопонимание

  д) Черты специалиста

  ·     профессиональная компетентность

  ·     высокая работоспособность

  ·     организованность и деловитость

  ·     деловое сотрудничество и самодисциплина

  ·     требовательность к себе и другим

  ·     культура труда и бережливость

  ·     потребность к самообразованию,

  ·     в самосовершенствовании.

  1.7. Материалы по самопознанию школьника.

  В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто  много знает, а кто знает самого себя”.       

    Что дает человеку знание самого  себя ?

  1. Объективно оценить себя, свои  возможности и способности. Исходя  из этого, определить цели жизни.

  2. Не допускать ошибок, разочарований,  необоснованных претензий, крушения  жизненных планов.

  3. Определить свое призвание, безошибочно  выбрать профессию.

  4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

  5. Искать причины неприятности  в себе, а не в других.

Пути  самопознания

  1. Судите о себе по делам. Успех  в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

  2. Сравнивайте себя с другими,  но не с теми, кто хуже, а  с теми, кто лучше вас.

  3. Прислушайтесь к критике в  свой адрес:

  ·     если критикует один - задумайтесь,

  ·     если два - проанализируйте свое поведение,

  ·     если три - переделывайте себя.

  4. Сравнивайте свое мнение с  мнением о вас со стороны.  Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков  - ваш друг.

  1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.       

    Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.        

    Каждый из нас может составить  список черт, которые следовало  бы усилить, и список черт, которые  следовало бы ослабить или  искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.        

    Молодежь сегодня оказалась в  кризисной ситуации. Вместе с  крушением системы общественного  строя и нравственных идеалов,  рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.       

Информация о работе Роль самовоситания личности