Роль самовоситания личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:03, реферат

Краткое описание

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Оглавление

Введение 3
1. Общая часть 5
1.1. Основные труды по проблемам самовоспитания 5
1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности 5
1.3. Нравственный идеал и самовомпитание 7
1.4. От воспитания к самовоспитанию 7
1.5. Как работать над собой 8
1.6. Идеал личности 9
1.7. Материалы по самопознанию школьника 11
1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза 11
2. Специальная часть 13
2.1. Интервью с классными руководителями 13
2.2. Анкетирование 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Приложение

Файлы: 1 файл

Роль самовоспитания.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

    Происходит резкая переоценка  ценностей. Молодежи приходится  адаптироваться к быстро меняющимся  условиям жизни. Меняются нравственные  идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

 

  2. Специальная часть       

    Из жизненного опыта вынесена  необходимость каждому человеку  заниматься своим усовершенствованием,  а значит была вынесена и  теория самовоспитания. Но, так как  все в мире пребывает в непрерывном  развитии, то, естественно, нуждается  в своей дальнейшей корректировке.       

    Чтобы предугадать, что нужно  изменить в теории или какие  нужно ввести дополнения, я посчитала  нужным провести такие методики  исследования как анкетирование  и интервьюирование. По материалам, собранным в результате анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя интервью узнала, как классные руководители занимаются проблемой самовоспитания, ведется ли систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании.        

    Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.

  2.1. Интервью с классными руководителями

  Классным  руководителям были заданы следующие  вопросы:

  1.   Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании?

  2.   Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?

  3.   Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?

  4.   Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?

  5.   Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании?

  После проведения интервью, мною были сделаны  следующие выводы.       

    Некоторые классные руководители  школы №3 города Полярные Зори недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих наыков поведения.        

    Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.       

    Классные руководители, работающие  в школе много лет имеют  свои программы по руководству  процессом самовоспитания.

  Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой следующие задачи:

  1.   Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.

  2.   Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

  3.   Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

  Целенаправленная  работа в данном плане позволила  выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

  I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

  II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

  III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

  IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

  V этап – самоконтроль.

  Богомолова  О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:

  1.   Что в человеке главное?

  2.   Что мы знаем о себе?

  3.   Кто добивается цели?

  4.   Сотвори себя сам.

  5.   Как создавать характер?

  6.   О привычках полезных и вредных.

  7.   Как преодолеть свои недостатки?

  8.   Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.

  9.   Каковы преимущества дисциплинированного человека?

  10. Что такое самовоспитание?

  11. Можно ли изменить свой характер?

  12. О силе воли, настойчивости и  упрямстве.

  13. Как создавать характер?

  14. Принципиальность и равнодушие.

  15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

  Старосек  Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей, большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные Ушинским. Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с его программой самовоспитания.       

    Для повышения нравственного  уровня учащихся классными руководителями  организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям  очень нравятся встречи с поэтами  и учителя стараются приглашать их как можно чаще.

  Организуются  такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо  истории”, “Угадай мелодию”.

  В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых ученики  читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.       

    Все классные руководители единогласно  считают, что индивидуальные беседы  с учащимися играют большую  роль, особенно тогда, когда у  подростков появляется чувство  недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность преодоления отрицательного в себе.       

    Собственные программы по формированию  у детей потребности в самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя. Например Кустова А.П. проводит со своими учениками диспуты на темы:

  1.   Можем ли мы совершать большие и нужные дела?

  2.   Подвиг – мгновение или жизнь?

  3.   В чем красота человека?

  4.   Кто оставляет добрый след в жизни?

  5.   Всякое ли дело может быть интересным?

  6.   Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

  7.   Как стать интересным человеком?

  8.   Какого человека можно назвать красивым?

  9.   Хочу и надо.

  10. Имеет ли человек право жить с недостатками?

  11. В человеке все должно быть  прекрасно.

  Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают  эмоции подростков и способствуют выявлению  их готовности к самовоспитанию. В  ходе обсуждений, споров формируются  моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.       

    На мой взгляд, диспуты являются  сложной формой работы, так как  требуют определенного уровня  самосознания и предварительной  подготовки.       

    Некоторые классные руководители  используют в работе вопросник  для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.

  Вопросы могут быть такого характера:

  1.   Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

  2.   Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

  3.   Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

  4.   Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?

  5.   Кто является для вас образцом жизни и поведения?

  6.   Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?

  Богомолова  О.А. практикует так называемые самохарактеристики и дает учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:

  1.   Твой внешний вид.

  2.   Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты мечтаешь?).

  3.   Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты читаешь?).

  4.   Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?).

  5.   Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

  Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.

  Самостоятельное планирование работы над собой –  процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

  Учительница Кустова А.П. после диспута “В человеке все должно быть прекрасно”, в ходе которого стало ясно, что грубость несовместима с уважением к себе, совместно с ребятами наметила следующие пути искоренения этой отрицательной черты характера:

  1.   Бросить жаргонные слова.

  2.   Быть вежливым и внимательным друг к другу.

  3.   Приучить себя к хорошим манерам.

  4.   В общественных местах разговаривать не повышая голоса.

  5.   Всегда помнить, что вокруг нас люди и владеть “волшебными” словами; мы и сами можем стать волшебниками среди людей.

  6.   Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим, знакомым и друзьям

  7.   Стараться всегда и везде проявлять высокую дисциплинированность.

  Классный  руководитель должен помочь детям решить, каких результатов необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для развития определенных качеств личности.

Информация о работе Роль самовоситания личности