Ситуация
неопределенности детерминирована
отсутствием возможности контроля
и опасностью неверного прогнозирования
поведения других людей. Если менеджер
имеет широкие возможности контролировать
ситуацию и поведение подчиненных,
не рискует что-либо потерять, принимая
то или иное решение, то вопрос о
доверии не стоит. В менеджменте
доверие тесно связано с понятиями
«выгода», «риски» и «зависимость».
Оно является следствием оценки менеджером
своей зависимости от персонала, возможного
риска и потенциальной выгоды от решения
о доверии.
Управленческое
доверие выражается в следующих
элементах поведения руководителя:
- информирование,
т.е. предоставление персоналу информации
по ключевым вопросам организационной
жизнедеятельности;
- открытость
сознания для мнений, оценок и предложений
подчиненных, обеспечивающая наличие
и эффективность действия каналов обратной
связи, участие персонала в разработке
и принятии управленческих решений, информированность
о деятельности подчиненных;
- предоставление
персоналу возможности контроля над своим
поведением и процессом принятия управленческих
решений. Данные элементы вполне поддаются
измерению и могут быть основой для принятия
рационального решения.
Доверие
и недоверие являются результатом
влияния внешних и внутренних
факторов. Внешние факторы доверия
в большей степени детерминированы
объективными условиями:
- особенностями
системы управления организацией (организационной
культурой и структурой, действующей системой
планирования, информации и коммуникации,
принятия решений и стимулирования);
- особенностями
выполняемых заданий, разделения труда
и определения полномочий, технологиями;
- особенностями
человеческих ресурсов (профессиональной
компетентностью, мотивацией, лояльностью
работников организации, социально-психологической
атмосферой). Степень доверия также зависит
от личностных особенностей менеджеров
и подчиненных. Так, индивидуальный кредит
доверия зависит от таких личностных характеристик,
как репутация и имидж, открытость и последовательность
поведения, уверенность в себе, проявление
мотивации к сотрудничеству.
Внутренние
факторы детерминируют психологическую
готовность, расположенность человека
оказывать доверие другим людям.
Важными факторами готовности к
доверию являются интеллектуальные
способности и особенности мышления
(степень его стереотипности или
независимости), жизненный опыт, личные
цели и интересы, уверенность в
себе. Индивидуальная готовность к
оказанию доверия включает эмоциональные
и рациональные компоненты. Эмоциональная
готовность к доверию является следствием
чувства симпатии, дружбы, привязанности
к определенному индивиду. Наоборот,
негативные эмоциональные переживания
(антипатия, гнев, разочарование, враждебность
и др.) ведут к недоверию. Рациональный
компонент связан с возможностью контролировать
ситуацию и особенностями мотивации других
людей готовность к доверию прямо пропорциональна
возможности такого контроля и уверенности
в том, что другим людям не выгодно вести
себя вопреки ожиданиям.
Заключение
Управление конфликтами – это целенаправленное
воздействие по устранению (минимизации)
причин, породивших конфликт, или на коррекцию
поведения участников конфликта.
Для решения конфликта важно знать все
его скрытые и явные причины, провести
анализ различных позиций и интересов
сторон и сконцентрировать внимание именно
на интересах, т.к. в них решение проблемы.
Важно справедливое отношение к инициатору
конфликта, сокращение числа претензий,
осознание и контроль руководителем своих
действий.
Разрешения конфликта – это процесс нахождения
взаимоприемлемого решения проблемы,
имеющий личную значимость для участников
конфликта, и на этой основе гармонизации
их взаимоотношения.
Нет универсальных способов преодоления
конфликта. Для его «решения» единственно
возможным является полное вовлечение
в ситуацию. Только «вжившись» в сложившуюся
в образовательном учреждении ситуацию
можно изучить проблему конфликта и дать
рекомендации относительно оптимальной
стратегии поведения и методов его преодоления,
которые необходимо знать руководителю.
В
этой связи необходимо не только знать
классификации конфликтных ситуаций,
но и методы для эффективного их разрешения.
Более
того, эти знания руководителю необходимы
не только для своей деятельности, но и
для формирования требований к персоналу
(педагогическому, техническому) образовательного
учреждения.
Поэтому, на современном этапе, становится
актуальным для руководителей, получение
знаний не только в области экономики,
бухгалтерского учета и т.п., но и в области
менеджмента, психологии, конфликтологии,
социологии и других гуманитарных дисциплин,
позволяющих глубже изучить поведение
личности в трудовом коллективе.
Список
литературы:
- Веренко И.С. Конфликтология.
– М.: Концерн Swiss ,1990
- Брушлинский
А.В. Общая психология. - М.: Просвещение ,
1986.
- Громова О.Н.
Конфликтология. – М.: ГАУ, 1993.
- Добрович
А.Б. Воспитателю о психологии общения.
– М.: Просвещение , 1987.
- Здравомыслов
А.Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект
пресс 1994.
- Зеркин Д.П.
Основы конфликтологии. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 1998.
- Кабаченко
Т.С. Психология управления. – М., 1997.
- Старобинский
Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: Интел-Синтез,
1995.
- Шуманов В.Н.
Социальная психология менеджмента. –
М.: Интел-Синтез, 1997.
- Халин К.Е.,
Климова Ю.В. Конфликтология. – М.: «ЭКЗАМЕН»,
2005.
- Гришина
Н.В. Конфликтология: Учебник/ под ред. А.С.
Кармина. – СПб.: Лань, 2000
- Волков Б.С.,
Волкова Н.В. Конфликтология. – М.: Академический
проект, 2005.
- Кибанов
А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова
В.Г. Конфликтология. 2-е изд. М.: ИНФРА-М,
2007.
- Управление
персоналом, под редакцией Кибанова А.Я.,
М, Инфра-М, 2003.