Роль руководителя образовательного учреждения в эффективном разрешении конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:04, реферат

Краткое описание

Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.

Файлы: 1 файл

Эффективное разрешение конфликтов.docx

— 69.92 Кб (Скачать)

     "Я  бы советовал поступить таким  образом". Здесь применяется мягкая  форма личного влияния на подчиненного. Такая форма выдачи задания  может быть эффективной только  у опытного руководителя, имеющего  в коллективе непререкаемый авторитет.  Предусматривается обязательный  контроль за выполнением задания.  В такой форме следует взаимодействовать  с исполнительными подчиненными, имеющими недостаток опыта и  профессиональных знаний, например  с молодыми специалистами или  сотрудниками, по тем или иным  причинам имеющими продолжительный  перерыв в работе.

     "Вам  поручается выполнить". Задание  формулируется с достаточной  долей личного влияния руководителя. В такой форме следует выдавать  задание в ситуации высокой  ответственности, при ограничениях  по времени выполнения задания.

     "Я  приказываю Вам". Руководитель  применяет свое административное  влияние и нажим. Предполагается  тщательный контроль. Такая форма  выдачи задания эффективна для  необязательных работников, не склонных  к соблюдению строгой дисциплины.

     "Я  категорически приказываю Вам  выполнить данное задание. В  случае невыполнения в отношении  Вас будут приняты следующие  меры:...". Данная форма более  эффективна для нарушителей трудовой  дисциплины. Предусматривает жесткий  регулярный контроль.

     Система наказания и вознаграждения. В  сфере деловых взаимодействий эффективны распоряжения и приказы руководителя о лишении премии провинившегося сотрудника. А в качестве вознаграждения за успешную работу - благодарность, различные  способы материального поощрения, повышение по службе.

     Руководитель  должен следить за тем, чтобы сотрудник  получал адекватную оценку своего труда: поощрение и похвалу за успехи или конструктивную критику за ошибки и промахи.

     Формула отрицательной оценки. С тем чтобы  отрицательная оценка действий подчиненного была эффективной, высказывания руководителя должны содержать четыре основных момента:

     - фиксация общей положительной  оценки сотрудника как работника  и человека (например, можно сказать: "Я всегда Вас уважал за  тщательность и надежность в  работе");

     - формулирование критической оценки (предложение может выглядеть  следующим образом: "Но сегодня,  прочитав Ваш отчет, я вижу, что Вы ошиблись...");

     - признание того, что сотрудник  является хорошим профессионалом, несмотря на то, что он допустил  ошибку (к примеру, может быть  такая фраза: "Все ошибаются.  Ваши высокие деловые качества  для меня вне всяких сомнений");

     - выстраивание позитивной перспективы  на будущее (можно сказать: "Я  уверен, что завтра Вы сможете  все исправить и впредь таких  ошибок не допускать").

     Иерархия  подчинения

     Регулирование конфликта в деловых взаимоотношениях может быть эффективным при использовании  реальной власти, соответствующей должному статусу руководителя. Подчиненные  должны четко знать, чье распоряжение они выполняли и кому должны персонально  отчитываться.

     Принуждение относится к властным мерам управления и эффективно в тех случаях, если руководитель управляет сотрудниками, имеющими невысокий уровень квалификации и нарушающими дисциплину труда.

     Подчиненные по-разному реагируют на власть и  принуждение. Выделяется три основных типа подчинения.

     Подчинение  при внутреннем протесте. Работник настроен против распоряжений руководителя. Подчинение как таковое ему неприятно и вызывает у него внутренний протест и раздражение.

     К подчиненным подобного типа руководителю необходимо предъявлять требования, не подчеркивая своего вышестоящего положения. Деловое взаимодействие с такими подчиненными следует строить  на партнерской основе. При формулировании задания желательно выбрать тон  совета или предложения, поскольку  жесткий приказ или принуждение  вызывают в таком случае обиду  и стремление к протесту.

     Подчинение  без самостоятельности ("Пусть думает начальство"). С целью развития у такого работника личной инициативы желательно формулировать для него задание в виде проблемы и не предлагать ее готового решения. Если руководитель знает, что сотруднику необходима помощь, можно предложить ему несколько вариантов решения, чтобы дать подчиненному возможность выбрать из них наиболее оптимальный.

     Осознание объективной необходимости  подчинения. Работник этого типа - наиболее ценный и надежный. Чувство подчинения не вызывает у него болезненных реакций, а рассматривается как необходимое условие во взаимодействиях с руководителем. Обычно у подобных людей высоко развито чувство собственного достоинства, для подкрепления которого они, как правило, стремятся к высокому профессионализму. Такие подчиненные легко выполняют дисциплинарные требования. При стремлении к подчинению могут также проявлять ответственность и инициативу в работе.

Руководитель  – посредник в  конфликте

     Перед современным руководителем стоит  задача составить алгоритм разрешения конфликтной ситуации, так чтобы  ни одна из сторон существенно не пострадала. Для этого необходимо найти и  проанализировать истинную причину  возникновения разногласий, что  поможет обнаружить скрытые интересы каждой из сторон. Интерес - вот ключ к разгадке конфликтной ситуации!

     Если  дело зашло слишком далеко и нормальное общение невозможно, предложите каждой стороне изложить свои доводы письменно. Пользуясь правом руководителя, переговорите с каждым оппонентом отдельно. Ни в  коем случае нельзя «замораживать» конфликт или, наоборот, разжигать его. Не стоит  наказывать одну из сторон, даже если ваше решение представляется вам правильным и единственно приемлемым. Это  только усугубит ситуацию и не разрешит конфликт.

     Причина противостояния может быть как объективной, так и субъективной. Объективная  обычно связана с производственными  вопросами, а субъективная - с конкретными  личностями. Как известно, в коллективе подбираются люди не всегда психологически совместимые, но им приходится работать вместе, приспосабливаясь друг к другу. Субъективная причина часто может  породить объективную, и наоборот. Будьте справедливы и непредвзяты к  инициатору конфликта, контролируйте  возникшие у вас эмоции.

     Действовать необходимо, исходя из причины разногласий, но без привлечения новых участников, как это обычно бывает. Конфликтующим  сторонам лучше всего предложить после обмена мнениями самим найти  компромиссное решение. Начальнику следует поощрять и всячески подталкивать враждующих к примирению.

     В некоторых случаях руководителю полезно попросить совета и помощи у враждующих и таким образом  снять возникшее напряжение, которое  появляется кроме всего прочего  и от недопонимания важности задач  и выполняемых функций. Причиной нередко становится элементарное незнание ситуации, слухи, интриги. Руководителю нужно помнить, что конфликтная  ситуация носит прежде всего психологический  характер и только потом исторический, правовой или какой-либо еще.

     Теоретически  существует несколько линий поведения  для выхода из конфликта. Если одна сторона непреклонна и настроена  только на победу, а другая не хочет  уступать, то здесь следует говорить о соперничестве. Мудрый компромисс, как правило, возникает при относительном  равенстве сторон. При явном перевесе во время обсуждения конфликтной ситуации более слабая сторона начинает приспосабливаться: сначала соглашается, потом сдается и в конце концов потакает и начинает льстить более сильной, победительнице. А бывает и так: одна сторона считает, что конфликт не стоит и выеденного яйца или решать его в данный момент невыгодно, а потому старается всячески избежать какого бы то ни было обсуждения.

     Сотрудничество - самый эффективный и надежный способ выхода из конфликтной ситуации. На первом месте оказываются отношения  между враждующими лагерями, которые  важно сохранить для дальнейшей работы.

     Быть  третейским судьей в конфликте - роль неблагодарная. Высший пилотаж руководства - суметь «разрулить ситуацию» так, чтобы оставить обе стороны в  выигрыше. Если симпатизировать одним, то другие могут почувствовать себя ущемленными, затаить обиду и  начать враждовать с новой силой. А это никак не входит в планы  руководителя по урегулированию конфликта. Отбросив эмоции, нужно рассмотреть  несколько вариантов решения  и найти из них лучший. Руководителю необходимо иметь в виду, что исход  решения конфликта напрямую зависит  от его действий.

     В некоторых случаях бывает достаточно в процессе обсуждения изменить позиции, которые отстаивают стороны. Нередко  конфликт может потухнуть сам  собой, если переориентировать оппонентов, исключить мотив или причину  противоречий. Так, в одной компании менеджеры торгового сектора  и сотрудники учебного центра длительное время спорили из-за комнаты для  переговоров. В итоге помещение  переоборудовали для нового отдела, и конфликт был исчерпан.

     Один  конфликт может спровоцировать возникновение  другого или вспыхнуть с удвоенной  силой. Этого допускать ни в коем случае нельзя. Руководитель обязан предвидеть последствия выхода из конфликтной  ситуации, определить критерии ее разрешения. Вот почему обсуждение должно быть продуктивным, правильно выдвинуты  альтернативы (без существенного  ущемления интересов той или  иной стороны), подобраны действенные аргументы для взаимовыгодного компромисса. После того как он будет найден, руководителю нужно проследить за выполнением данных обещаний и проанализировать результаты во избежание повторения ошибок. Не следует забывать и нормализации отношений после конфликта, устранении дискомфорта и минимализации потерь.   Но может оказаться так, что руководитель сам стал разжигателем конфликта. Как быть тогда?

Руководитель - субъект конфликта

     Чем менее организация упорядочена  с управленческой точки зрения, тем  чаще ее «искрит». Причина этого  проста – всем игрокам трудно играть в игру, в которой нет правил или они произвольно меняются по ходу дела. Конфликты провоцируются  элементарными управленческими  просчетами: поручениями, данными «на  бегу», пересекающимися зонами ответственности  сотрудников, двойными стандартами  в отношении к ним. Но практически  всегда в глазах самих участников конфликта он неизбежно приобретает  личную окраску. Например, если на каком-то этапе начальник или подчиненный  характеризуется как нехороший  человек, «редиска», то, скорее всего, это  означает, что был управленческий сбой, но воспринимается он в личном плане. При этом чаще всего такие  эмоции взаимны, даже если одной из сторон кажется обратное.

     Таким образом, ответственность за возникший  конфликт несет, прежде всего, руководитель и его прямая задача – разглядеть в личном конфликте плохой бизнес-процесс.

Типичные  конфликты между  руководителем и  подчиненным

 

     Потеря  мотивации работника. Основной темой, которая сопровождает конфликты  между подчиненным и руководителем  является снижение мотивации работника. Внешне это выражается в нежелании  работника в срок и с нужным качеством выполнять задания, в  повышенной готовности поменять место  работы. За потерей мотивации часто  стоят следующие факторы:

     Недостаточное и/или непредсказуемое материальное вознаграждение. Видимо, это самая  распространенная причина конфликтов между руководителями и подчиненными. Сотрудник считает, что его квалификация выросла, его вклад в общее  дело значителен и он достоин большей  зарплаты. Руководитель так не считает. Пожалуй, единственным «техничным»  способом найти консенсус в этом вопросе является введение системы стимулирования  ключевых показателей эффективности и регулярной, понятной для обоих сторон, процедуры оценки или аттестации персонала. Повышение зарплаты возможно только при достижении требуемых показателей. Все другие способы индивидуальны и вызывают вопросы.

     Сотрудникам можно порекомендовать заключать  письменные соглашения с руководителями, в которых бы четко оговаривалась  материальная компенсация. Удивительно, насколько широко игнорируется это  простое правило. Часто, благодаря  ложно понятому доверию. Хочется  произнести лозунг: «Сотрудники! Бумаги укрепляют доверие!» Если вам  не платят честно заработанных денег, но у вас в руках документ, в  котором зафиксировано ваше право  на них, вам намного проще отстаивать свои интересы перед руководителем.

     Руководителям можно порекомендовать соблюдать  соглашения со своими сотрудниками –  ничто не демотивирует сотрудников  больше, как необязательность в этом вопросе. Система оплаты должна быть устроена таким образом, чтобы сотрудник  мог рассчитать свою зарплату самостоятельно – у всех есть внутрисемейные планы, и их невыполнение нередко превращает частную жизнь сотрудника в ад.

     Общее правило здесь таково: нужно установить правила с обеих сторон и играть по правилам. При возникновении проблем  аппелировать к правилам, а не к  личностям.

Информация о работе Роль руководителя образовательного учреждения в эффективном разрешении конфликтов