Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:04, реферат
Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.
Роль
руководителя образовательного
учреждения в эффективном
разрешении конфликтов
Челябинск − 2011
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.
Однако, общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
В некоторых исследованиях «духовным» отцом теории конфликтов считается Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона. Достаточно часты обращения к Гегелю, к его учению о борьбе противоположностей.
Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненных в начале ХХ века: Г.Зиммеля, Л. Гумпловича, Д. Смолли, У. Самнера.
Понятие конфликта не только вечно, но и всеобъёмно. «Конфликт - это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют, и будут существовать конфликтные ситуации», - пишет социолог В.А. Ядов.
Конфликт встречается повсеместно и охватывает все стороны жизни. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением полное отсутствие внутри конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное. Поэтому, практика работы зарубежных и отечественных организаций, показывает, что современным руководителям необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.
В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением.
Что
должен делать руководитель в таких ситуациях,
чтобы конфликт не повлиял на гармоничное
функционирование всего дошкольного учреждения?
Н.В. Гришина выяснила,
что для женщин характерна тенденция к
большей частоте конфликтов, связанных
с их личностными потребностями (зарплата,
распределение отпусков). В то время как
мужчины больше предрасположены к конфликтам,
вызванным непосредственно самой трудовой
деятельностью (организация труда, определенность
трудовых функций).
Понятие "территориальность"
подразумевает занятие личностью или
группой определенного пространства и
установление контроля над ним и находящимися
в нем объектами (предметами). Причем принято
выделять групповую и индивидуальную
территориальность.
Конфликт всегда
предваряется более или менее очевидными
"сигналами", когда коллеги систематически
выплескивают друг на друга негативные
эмоции, но не вступают
в открытое противостояние. Предупреждение
конфликта во многом зависит от умения
руководителя вовремя заметить момент
перерастания разногласий в конфликтную
ситуацию. Поэтому очень важно принять
меры по урегулированию этих разногласий
еще на этапе "сигналов".
Причин, вызывающих конфликты в ДОУ, множество. Наиболее распространенными являются те, которые препятствуют достижению работниками основной цели трудовой деятельности – получению морального и материального удовлетворения от педагогического труда.
В их число входят:
Последнее связано, в первую очередь, с неудовлетворительным описанием во многих наших учреждениях служебных функций персонала. В результате у людей складывается превратное представление об обязанностях и ответственности различных членов коллектива.
Конфликт в ДОУ может быть вызван причинами,
обусловленными психологическими особенностями
человеческих отношений.
Таких особенностей может быть несколько.
В первую очередь – взаимная "симпатия
(антипатия)". Даже если симпатия или
антипатия характерна для отношений двух
отдельно взятых коллег и никак не затрагивает
других, последствия может ощутить на
себе весь коллектив. Ведь нередко разного
рода кадровые назначения в учреждениях,
на предприятиях имеют своей основой именно принцип
симпатий – антипатий. В свою очередь,
несправедливость в должностных назначениях,
как правило, имеет следствием обострение
межличностных отношений.
Неблагоприятная психологическая атмосфера в
коллективе ДОУ может быть вызвана образованием
противостоящих группировок, культурными,
эстетическими различиями людей, действиями
руководителя и т. д.
Плохая психологическая
коммуникация – когда люди не понимают,
не учитывают намерения, состояния друг
друга, не считаются с потребностями каждого.
Это может быть так называемая территориальность.
Еще одна группа причин возникновения
конфликтов в ДОУ кроется в личностном
своеобразии членов коллектива. Имеются
в виду такие особенности, порой "загоняющие"
нас в конфликтные ситуации, как:
Для того чтобы
правильно определить причину возникшей
неприятной ситуации (а значит, и
наметить пути ее разрешения), необходимо
определить социально-психологический
тип конфликта.
Можно выделить следующие типы конфликтов
в ДОУ:
По направленности конфликты делятся:
"Горизонтальные" конфликты могут
возникать между: молодыми воспитателями
(педагогами) и педагогами со стажем работы;
педагогами дополнительного образования
по разным видам деятельности; педагогами,
работающими в одной группе; педагогами,
имеющими звание, должностной статус (педагог
высшей категории), и молодыми специалистами;
педагогами, работающими в разных возрастных
группах.
Наиболее распространены конфликты вертикальные
и смешанные: в среднем они составляют
70–80% всех остальных. Они же наиболее нежелательны
для руководителя, так как каждое его действие
рассматривается сотрудниками через призму
этого конфликта.
По характеру причин
конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые
порождены объективными причинами, вторые
– субъективными.
Конфликт – ситуация,
в которой каждая из сторон стремится
занять позицию, несовместимую и противоположную
по отношению к интересам другой. Именно
противоположная направленность интересов
является истинной причиной конфликтного
взаимодействия. Межличностный конфликт
может также проявляться и как столкновение
личностей. Люди с различными чертами
характера, взглядами и ценностями иногда
просто не в состоянии ладить друг с другом.
Как правило, взгляды и цели таких людей
отличаются в корне.
Чтобы правильно
проанализировать конфликтную ситуацию,
нужно обратить внимание на некоторые
ее особенности.
Во-первых, каждый конфликт имеет свою продолжительность. Между
коллегами конфликты могут тянуться несколько
дней, а могут завершиться за несколько
минут. Но всегда их протекание подчинено
определенной логике. В ходе взаимодействия
участников конфликта выделяются следующие этапы:
Во-вторых, необходимо
выяснить отношение самих сторон к сложившейся
ситуации. В этих целях используется метод
"активного слушания" или беседы
с конфликтующими сторонами, а также с
теми людьми, которые были свидетелями
инцидента. Иногда при разборе конфликта
трудно определить его объект, так как
далеко не всегда его причины лежат на
поверхности и осознаются коллегами. Сбор
информации на месте конфликта можно провести
путем опроса сотрудников, свидетелей
столкновения. Необходимо также выяснить
у сторон, были ли попытки самостоятельного
решения конфликтной ситуации. Заведующий
ДОУ может пользоваться всей совокупностью
традиционных и нетрадиционных методов.
При этом надо заметить, что именно в разработке
проблематики конфликта особенно важны
гибкие методы.
В-третьих, нужно определить степень склонности
к конфликту каждой из сторон. Существуют
некоторые черты характера, в силу которых
их обладатели нередко оказываются втянутыми
в конфликтные ситуации, а именно: