Развитие зрительно-двигательной координации младшего школьного возраста детей с нарушением интеллекта посредством уроков изобразитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе в литературе все чаще поднимаются вопросы об обучении и развитии детей с умственной отсталостью. Так как общество выдвигает свои требования ребенку нужно социализироваться в нем. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в интеллектуальном развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным. Чтобы жить в современном обществе, ребенку необходимо обладать следующими навыками. Это санитарно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, также ребенку необходимо дать самые необходимые знания, которые потребуются ему в дальнейшем.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что этой проблемой занимались многие исследователи и

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы зрительно-двигательной координации
1.1 Физиологические основы зрительно-двигательной координации.
1.2 Особенности развития зрительно-двигательной координации у детей
1.3 Значение рисования для развития младших школьников
Выводы по теоретической главе исследования ……….............................
Глава 2 Экспериментальное исследование развития зрительно – двигательной координации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1. Организация констатирующего этапа исследования
Выводы по эмпирической главе исследования……………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

    Можно сделать вывод, что точность движений у умственно отсталых школьников зависит от функционального совершенства анализаторных систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальное исследование развития зрительно – двигательной координации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 
 

    2.1. Организация констатирующего этапа исследования

    Сделав  анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития зрительно-двигательной координации у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуальной недостаточностью, мы приступили к эмпирическому исследованию.

    Исследовательская работа проходила на базе ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3» г. Омска ОАО, в лагере ДОЦ им. Д.М. Карбышева.

    В исследовании приняли участие учащиеся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

    Для детей данной группы было характерно недостаточность внимания, особенно произвольного, неспособность распределения  этого внимания, недостаточная дифференцированность зрительного восприятия, а именно восприятия формы, склонность отождествлять в некоторой мере сходные предметы, низкая точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала, малый активный и пассивный словарь, а также недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Социальный статус группы, в основном, - дети из полных или неблагополучных семей.

    Педагогический  эксперимент осуществлялся в  три этапа:

      1. Констатирующий этап.

    Констатирующий  этап проводился в мае 2009 года.

Цель: определить уровень развития зрительно – двигательной координации.

В соответствии с поставленной целью на констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:

1. Определить  состав экспериментальной группы.

2. Подобрать  диагностические методики для определения начального уровня развития зрительно – двигательной координации.

3. Анализ результатов  данного этапа исследования.

На этом этапе  были использованы следующие методы:

• наблюдение;

• анализ документации;

• диагностические  задания.

    В экспериментальную группу вошло 10 учащихся в возрасте 8-12 лет с интеллектуальной недостаточностью.

       Для выявления уровня развития зрительно – двигательной координации использовались методики наблюдений по тестам Гроффмана (модификация теста). (Приложение 1,2)

Целью данной методики стало выявление уровня зрительно  – двигательной координации у  детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

    1. Тест «Гроффмана».   

        2. Тест «Найди одинаковые фигуры»).

       Методика обследования детей  была следующей. Дети обследовались индивидуально в спокойной, привычной для них обстановке.

      Методика 1. Тест «Гроффмана».

Цель: выявить  уровень развития зрительно-двигательной координации

Организация и проведение исследования

      Методика  проводилась в естественных условиях, индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке, в течение одного дня. Ребенку предлагалось лист с изображением графических узор. Ребятам предлагается вести самостоятельно графические узоры. 
 
 
 

      Анализ  полученных результатов 

          По результатам данной методики были выявлены следующие результаты: на высоком уровне – 4детей; на среднем уровне – 0 ребенок; на низком уровне –1детей.

           Таким образом, можно сделать  вывод, что в основном у детей  высокий уровень развития зрительно-двигательной координации. При выполнении задания у ребенка не было трудности с выполнением графических узор. В общем, дети хорошо справлялись с заданием.

      Методика 2. Тест «Найди одинаковые фигуры»).

Цель: определить способность зрительного восприятия форм..

Организация и проведение исследования

      Методика  проводилась в естественных условиях, индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке, в течение  одного дня. Детям предлагается бланк  с различными геометрическими фигурами, всего 4 вида: трапеция, квадрат, параллелограмм, прямоугольник. Для выполнения задания необходимо пометить одинаковые фигуры или поставить на одинаковых фигурах одинаковые цифры.

      Анализ  полученных результатов 

          По результатам данной методики  были выявлены следующие результаты: на высоком уровне –6 детей; на среднем уровне –1 ребенок; на низком уровне –3 ребенка.

           Таким образом, можно сделать  вывод, что дети хорошо определяют  виды фигур.. Некоторые дети допускают  ошибки при группировании фигур.

      Таблица 1

Критерии  и показатели развития уровня мелкой моторики руки у детей младшего возраста с интеллектуальными  нарушениями. 

Критерии Показатели Баллы Уровни
1. Ведение строки. Ведет самостоятельно ровную линию. Допускает одну – две  ошибки. Допускает больше трех ошибок. Отказывается от выполнения задания. 2 

1

0

Высокий 

Средний

Низкий

2. Ведение пунктирной строки. Ведет самостоятельно ровную пунктирную линию. Допускает  одну – две ошибки. Допускает  больше трех ошибок. Отказывается от выполнения задания. 2 

1 

0

Высокий 

Средний 

Низкий

3. Ведение пунктирной строки. Ведет самостоятельно правильную зигзагообразную линию. Допускает одну – две ошибки. Допускает больше трех ошибок. Отказывается от выполнения задания. 2 

1 

0

Высокий 

Средний 

Низкий

4.  Ведение петельной линии. Ведет самостоятельно ровную петельную линию. Допускает  одну – две ошибки. Допускает больше трех ошибок. Отказывается от выполнения

задания.

2 
 

1 
 

0

Высокий 
 

Средний 
 

Низкий

 

    В результате проведения констатирующего  эксперимента мы получили определенные результаты. Эти результаты зафиксированы в протоколах и сведены в общую таблицу. (Приложение 2) 

Таблица 2

    Сводная таблица результатов  констатирующего  эксперимента

Участники эксперимента Методика 1 Методика 2 Уровни
М1 В В Высокий
Д2 В Н Низкий
М3 В С Средний
Д4 В Н Низкий
М5 В Н Низкий
М6   В Высокий
М7   В Высокий
М8   В Высокий
М9.   В Высокий
М10   В Высокий
 

    Суммировав  результаты, полученные в ходе констатирующего  этапа педагогического эксперимента, мы получили общие сведения о первоначальном уровне развития восприятия формы у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. (Таблица3) 

Таблица 3

Уровни  развития зрительно-двигательной координации у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе педагогического эксперимента

Уровни  развития зрительно-двигательной координации Результаты  обследования по двум методикам
1.Высокий  уровень 60% (6 чел.)
2. Средний уровень 10%(1 чел.)
3. Низкий  уровень 30%(3чел.)
 

    Из  таблицы видно, что уровни были выявлены на основе критериев (таблица 1). Результаты эксперимента были зафиксированы в диаграмме.

    

Рис.1 Показатель уровня развития зрительно-двигательной координации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью  

    В процентном соотнесении получились следующие данные:

    Высокий –60%

    Средний –10%

    Низкий  –30%.

     В ходе проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента было отмечено, что у большинства детей данной группы наблюдается высокий уровень развития зрительно-двигательной координации.

      Таким образом, анализ результатов  констатирующей части педагогического  эксперимента, показал следующие  особенности развития зрительно-двигательной координации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями: дети не затрудняются вести графические узоры, соотнести формы различных фигур. По результатам диагностики можно сделать вывод, что у детей хорошо развито зрительно-двигательная координация.

 

Выводы  по эмпирической главе исследования 

      Таким образом,  проведя педагогический эксперимент цель которого заключалась в определении первоначального уровня развития зрительно-двигательной координации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

     В соответствии с целью мы определили следующие задачи:

  • подобрать диагностические методики для определения исходного уровня развития зрительно – двигательной координации у детей                младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
  • провести первичное обследование детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями;

Информация о работе Развитие зрительно-двигательной координации младшего школьного возраста детей с нарушением интеллекта посредством уроков изобразитель