Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа
На современном этапе в литературе все чаще поднимаются вопросы об обучении и развитии детей с умственной отсталостью. Так как общество выдвигает свои требования ребенку нужно социализироваться в нем. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в интеллектуальном развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным. Чтобы жить в современном обществе, ребенку необходимо обладать следующими навыками. Это санитарно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, также ребенку необходимо дать самые необходимые знания, которые потребуются ему в дальнейшем.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что этой проблемой занимались многие исследователи и
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы зрительно-двигательной координации
1.1 Физиологические основы зрительно-двигательной координации.
1.2 Особенности развития зрительно-двигательной координации у детей
1.3 Значение рисования для развития младших школьников
Выводы по теоретической главе исследования ……….............................
Глава 2 Экспериментальное исследование развития зрительно – двигательной координации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1. Организация констатирующего этапа исследования
Выводы по эмпирической главе исследования……………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы
Приложения
Можно
сделать вывод, что точность движений
у умственно отсталых школьников
зависит от функционального совершенства
анализаторных систем.
Глава
2. Экспериментальное
исследование развития
зрительно – двигательной
координации у младших
школьников с интеллектуальными
нарушениями
2.1. Организация констатирующего этапа исследования
Сделав анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития зрительно-двигательной координации у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуальной недостаточностью, мы приступили к эмпирическому исследованию.
Исследовательская работа проходила на базе ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3» г. Омска ОАО, в лагере ДОЦ им. Д.М. Карбышева.
В исследовании приняли участие учащиеся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Для детей данной группы было характерно недостаточность внимания, особенно произвольного, неспособность распределения этого внимания, недостаточная дифференцированность зрительного восприятия, а именно восприятия формы, склонность отождествлять в некоторой мере сходные предметы, низкая точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала, малый активный и пассивный словарь, а также недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Социальный статус группы, в основном, - дети из полных или неблагополучных семей.
Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа:
Констатирующий этап проводился в мае 2009 года.
Цель: определить уровень развития зрительно – двигательной координации.
В соответствии с поставленной целью на констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:
1. Определить
состав экспериментальной
2. Подобрать диагностические методики для определения начального уровня развития зрительно – двигательной координации.
3. Анализ результатов данного этапа исследования.
На этом этапе были использованы следующие методы:
• наблюдение;
• анализ документации;
• диагностические задания.
В экспериментальную группу вошло 10 учащихся в возрасте 8-12 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Для выявления уровня развития зрительно – двигательной координации использовались методики наблюдений по тестам Гроффмана (модификация теста). (Приложение 1,2)
Целью данной методики
стало выявление уровня зрительно
– двигательной координации у
детей младшего школьного возраста
с интеллектуальными
2. Тест «Найди одинаковые фигуры»).
Методика обследования детей была следующей. Дети обследовались индивидуально в спокойной, привычной для них обстановке.
Методика 1. Тест «Гроффмана».
Цель: выявить уровень развития зрительно-двигательной координации
Организация и проведение исследования
Методика
проводилась в естественных условиях,
индивидуально с каждым ребенком, в спокойной
обстановке, в течение одного дня. Ребенку
предлагалось лист с изображением графических
узор. Ребятам предлагается вести самостоятельно
графические узоры.
Анализ полученных результатов
По результатам данной методики были выявлены следующие результаты: на высоком уровне – 4детей; на среднем уровне – 0 ребенок; на низком уровне –1детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основном у детей высокий уровень развития зрительно-двигательной координации. При выполнении задания у ребенка не было трудности с выполнением графических узор. В общем, дети хорошо справлялись с заданием.
Методика 2. Тест «Найди одинаковые фигуры»).
Цель: определить способность зрительного восприятия форм..
Организация и проведение исследования
Методика проводилась в естественных условиях, индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке, в течение одного дня. Детям предлагается бланк с различными геометрическими фигурами, всего 4 вида: трапеция, квадрат, параллелограмм, прямоугольник. Для выполнения задания необходимо пометить одинаковые фигуры или поставить на одинаковых фигурах одинаковые цифры.
Анализ полученных результатов
По результатам данной
Таким образом, можно сделать
вывод, что дети хорошо
Таблица 1
Критерии
и показатели развития
уровня мелкой моторики
руки у детей младшего
возраста с интеллектуальными
нарушениями.
Критерии | Показатели | Баллы | Уровни |
1. Ведение строки. | Ведет самостоятельно ровную линию. Допускает одну – две ошибки. Допускает больше трех ошибок. Отказывается от выполнения задания. | 2 1 0 |
Высокий Средний Низкий |
2. Ведение пунктирной строки. | Ведет самостоятельно ровную пунктирную линию. Допускает одну – две ошибки. Допускает больше трех ошибок. Отказывается от выполнения задания. | 2 1 0 |
Высокий Средний Низкий |
3. Ведение пунктирной строки. | Ведет самостоятельно правильную зигзагообразную линию. Допускает одну – две ошибки. Допускает больше трех ошибок. Отказывается от выполнения задания. | 2 1 0 |
Высокий Средний Низкий |
4. Ведение петельной линии. | Ведет самостоятельно
ровную петельную линию. Допускает
одну – две ошибки. Допускает больше трех
ошибок. Отказывается от выполнения
задания. |
2 1 0 |
Высокий Средний Низкий |
В
результате проведения констатирующего
эксперимента мы получили определенные
результаты. Эти результаты зафиксированы
в протоколах и сведены в общую таблицу.
(Приложение 2)
Таблица 2
Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента
Участники эксперимента | Методика 1 | Методика 2 | Уровни | |
М1 | В | В | Высокий | |
Д2 | В | Н | Низкий | |
М3 | В | С | Средний | |
Д4 | В | Н | Низкий | |
М5 | В | Н | Низкий | |
М6 | В | Высокий | ||
М7 | В | Высокий | ||
М8 | В | Высокий | ||
М9. | В | Высокий | ||
М10 | В | Высокий |
Суммировав
результаты, полученные в ходе констатирующего
этапа педагогического
Таблица 3
Уровни развития зрительно-двигательной координации у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе педагогического эксперимента
Уровни развития зрительно-двигательной координации | Результаты обследования по двум методикам |
1.Высокий уровень | 60% (6 чел.) |
2. Средний уровень | 10%(1 чел.) |
3. Низкий уровень | 30%(3чел.) |
Из таблицы видно, что уровни были выявлены на основе критериев (таблица 1). Результаты эксперимента были зафиксированы в диаграмме.
Рис.1
Показатель уровня развития
зрительно-двигательной
координации у детей
младшего школьного
возраста с интеллектуальной
недостаточностью
В процентном соотнесении получились следующие данные:
Высокий –60%
Средний –10%
Низкий –30%.
В ходе проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента было отмечено, что у большинства детей данной группы наблюдается высокий уровень развития зрительно-двигательной координации.
Таким образом, анализ
Выводы
по эмпирической главе
исследования
Таким образом, проведя педагогический эксперимент цель которого заключалась в определении первоначального уровня развития зрительно-двигательной координации у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с целью мы определили следующие задачи: