Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа
На современном этапе в литературе все чаще поднимаются вопросы об обучении и развитии детей с умственной отсталостью. Так как общество выдвигает свои требования ребенку нужно социализироваться в нем. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в интеллектуальном развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным. Чтобы жить в современном обществе, ребенку необходимо обладать следующими навыками. Это санитарно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, также ребенку необходимо дать самые необходимые знания, которые потребуются ему в дальнейшем.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что этой проблемой занимались многие исследователи и
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы зрительно-двигательной координации
1.1 Физиологические основы зрительно-двигательной координации.
1.2 Особенности развития зрительно-двигательной координации у детей
1.3 Значение рисования для развития младших школьников
Выводы по теоретической главе исследования ……….............................
Глава 2 Экспериментальное исследование развития зрительно – двигательной координации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1. Организация констатирующего этапа исследования
Выводы по эмпирической главе исследования……………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы
Приложения
Премоторная зона, расположенная кпереди от центральной извилины, принимает участие в регуляции позы и моторных актов. При ее нарушениях движения становятся резкими, неточными, наблюдается рассогласованность в компонентах двигательной деятельности. У лиц с поражением лобных отделов мозга нарушается смысловая организация сложных двигательных актов, координация движений. Вместе с тем любые отделы головного мозга, мозжечок и гиппокамп играют ведущую роль в организации движений, осуществлении контроля, коррекции и их программировании [30].
В основе теории кортикальной организации движений, разработанной И. П. Павловым, П. К. Анохиным, Н. А. Бернштейном, А. Р. Лурией, лежит концептуальное положение о том, что становление произвольного действия возможно только при наличии прямой и обратной связи, а также зависит от работы корригирующих и контролирующих механизмов в период протекания приспособительного произвольного акта. При этом следует подчеркнуть важное значение афферентной импульсации при построении движений.
В процессе онтогенетического развития происходит гетерохронное созревание отдельных функциональных систем. Это положение, выдвинутое П. К. Анохиным [2] при обосновании системогенеза, объясняет характер развития и становления двигательной системы, ее центральных и периферийных органов.
У детей школьного возраста функции регулирования мышечной активности в большей степени зависят от афферентации на ранних этапах онтогенеза. С возрастом эти функции становятся более стабильными, отражая совершенствование в процессе индивидуального развития надежности центральных механизмов управления моторикой. Основным моментом организации двигательных действий является составление программы движения. Большая точность движений свидетельствует о совершенствовании программирования моторного акта. Уменьшение с возрастом в структуре сложнокоординированных движений числа флюктуации является одним из факторов, обеспечивающих у подростков большую точность и плавность движений, что можно считать признаком совершенствования в онтогенезе центральных регуляторных функций, в том числе механизмов коррекции. Известно, например, что в дошкольном возрасте более координирование выполняются симметричные движения и менее — перекрестные движения рук. Совершенствование симметричных и перекрестных движений рук и ног происходит в младшем и среднем школьном возрасте.
У умственно отсталых детей в связи с тотальным органическим поражением коры головного мозга нарушения произвольных движений в большинстве случаев являются своеобразным признаком уровня моторной развитости [30].
В объяснении двигательной недостаточности детей можно опираться на многоуровневую теорию построения движений, разработанную Н. А. Бернштейном [9], сущность которой заключается в том, что, чем выше по уровню поражена центральная нервная система, тем менее вероятной становится возможность управления смысловой организацией движений. Нижележащие церебральные уровни, как правило, являются менее пораженными, а значит, и более сохранными, чем вышележащие, однако с их помощью регулируется управление лишь элементарными движениями, не требующими смысловой организации.
Фундаментальными экспериментальными исследованиями было доказано, что при использовании оптимальной системы физических упражнений нарушенные движения при поражении коры головного мозга могут успешно корригироваться [30]. Рациональная система двигательных упражнений разрушает прежние и вырабатывает новые моторные формы, в которых будут реализованы новые отношения к окружающему, облегчая таким образом процесс их формирования.
Другим важным положением, которое необходимо учитывать при работе по коррекции двигательных нарушений у умственно отсталых детей, является то, что у них в наибольшей степени нарушены не элементарные движения, а сложные двигательные акты, требующие осмысления, словесного опосредования, регуляции со стороны коркового уровня. Важно подчеркнуть, что дети данной категории имеют значительные потенциальные возможности в развитии [22; 41].
Это важное теоретическое положение должно рассматриваться по отношению как к психическим функциям, так и к двигательным способностям, т. е. можно предполагать, что умственно отсталые дети обладают определенными потенциальными возможностями в развитии и формировании движений, которые при организации целенаправленной двигательной деятельности могут иметь достаточно высокую степень развития.
Использовать
мотивационные факторы в
Одной из наиболее важных функций мозга является процесс восприятия, с помощью которого осуществляется прием и переработка поступающей информации. Восприятие сигналов из внешнего мира играет большую роль в увеличении индивидуального опыта умственно отсталых школьников в процессе их обучения и воспитания [41]. Поэтому при обучении таких детей движениям важное значение приобретает зрительно-наглядная информация, процесс ее анализа и синтеза.
В связи с этим можно предположить, что сочетание практического выполнения двигательных актов с их словесным опосредованием при коррекции нарушенных движений окажет эффективное воздействие на их формирование, так как трансформация нервных сигналов в двигательных центрах, поступающих от различно локализованных периферийных структур, будет являться частью функциональной системы, обеспечивающей двигательный акт [2].
Таким
образом, по отношению, как к психическим
функциям, так и к двигательным способностям,
т. е. можно предполагать, что умственно
отсталые дети обладают определенными
потенциальными возможностями в развитии
и формировании движений, которые при
организации целенаправленной двигательной
деятельности могут иметь достаточно
высокую степень развития. Одной из наиболее
важных функций мозга является процесс
восприятия, с помощью которого осуществляется
прием и переработка поступающей информации.
Поэтому при обучении таких детей движениям
важное значение приобретает зрительно-наглядная
информация, процесс ее анализа и синтеза.
1. 2. Особенности развития
зрительно - двигательной
координации у
детей младшего
школьного возраста
с нарушением интеллекта
Двигательная сфера умственно отсталых детей имеет множество особенностей, проявляющихся в легком похудении отдельных мышечных групп и характерных паретичных позах конечностей. Часто последствия бывших ранее парезов у детей школьного возраста проявляются только в процессе функциональной нагрузки и, главным образом, в качественных особенностях функций соответствующих мышц. Так, активные движения паретичных мышц замедленны, неплавны, напряженны, недифференцированны, истощаемы. У детей наблюдаются трудности в развитии тонического напряжения мышц, которое осуществляется только через несколько секунд, иногда через фазу диффузного напряжения или напряжения мышц-антагонистов.
Одной из причин недоразвития моторики у таких детей является нарушение их подвижности, иррадиация возбудительного и тормозного процессов. Нарушения основных нервных процессов обусловлены дефектами нервной ткани, а также расстройством кровоиликворообращения. Все это затрудняет образование новых сложных условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения.
На недостаточный уровень сформированности движений у детей с нарушением интеллекта указывали еще основоположники олигофренопедагогики Э. Сеген и Ж. Демоор. Например, Ж. Демоором предлагалось для выявления двигательных нарушений обращать внимание на выполнение детьми ходьбы, игровых действий, осуществлять проверку способности стоять на одной ноге, изучать ловкость и точность движений.
Неловкость движений, повышенная утомляемость, наличие лишних движений, недостаточная способность овладевать новыми движениями были выявлены у умственно отсталых детей еще В. П. Кащенко [26], Г. Я. Трошиным [44]
и др.
Отклонения в развитии движений у умственно отсталых детей описывались на основе визуальных наблюдений. Позднее эта проблема, привлекла к себе большое внимание и рассматривалась более подробно, разноаспектно, с изучением качественных и количественных параметров движений, что, в свою очередь, позволило выявить у них довольно широкое многообразие двигательных нарушений, подлежащих коррекцией ному воздействию [1; 13; 17; 27; 33; 39].
Умственно отсталым детям свойственны не столько простые двигательные расстройства, сколько сложные нарушения, связанные с поражением корковых функций, сложные системные нарушения моторики, обусловленные поражением не только двигательного анализатора, но и других, в том числе речевых, систем [31; 36].
Недоразвитие моторики проявляется в бедности, однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличии синкинезий, недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок. Элементарные движения относительно более сохранны.
Коррекционная работа по исправлению двигательных нарушений не может быть эффективной без учета состояния двигательной сферы школьников и диагностики уровня развития моторики. Наряду с диагностическим значением исследований для неврологии и психиатрии они необходимы для профконсультации при определении характера трудовой деятельности лиц с психофизическими нарушениями.
Недостатки движений обнаруживаются в различных видах двигательной деятельности — трудовых операциях, письме, при выполнении физических упражнений.
У учащихся 1-го класса школ для детей с нарушением интеллекта при выполнении беговых упражнений выявлены несогласованность движений рук и ног, неравномерность движений рук по амплитуде и направлению, чрезмерное раскачивание туловища, закрепощенность плечевого пояса, значительная задержка на старте [27]. У 10 % учащихся нарушено динамическое равновесие (ходьба по скамейке). Приведение — разведение пальцев рук было непосильно 20 % детей, имевших в основном выраженные парезы рук, без контроля зрения не смогли выполнить это упражнение 38 % обследуемых. В процессе письма у 9—10-летних учащихся проявлялись двигательные недостатки в виде нарушенной пространственной регуляции, замедленного темпа, чрезмерного напряжения пишущей руки, неверного усилия нажима на перо, дрожания рук.
В моторике учащихся 1 — 3-х классов выявлено своеобразие качественных нарушений движений, которое проявляется в неумении учеников быстро и точно начать движение, поменять быстроту, темп и ритм движений, имеются значительные затруднения при выполнении противоположных, последовательных и дифференцированных движений [7].
Сравнительный анализ уровня развития двигательных способностей как одного из важнейших звеньев моторики таких детей с целью поиска эффективных способов коррекции нарушенных движений показал ряд специфических особенностей в их формировании и позволил установить существенное отставание уровня развития двигательных способностей умственно отсталых детей от нормы [13; 39].
Было выявлено, что коэффициенты вариаций показателей двигательных способностей у них весьма значительны. Так, при оценке показателей статической координации в возрасте 13—14 лет коэффициент вариации составлял 116 % (у здоровых детей — 78 %), в возрасте 11 — 12 лет — 106 %. Коэффициенты вариации свидетельствуют о большей вариабельности в показателях двигательных способностей у умственно отсталых школьников, чем у их нормальных сверстников.
Темп движений у умственно отсталых школьников ниже, чем у их нормальных сверстников, и эта разница увеличивается с возрастом. Однако у умственно отсталых учеников, занимавшихся плаванием, этот показатель отличался незначительно. При исследовании детей с осложненной формой олигофрении Э. П. Бебришем [8] было выявлено, что до занятий плаванием темп движений руки у них был значительно ниже, чем у основной массы учащихся специальной школы. После систематических занятий первых плаванием разница в показателях существенно уменьшилась. При этом следует сделать важный вывод о том, что при занятиях плаванием увеличивается подвижность нервных процессов, которая положительно сказывается на показателях быстроты и координации движений.
Темп движений руки ребенка при раскрашивании рисунка у умственно отсталых детей имеет отклонение от темпа нормальных детей 56,9 % у первоклассников и 34.7 % у их сверстников с нормальным интеллектом [18]. К 4-му классу количество умственно отсталых с отклонениями нормального темпа составило 42,2 %, учащихся массовой школы — 22,7 %. При этом следует отметить, что изменение темпа движений сочетается, как правило, с другими нарушениями в графомоторных действиях.
Эксперименты по изучению сенсомоторной координации показали, что только 23,5 % первоклассников удовлетворительно справились с заданием, в 4-м классе число таких детей составило 56,2 %. Среди нормально развивающихся учеников безошибочно справились с заданием 52,4 % и 82,4 % учащихся 1-го и 4-го классов соответственно [18].