Развитие зрительно-двигательной координации младшего школьного возраста детей с нарушением интеллекта посредством уроков изобразитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе в литературе все чаще поднимаются вопросы об обучении и развитии детей с умственной отсталостью. Так как общество выдвигает свои требования ребенку нужно социализироваться в нем. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в интеллектуальном развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным. Чтобы жить в современном обществе, ребенку необходимо обладать следующими навыками. Это санитарно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, также ребенку необходимо дать самые необходимые знания, которые потребуются ему в дальнейшем.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что этой проблемой занимались многие исследователи и

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы зрительно-двигательной координации
1.1 Физиологические основы зрительно-двигательной координации.
1.2 Особенности развития зрительно-двигательной координации у детей
1.3 Значение рисования для развития младших школьников
Выводы по теоретической главе исследования ……….............................
Глава 2 Экспериментальное исследование развития зрительно – двигательной координации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
2.1. Организация констатирующего этапа исследования
Выводы по эмпирической главе исследования……………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Омской области

бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Омский педагогический колледж №4» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  зрительно-двигательной координации

младшего  школьного возраста детей с нарушением

  интеллекта посредством уроков изобразительного искусства 

курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Иванова Анастасия Ивановна

                  Коррекционная педагогика в начальном образовании 

                  Курс III

                  Форма обучения: очная 
                   
                   
                   
                   

Омск  – 2009

 

Содержание 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы зрительно-двигательной координации  
1.1 Физиологические основы зрительно-двигательной координации. 6
1.2 Особенности развития зрительно-двигательной координации у детей 8
1.3 Значение рисования для развития младших школьников  
Выводы  по теоретической главе исследования ……….............................  
Глава 2 Экспериментальное исследование развития зрительно – двигательной координации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями  
2.1. Организация констатирующего этапа исследования 19
Выводы  по эмпирической главе исследования……………………….  
Заключение……………………………………………………………………..  
Список  литературы  
Приложения  
 
 
 

 

Введение 

    На  современном этапе в литературе все чаще поднимаются вопросы  об обучении и развитии детей с  умственной отсталостью. Так как общество выдвигает свои требования ребенку нужно социализироваться в нем. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в интеллектуальном развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным. Чтобы жить в современном обществе, ребенку необходимо обладать следующими навыками. Это санитарно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, также ребенку необходимо дать самые необходимые знания, которые потребуются ему в дальнейшем.

    Изучив  психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что этой проблемой  занимались многие исследователи и  психологи: И.А. Грошенков, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Е.Н. Правдина-Винарская, Г.А. Кислюк, Р.Д. Бабенкова и другие.

    Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1 – 3 (4 ) классах начальной школы. Границы  возраста и его психологические  характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

    Начало  школьного обучения означает переход  от игровой деятельности к учебной  как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

    У умственно отсталого ребенка  нужно развивать и активизировать такие психические процессы как  мышление, восприятие, внимание, память, мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. Мы считаем, что зрительно-двигательная координация необходима ребенку на всех уроках, а именно: математика, письмо, чтение, живой мир, развитие речи, а в дальнейшем на уроках географии, черчения, биологии. Эффективнее всего развивать зрительно-двигательную координацию на уроках рисования.

    Противоречия  исследования:

    Между необходимостью развивать зрительно-двигательной координации детей младшего школьного  возраста с нарушением интеллекта и  реальными возможностями детей  младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

    Проблема  исследования:

    Как повлияют уроки изобразительного искусства  на развитие зрительно-двигательной координации  детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

    Цель  исследования:

    Изучить проблему развития зрительно-двигательной координации у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

    Объект  исследования:

    Развитие  зрительно-двигательной координации  детей младшего школьного возраста с нарушение интеллекта.

    Предмет исследования:

      Уроки изобразительного искусства,  через что развивает развитие зрительно-двигательной координации детей с нарушением интеллекта.

    Гипотеза  исследования:

    Мы  предполагаем, что уроки изобразительного искусства повлияют на развитие зрительно-двигательной координации детей младшего школьного  возраста с нарушением интеллекта, если:

    • изучим особенности развития зрительно-двигательной координации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
    • изучим роль значения уроков изобразительного искусства на процесс  развития зрительно-двигательной координации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
    • определим исходный уровень развития зрительно-двигательной координации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

    Задачи  исследования:

    1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме влияния уроков изобразительного искусства на развитие зрительно-двигательной координации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

    2. выявить уровень развития зрительно-двигательной  координации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

    3. определить значение уроков изобразительного  искусства на развитие зрительно-двигательной  координации детей младшего школьного  возраста с нарушением интеллекта.

    4.  выявить исходный  уровень развития зрительно-двигательную координацию движений у детей младшего школьного возраста. 

    Методы  исследования:

    Теоретические: анализ, синтез и обобщение литературы

          Эмпирические: статистическая обработка данных 

    База  исследования: ГОУ  «Специальная (коррекционная) школа интернат № 3» Советский Административный округ города Омска

 

   Глава 1. Теоретические  основы проблемы зрительно-двигательной координации у  детей младшего школьного  возраста

  1.1 Физиологические  основы зрительно-двигательной  координации у детей младшего школьного возраста 

    Управление развитием движений детей с интеллектуальными нарушениями требует изучения специфики их двигательных нарушений и физического развития, проявляющихся в разных локомоциях, произвольных движениях и отрицательно сказывающихся на их общем психофизическом развитии.

    При этом необходимо учитывать, что произвольное движение является результатом суммарной деятельности всего головного мозга и оно может быть нарушено как наиболее сложно организованная деятельность при поражениях больших полушарий. Нарушение произвольных движений при разнообразных поражениях мозга связано с тем, что поражение любого участка коры, входящего в состав комплексных афферентных систем, участвующих в организации произвольного движения, неизбежно отразится на нем [30]. Поражение нижних отделов центральной нервной системы влечет за собой нарушение элементарных движений, высших отделов — сложных двигательных актов, требующих осмысления [9].

     Сначала мы рассмотрим в своей работе особенности  работы зрительного нерва.

     Зрительный  нерв является, по существу, вынесенной на периферию редуцированной частью мозга. Зрительный нерв входит в систему  зрительного анализатора. В сетчатой (внутренней) оболочке глаза расположен рецепторный аппарат – палочки  и колбочки, воспринимающий световые раздражения. Первым нейроном являются ганглиозные клетки. Их периферические отростки соединены (ответственны  за цветовое восприятие). Перекрещиваются только волокна, идущие от внутренних половин сетчаток. Волокна от наружных половин сетчаток остаются неперекрещенными.

     В силу оптических свойств глаза левая  половина сетчатки воспринимает свет с правой стороны поля зрения и, наоборот, правая половина сетчатки воспринимает свет с левой стороны поля зрения. Это означает, что левой половине сетчатки соответствует правое поле зрения, а правой половине – левое поле зрения. Таким образом, после перекрестка зрительных нервов каждый зрительный тракт несет волокна от наружной половины сетчатки своего глаза и внутренней половины сетчатки противоположного глаза. Зрительные тракты направляются в первичные зрительные центры – наружное коленчатое тело, подушку зрительного бугра и в передние бугры четверохолмия. В наружных коленчатых телах зрительного бугра находится второй  нейрон, от которого начинается путь в затылочную часть коры головного мозга.

     Волокна от верхнего квадранта сетчатки проходят в верхней части зрительного  тракта и проецируется в расположенную  над шпорной бороздой область  затылочной доли. Волокна от нижнего  квадранта сетчатки проходят в нижней части зрительных трактов и проецируются в расположенные ниже шпорной борозды в области затылочной доли коры.

     Верхнем квадрантам сетчаток соответствуют  нижние квадранты полей зрения. Таким  образом, в затылочной доле коры головного  мозга проецируются наружная половина сетчатки своего глаза и внутренняя половина сетчатки противоположного глаза; им соответствуют противоположные поля зрения. Аналогично этому шпорной бороздой проецируются нижние квадранты полей зрения, ниже шпорной борозды – верхние квадранты полей зрения.

     В передних буграх четверохолмия находится  рефлекторный центр реакция зрачка на свет. При освещении глаза зрачок сужается, при затмении – расширяется (прямая реакция зрачка на свет). Однако при освещении одного  глаза  сужается зрачок и на другом глазе (содружественная реакция на свет).

     Рефлекторная  дуга зрачкового рефлекса замыкается на уровне четверохолмия. Часть волокон  зрительного тракта заканчивается  в передних буграх четверохолмия. Здесь  импульс передается в ядра глазодвигательных нервов своей и другой стороны, за счет чего и происходит сужение зрачка на своей и противоположной стороне.

     Таким образом,  зрительный нерв является редуцированной частью мозга.  Зрительный нерв передает информацию, поступившую в световых лучах и воспринятую сетчаткой, в виде электрических импульсов в головной мозг. Зрительный нерв служит связующим звеном между глазом и центральной нервной системой. Каждая светочувствительная клетка в сетчатке соединена нервом с головным  мозгом, где вся информация об образах, цвете и форме собирается  и  обрабатывается.  Все эти нервные волокна собираются вместе в задней части глаза и образуют один главный кабель, известный как зрительный нерв.

    Теперь  остановимся на самом движении, т.е. его регуляции. Корковый уровень регуляции движений представляет сложную, морфофункциональную систему, ядро которой находится в области центральной роландовой борозды, где граничат между собой прецентральная извилина с преимущественно моторной функцией и постцентральная извилина с преимущественно сенсорной функцией. Современные данные физиологии подтверждают мысль И. П. Павлова о том, что в деятельности двигательного анализатора участвуют многие зоны коры больших полушарий [2].

Информация о работе Развитие зрительно-двигательной координации младшего школьного возраста детей с нарушением интеллекта посредством уроков изобразитель