Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
выявить формы работы образовательного учреждения над повышением уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
разработка образовательной программы для родителей, направленной на развитие их педагогической компетентности.

Оглавление

Введение

3
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье

7
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста

1.2. Сущность, структуру и содержание педагогической компетентности у родителей

10
Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей

13
2.1. Содержание, формы и методы работы с родителями

13
2.2. Особенности социальной работы с родителями по развитию педагогической компетентности

17
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей

24
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы

30
Заключение

34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Взаимодействие  школы и семьи необходимо:

  • для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;
  • для отработки общей методики и техники необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки их в различных жизненных ситуациях;
  • для установления эмоционально-положительных взаимоотношений (общечеловеческий фактор): ведь известно, что воспитание протекает успешно в доброжелательной, радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности к положительным контактам.

Педагогическая компетентность родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической компетентности родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

–   педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

–  поддержка  и индивидуальное сопровождение  становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям  в решении индивидуальных проблем  воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

Итак, можно  констатировать, что выдвинутая гипотеза курсовой работы доказана: работа педагога (социального педагога) над повышением уровня психолого-педагогической компетенции родителей будет успешной, если включает в себя такие формы работы как лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы, индивидуальная работа, различные методики и программы групповой работы. Из этого следует, что:

  1. Деятельность педагога (социального педагога) в начальном звене школы оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы.
  2. Сотрудничество педагога (социального педагога) с родителями и учителями начального звена повышает познавательную и социальную активность ребенка.
  3. Благотворное влияние педагога (социального педагога) на общий климат семьи и ее воспитательный процесс.
  4. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных направлений в работе педагога (социального педагога).

Представленная  программа в курсовой работе использует потенциал семьи для развития ребенка младшего школьного возраста, способствует объединению педагогов, детей и родителей в сообщество, где утверждаются семейные ценности, устанавливаются общие интересы, атмосфера взаимопомощи и взаимодоверия, формируются компетенции сторон.

Программа направлена на повышение родительской компетентности. Становление родительства - кропотливый  и нелегкий путь. Важнейшие показатели качества родительства - это компетентность матери и отца, проявляющиеся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Семья обеспечивается информационной и эмоциональной поддержкой для формирования и укрепления социально-грамотного и ответственного родительства. В работу открытых детско-родительских групп входят: консультации специалистов по вопросам создания здоровье сберегающей среды для ребенка, тренинги, родительские школы, групповые игры, творческие мастерские, клубы, тематические мероприятия, развивающие занятия для детей при активном сотрудничестве родителей.

Программа включает в себя три подпрограммы: для педагогов, детей младшего школьного возраста и родителей. Основная программа - для родителей. Она направлена на оказание помощи в решении детско-родительских отношений, обучению взаимодействия с детьми, умению слушать детей, разрешать конфликты через техники общения, ознакомлению с правилами и принципами эффективного общения.

Программа для педагогов проводится параллельно с основной. Она направлена на обучение взаимодействию с детьми и родителями, осознанию причин эмоционального напряжения, профессионального сгорания педагогов, освоение способов снятия эмоционального напряжения.

Программа для  детей проводится параллельно с  основной и направлена на улучшение социальных умений детей.

Целенаправленная  работа с родителями дает желаемые  результаты: педагоги получают дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях ребенка. Между педагогами и родителями устанавливаются отношения доверия, взаимопонимания, сотрудничества. На основе взаимодействия, общения с родителями мы работаем на протяжении многих лет и достигли определенных результатов:

– родители понимают цели и задачи, которые стоят перед  школой;

– владеют информацией  о школьной жизни;

– активно участвуют  в управлении школой;

– большинство родителей имеют хороший контакт с педагогами;

– многие родители открыты, готовы к обмену мнениями;

– родители заинтересованы в развитии школы и оказывают  большую материальную помощь.

Отношения сотрудничества с родителями – являются основой  для реализации образовательной программы школы для формирования и развития педагогической компетентности родителей младшего школьного возраста.

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Богуцкая, Т. В. Компенсация негативных влияний микросреды на младших школьников: Дис. канд. пед. наук/Т. В. Богуцкая. — Барнаул, 2001.
  2. Бордовская., Н.В. Реан, А.А.Педагогика. Учебник для вузов: СПб: Издательство «Питер», 2000. – С. 304.
  3. Болдарев Н.И. «Классный руководитель». Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. – С. 209.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М Педагогика, 1986 – С 240.
  5. Куликова, Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 232.
  6. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 200.
  7. Мардахаев, Л.В.Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. – С. 269.
  8. Нестеров, В.В., Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Учебная книга, 2003. – С. 188.
  9. Орлов О.С. Педагогическая компетентность человека: размышления и раздумья «неклассического» педагога. В.Новгород: НовГУ, 2004. – С. 60.
  10. Целуйко, В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / под ред. В.М. Целуйко. – Екатеринбург: У-Фактория. М.; АСТ МОСКВА: Хранитель, 2008. – С. 430.

Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – С. 86.

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 136.
  2. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – С. 768.
  3. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. - Т.1. – С.344-346.
  4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

 

 

 

1 Орлов О.С. Педагогическая компетентность человека: размышления и раздумья «неклассического» педагога. В.Новгород: НовГУ, 2004. 60 с.

2 Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. - Т.1. -С.344-346.

3 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

4 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М Педагогика, 1986 - 240 с.

5 Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 136.

6 Нестеров, В.В., Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Учебная книга, 2003. – С. 188.

7 Болдарев Н.И. «Классный руководитель». Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. – 209 с.

8 Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 86 с.


Информация о работе Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников