Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа
Цель работы:
выявить формы работы образовательного учреждения над повышением уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
разработка образовательной программы для родителей, направленной на развитие их педагогической компетентности.
Введение
3
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье
7
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста
1.2. Сущность, структуру и содержание педагогической компетентности у родителей
10
Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей
13
2.1. Содержание, формы и методы работы с родителями
13
2.2. Особенности социальной работы с родителями по развитию педагогической компетентности
17
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей
24
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы
30
Заключение
34
Список использованной литературы
Взаимодействие школы и семьи необходимо:
Педагогическая компетентность родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической компетентности родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
Итак, можно констатировать, что выдвинутая гипотеза курсовой работы доказана: работа педагога (социального педагога) над повышением уровня психолого-педагогической компетенции родителей будет успешной, если включает в себя такие формы работы как лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы, индивидуальная работа, различные методики и программы групповой работы. Из этого следует, что:
Представленная программа в курсовой работе использует потенциал семьи для развития ребенка младшего школьного возраста, способствует объединению педагогов, детей и родителей в сообщество, где утверждаются семейные ценности, устанавливаются общие интересы, атмосфера взаимопомощи и взаимодоверия, формируются компетенции сторон.
Программа направлена на повышение родительской компетентности. Становление родительства - кропотливый и нелегкий путь. Важнейшие показатели качества родительства - это компетентность матери и отца, проявляющиеся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Семья обеспечивается информационной и эмоциональной поддержкой для формирования и укрепления социально-грамотного и ответственного родительства. В работу открытых детско-родительских групп входят: консультации специалистов по вопросам создания здоровье сберегающей среды для ребенка, тренинги, родительские школы, групповые игры, творческие мастерские, клубы, тематические мероприятия, развивающие занятия для детей при активном сотрудничестве родителей.
Программа включает в себя три подпрограммы: для педагогов, детей младшего школьного возраста и родителей. Основная программа - для родителей. Она направлена на оказание помощи в решении детско-родительских отношений, обучению взаимодействия с детьми, умению слушать детей, разрешать конфликты через техники общения, ознакомлению с правилами и принципами эффективного общения.
Программа для педагогов проводится параллельно с основной. Она направлена на обучение взаимодействию с детьми и родителями, осознанию причин эмоционального напряжения, профессионального сгорания педагогов, освоение способов снятия эмоционального напряжения.
Программа для детей проводится параллельно с основной и направлена на улучшение социальных умений детей.
Целенаправленная работа с родителями дает желаемые результаты: педагоги получают дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях ребенка. Между педагогами и родителями устанавливаются отношения доверия, взаимопонимания, сотрудничества. На основе взаимодействия, общения с родителями мы работаем на протяжении многих лет и достигли определенных результатов:
– родители понимают цели и задачи, которые стоят перед школой;
– владеют информацией о школьной жизни;
– активно участвуют в управлении школой;
– большинство родителей имеют хороший контакт с педагогами;
– многие родители открыты, готовы к обмену мнениями;
– родители заинтересованы в развитии школы и оказывают большую материальную помощь.
Отношения сотрудничества с родителями – являются основой для реализации образовательной программы школы для формирования и развития педагогической компетентности родителей младшего школьного возраста.
Список использованной литературы
Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – С. 86.
1 Орлов О.С. Педагогическая компетентность человека: размышления и раздумья «неклассического» педагога. В.Новгород: НовГУ, 2004. 60 с.
2 Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002. - Т.1. -С.344-346.
3 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
4 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М Педагогика, 1986 - 240 с.
5 Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 136.
6 Нестеров, В.В., Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Учебная книга, 2003. – С. 188.
7 Болдарев Н.И. «Классный руководитель». Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. – 209 с.
8 Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 86 с.
Информация о работе Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников