Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа
Цель работы:
выявить формы работы образовательного учреждения над повышением уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
разработка образовательной программы для родителей, направленной на развитие их педагогической компетентности.
Введение
3
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье
7
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста
1.2. Сущность, структуру и содержание педагогической компетентности у родителей
10
Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей
13
2.1. Содержание, формы и методы работы с родителями
13
2.2. Особенности социальной работы с родителями по развитию педагогической компетентности
17
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей
24
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы
30
Заключение
34
Список использованной литературы
Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье |
7 |
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста |
|
1.2. Сущность, структуру и содержание педагогической компетентности у родителей |
10 |
Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей |
13 |
2.1. Содержание, формы и методы работы с родителями |
13 |
2.2. Особенности
социальной работы с |
17 |
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей |
24 |
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы |
30 |
Заключение |
34 |
Список использованной литературы |
38 |
Приложения |
39 |
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Проблема компетентности в последние годы является одной из широко разрабатываемых в педагогической науке и образовательной практике. Учеными изучаются структура, содержание и пути развития профессиональной педагогической компетентности, исследуются особенности компетентности выпускников вузов, школ, детей дошкольных образовательных учреждений1. Но вопрос о сущности и развитии компетентности родителей в воспитании и развитии ребенка остается открытым.
Как показывает анализ социологических исследований и практика работы с семьей, основную ответственность за воспитание детей родители делегируют школе или дошкольному образовательному учреждению. Одной из причин такого положения является недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Таким образом, возникает необходимость развития педагогической компетентности родителей, но как решать эту проблему в условиях различных видов образовательных учреждений и форм организации их деятельности, так и не ясно. Вопросы работы с родителями рассматриваются как в научной, так и в научно-методической литературе, однако условия развития педагогической компетентности родителей не являлись предметом специального изучения.
Накопленный фонд научных исследований, опыт социально-педагогической работы, как в нашей стране, так и за рубежом, составляют основу для разработки содержания, методов, форм подготовки социальных педагогов, организующих педагогическую работу с семьей на базе школьных учреждений. Теоретическая основа этих исследований заложена в фундаментальных работах по общей, социальной и профессиональной педагогике (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский), а также педагогике семейного воспитания.
Данная проблема становится особенно актуальной в современном мире, где социальная динамика современной семьи характеризуется увеличением деструктивных, неполных семей, недостаточностью родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат — снижение учебно-познавательной мотивации школьников. С учетом актуальности проблемы, а также необходимости возрождения приоритетности семейного воспитания и повышения психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании был сделан выбор темы исследования, которое является ведущим на данном этапе в педагогической деятельности.
Актуальность
данной работы возрастает на этапе
воспитания детей младшего школьного
возраста, поскольку это период формирования
важного личностного
Недостаточная разработанность проблемы и вместе с тем ее актуальность определили цель нашего исследования: теоретически обосновать формирование и развитие компетентности родителей в воспитании детей младшего школьного возраста.
В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности, необходимости возрождения приоритетности семейного воспитания и повышения психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании. Актуальной является проблема повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей. В рамках данной курсовой работы с теоретических и эмпирических позиций анализируется процесс построения в школе работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников.
Цель работы:
Объект исследования – педагогическая компетентность родителей младших школьников.
Предмет: формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
Гипотеза: Работа педагога (социального педагога) над повышением уровня психолого-педагогической компетенции родителей будет успешной, если включает в себя такие формы работы как лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы, индивидуальная работа, различные методики и программы групповой работы.
Задачи:
1. Выявить сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей.
2. Изучить методические подходы к формированию психолого-педагогической компетентности родителей.
3. Выявить взаимосвязь психолого-педагогической компетентности родителей и успешности семейного воспитания.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
Цели и задачи исследования определили его структуру, включающую введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7-11 лет) - начало школьной жизни ребенка. Он соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Ребенок в этом возрасте приобретает: внутреннюю позицию школьника; учебную мотивацию. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений.
Дети в этом возрасте отзывчивы и впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как эмоциональное сопереживание, альтруизм...
Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени (9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.
От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Развивается интеллектуальная сфера, происходит познание начал наук (освоение науки и культуры).
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.
Успешная учеба,
осознание своих способностей и
умений качественно выполнять
Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация. Учебная деятельность - социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети: овладевают умением учиться; способностью оперировать теоретическими знаниями.
Эта деятельность
характеризуется усвоением
Анализ психологических достижений ребенка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, которые лежат в основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина3 и В.В. Давыдова4, то при полноценном становлении учебной деятельности у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс).
Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова – это полное научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, родному русскому языку, изобразительному искусству, литературе, естествознанию.
Таким образом, младший школьный возраст это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Как показали исследования ученых, социальный опыт детей младшего школьного возраста уже содержит ценностные ориентации в области прав человека и законов общежития, они имеют, пусть свое, детское, представление о смысле жизни, о счастье, о добре и зле, о справедливости, о Родине.
Выделение лишь некоторых аспектов в развитии личности младшего школьника в семье и школе показывает, насколько сложен для современного ребенка процесс поиска информации, опыта, развивающих его социальных навыков, как труден процесс идентификации с взрослыми для построения собственной модели поведения.
Для развития у детей чувства компетентности необходимо в классе и дома создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки. И родителям, и учителям важно донести свои положительные ожидания до каждого ребенка, создать положительный, эмоциональный фон в отношениях независимо от достижений и оценок ребенка в учебной деятельности. И в классе, и дома следует проявлять особое внимание к эмоциональному состоянию детей. Вступая в общение с ребенком, необходимо поддерживать в нем желание поделиться своими чувствами.
1.2. Сущность,
структуру и содержание
Рассмотрим само понятие компетентности, и как этот термин используется в образовании, а также каковы факторы, влияющие на её развитие. По определению Хуторского А.5 компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету его деятельности.
Понятие компетентность и компетенция могут использоваться как синонимы. Нестеров В.В. и Белкин А.С. в книге «Педагогическая компетентность»6 предлагают следующее их разделение. Компетенция рассматривается как внешнее условие, возможность для индивида осуществлять какую-либо деятельность, а компетентность - как способность самого человека.
Анализ современных
научных подходов к определению
сущности понятия «компетентности
родительства» позволяет
Специалисты всего мира сходятся на определении: Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
Информация о работе Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников