Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
выявить формы работы образовательного учреждения над повышением уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
разработка образовательной программы для родителей, направленной на развитие их педагогической компетентности.

Оглавление

Введение

3
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье

7
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста

1.2. Сущность, структуру и содержание педагогической компетентности у родителей

10
Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей

13
2.1. Содержание, формы и методы работы с родителями

13
2.2. Особенности социальной работы с родителями по развитию педагогической компетентности

17
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей

24
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы

30
Заключение

34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Таким образом, способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется их педагогической компетентностью. Педагогическая компетентность – это умение понимать потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальными условиями.

Высокий уровень  педагогической компетентности характеризуется:

  • осознанностью собственных педагогических целей и задач, а также представлений о способах их реализации (знаю, чего хочу, и знаю, как этого добиться);
  • адекватными ожиданиями от собственных усилий (делаю не то, что могу, а то, что следует делать в каждой конкретной ситуации);
  • умеренными и адекватными детским способностям притязаниями (помогаю ребенку добиться успехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где мне хочется);
  • объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте, знаю, что происходит с моим ребенком, испытываю потребность в обогащении своих знаний по детской психологии);
  • осознанностью степени вмешательства в социальную ситуацию развития (мой ребенок не совсем такой, каким я его себе представлял, но он имеет право быть другим, я буду защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться).

У значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система формируется эмпирическим путем, она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок.

Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, не позволяет им занять активную позицию  в образовательном процессе. Родители не стремятся сотрудничать с воспитателями и учителями в образовательном процессе их ребенка. Закономерным следствием этого являются не только их низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность.

Прогрессивные педагоги, общественные деятели говорят о необходимости помощи родителям в воспитании детей, о повышении психолого-педагогической компетентности родителей.

 

Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей

2.1. Содержание, формы и методы работы с  родителями

Цель работы с родителями – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Задачи работы с родителями – в повышении уровня их психологической грамотности, коммуникативной компетентности, разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на тип семейного воспитания.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Содержание  работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение  психолого-педагогических знаний  родителей (лекции, семинары, индивидуальные  консультации, практикумы);

2) вовлечение  родителей в учебно-воспитательный  процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей  в управлении школой (совет школы,  родительские комитеты).

Формы психолого-педагогического  просвещения

  • Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
  • Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

 

  • Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
  • Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские  конференции должны готовиться очень  тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия  по заявленной проблеме.

  • Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
  • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные  консультации – одна из важнейших  форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для  того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности  здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие  реакции;

– особенности  характера;

– мотивации учения;

– моральные  ценности семьи.

  • Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
  • Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
  • Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
  • Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
  • Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
  • Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога  с родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Специалисты-новаторы, занимаясь поиском путей формирования педагогического сообщества, пришли к выводу о необходимости научно-методического обеспечения функционирования Начальной школы Будущего как открытой системы - создания Академии родительства, как формы повышения родительской, педагогической и коммуникативной компетентности родителей и педагогов, оптимизации сетевого партнерства семьи и школы, развития инновационных потенциалов их взаимодействия.

2.2. Особенности  социальной работы с родителями  по развитию педагогической компетентности 

По определению  И. Зверевой родительство:

1) социально-психологический  феномен, который является совокупностью  знаний, представлений и убеждений относительно себя в родительской роли, которые реализуются во всех проявлениях поведенческой составляющей отцовства;

2) процесс обеспечения  родителями (родными или приемными)  необходимых условий для полноценного  развития и обучения детей

Социальная работа с  родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и  индивидуально. Как отмечалось выше, в практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися, хозяйственная помощь и т.д.

Успех осуществления  поставленных перед школой задач  во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем, социальным педагогом и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимно доверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю и социальному педагогу.

Социальный педагог  должен строить общение с родителями целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывать не только содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты. В общении с родителями следует избегать поучительного тона, обучающих замечаний. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство родителей знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность социального педагога – помочь им в этом.

Обдумывая пути и формы  общения с родителями, социальный педагог должен помнить о том, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у родителей. Нужно категорически предъявлять те или иные требования, делать замечания, добиваться выполнения данных рекомендаций по воспитанию ребенка.

Социальная работа с родителями сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено социальным педагогом, как правило, результативное. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, сложностях, иногда касаясь тех внутренне-семейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. Это рождает правило: содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только говорящих. Очень внимательно нужно относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются к социальному педагогу. Индивидуальное общение не только дает возможность социальному педагогу влиять на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям7.

Социальный педагог, просматривая личные дела каждого ученика, намечает с кем из родителей необходимо встретиться индивидуально, кого можно  пригласить в школу на коллективную беседу. Приглашенных на беседу родителей оповещают заранее. Также социальный педагог осуществляет визиты в семью.

Придя в семью, социальный педагог знакомится с условиями, в которых живет ребенок, с  общей атмосферой в доме, при первом знакомстве можно сделать некоторые  выводы о духовной и педагогической направленности жизни семьи, о ее моральном микроклимате, взаимоотношениях с окружающими людьми и друг с другом, семейных традициях, организации жизни, месте ребенка в семейном коллективе.

Первый визит в семью  – ответственный момент, часто  решает, будут родители доверять социальному педагогу, прислушиваться к его советам. Социальный педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняет, где работают родители, продумывает возможные вопросы членов семьи и ответы на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.

Но первый приход в  семью может не решить всех интересующих социального педагога вопросов. В  таких случаях не надо торопиться, проявлять нетерпение. Беседа должна протекать в доброжелательном, приветливом, спокойном тоне. Желательно, чтобы в разговоре участвовали все взрослые члены семьи: отец, бабушка, дедушка. Поэтому целесообразно прийти к ученику домой, когда вся семья в сборе.

Серьезное отношение  социального педагога к волнующему родителей вопросу повышает их доверие. С первого посещения социальный педагог формирует представление, какой линии во взаимоотношениях с данной семьей надо придерживаться, намечает план требований, советов и рекомендаций. Но никаких записей, заметок в присутствии родителей не делает. Это может сковывать, стеснять беседу, создавать впечатление составления протокола. После посещения семьи социальный педагог делает краткие записи своих наблюдений, выделяет главное, намечает пути работы с данной семьей.

Информация о работе Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников