Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа
Цель работы:
выявить формы работы образовательного учреждения над повышением уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
разработка образовательной программы для родителей, направленной на развитие их педагогической компетентности.
Введение
3
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье
7
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста
1.2. Сущность, структуру и содержание педагогической компетентности у родителей
10
Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей
13
2.1. Содержание, формы и методы работы с родителями
13
2.2. Особенности социальной работы с родителями по развитию педагогической компетентности
17
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей
24
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы
30
Заключение
34
Список использованной литературы
При повторном посещении семьи социальный педагог уже знает, что надо посоветовать именно этим родителям в организации жизни и воспитательном воздействии на ребенка.
Придя в семью повторно, социальный педагог обязательно проверяет выполнение своих рекомендаций, данных в предыдущий раз. Интересуется, что изменилось после первого посещения семьи. Главная задача социального педагога – выяснить, все ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребенка. Получив дополнительные сведения, учитель уточняет для себя индивидуальные особенности ученика и в зависимости от этого может дать родителям новые рекомендации.
Если советы не выполняются, нужно более настойчиво предложить их выполнить, объяснить, что это необходимо в интересах ребенка. Добиваясь выполнения своих указаний, социальный педагог должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия семьи.
Если в момент прихода социального педагога, кроме отца и матери ребенка, в доме присутствуют и другие члены семьи, их также нужно привлечь к беседе.
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Без таких посещений, без личного знакомства с практикой воспитания в каждой семье этот опыт был бы односторонним, основанный только на поведении ребенка и беседах с родителями.
Социальный педагог ведет
В процессе дальнейшего общения у родителей всегда возникает множество вопросов, самых разнообразных, которые они задают. Индивидуальные беседы, консультации, в процессе которых они получают ответы на интересующие их вопросы, способствуют установлению тесной связи, постоянного контакта социального педагога и семьи.
В индивидуальных беседах родители более откровенно и охотно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка. Содержание индивидуальных бесед учителя и родителей может быть самым разнообразным. Но главной их целью всегда должно оставаться педагогическое образование родителей.
В беседе с родителями социальный педагог не столько утверждает, сколько советует, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка. Беседуя с родителями, надо не поучать, а подводить их к пониманию необходимости достижения педагогических знаний. Беседа с родителями не монолог, а прежде всего диалог, в котором будут определяться конкретные пути и методы совместного влияния на ребенка. Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по их инициативе и по инициативе педагога.
Не всегда родители, заметив что-то негативное в поведении ребенка, сами обращаются за помощью к учителю. Некоторые умалчивают, а иногда стараются оправдать любой поступок сына или дочери. Нежелание родителей «вынести сор из избы» – открывать кому-то интимные стороны семейных взаимоотношений часто наносит ребенку вред. В таком случае социальный педагог должен сам искать пути сближения с родителями: вызвать их на откровенный разговор, стараться помочь в решении семейных конфликтов, подсказать пути влияния на ребенка.
Интерес родителей к вопросам воспитания, их инициативу в беседе с социальным педагогом на педагогические темы надо всячески поощрять и стимулировать. Хорошо определить консультативный день и час – раз в неделю, в месяц. Это удобно родителям и постепенно входит в привычку периодически общаться с социальным педагогом8.
Заботясь об эффективном взаимодействии с родителями, социальный педагог должен учитывать важность следующих факторов:
1. Приглашение родителей к сотрудничеству. Часто социальный педагог считает, что родители находятся в оппозиции к нему. Пытаясь предотвратить возможные отрицания с их стороны, он начинает разговор в директивном тоне вместо того, чтобы понять их чувства, проявив сдержанность, открытость. Доброжелательность, открытость в общении с родителями – первый шаг к сотрудничеству с ними.
2. Соблюдение позиции равноправия. Объединение усилий социального педагога и семьи ребенка возможно при взаимном признании ими равноправия.
3. Признание важности родителей в сотрудничестве. Социальный педагог должен всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка.
4. Поиск новых форм
сотрудничества. Социальный педагог
может предложить одному из
родителей организовать
Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении социальным педагогом психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:
– использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении. Ценность их заключается в развитии чувства собственной ответственности, требовательности, гражданского долга;
– доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
– педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Социальный педагог – лицо официальное, но по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;
– жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребенка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни. Важно, чтобы это воспринималось как проявление закономерностей развития (неравномерность, скачкообразный характер, причинно-следственная обусловленность, выборочное отношение ребенка к воспитательному воздействию), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывать растерянности у педагога.
Таким образом, большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, социальный педагог влияет и на перестройку семейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Итак, социальная и социально-педагогическая
работа – это разновидность
Большое значение в социальной и социально-педагогической работе отводится работе с родителями. Социально-педагогическая деятельность большей степени формирует и развивает педагогическую компетентность родителей. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. От того, на что и как направлено влияние родителей, во многом будет зависеть результат воспитания. Поэтому одним из главных направлений работы социального педагога – это формирование педагогической компетентности и педагогических знаний родителей.
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей
Просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей.
Просвещение родителей
является способом, стимулирующим развитие
всех субъектов образовательного процесса;
с помощью просвещения
Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концепции семейного воспитания, и задача педагога скорее подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком.
Основные принципы педагогического просвещения родителей (ППР)
1. Гуманистический
характер отношений педагога
и родителя, родителя и ребенка:
все участники рассматриваются
как активные субъекты
2. Максимальный
учет индивидуальных
3. Согласно принципу
природосообразности
4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Не секрет, что разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна, но и обязательна: иначе взаимодействие в ППР не будет эффективным.
5. Принцип сочетания
репродуктивного и творческого
6. Участие всего
коллектива в ППР: оно может
послужить средством объединени
Как и любое обучение, ППР целесообразно проводить путем проектирования образовательной программы. Представим упрощенную схему и обозначим последовательность действий.
Как всегда бывает при проектировании, построение образовательной программы начинается с анализа ситуации. Потребность родителей в повышении своей компетентности (прежде всего психолого-педагогической) выявляется с помощью диагностики.
Во-первых, это наблюдение за характером проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. Анализ конфликтных ситуаций или ситуаций, когда усилия педагогов не получают желательного результата, позволит выделить «болевые точки», требующие совместного участия.
Этапы создания программы педагогического просвещения родителей
|
1 – Диагностика |
2 – Составление программы ППР (выбор тематики, форм и определение ресурсной базы) |
3 – Совместное обсуждение, коррекция образовательной стратегии (или образовательной программы) | ||
5- Реализация программы ППР + мониторинг результативности со своевременной коррекцией |
4 – Информирование
общественности о программе |
Причем здесь важно понять, что индивидуальная работа с отдельным родителем не даст такого эффекта, как совместное общение с коллективом родителей. Во-вторых, это способы, основанные на самооценке самих родителей. Можно использовать анкету, позволяющую изучить не только характер затруднений родителей в обучении и воспитании, но и выбрать наиболее приемлемые формы педагогической работы с ними.
В самом общем
виде целью педагогического
Информация о работе Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников