Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
выявить формы работы образовательного учреждения над повышением уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
разработка образовательной программы для родителей, направленной на развитие их педагогической компетентности.

Оглавление

Введение

3
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье

7
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста

1.2. Сущность, структуру и содержание педагогической компетентности у родителей

10
Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей

13
2.1. Содержание, формы и методы работы с родителями

13
2.2. Особенности социальной работы с родителями по развитию педагогической компетентности

17
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей

24
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы

30
Заключение

34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

При повторном посещении  семьи социальный педагог уже знает, что надо посоветовать именно этим родителям в организации жизни и воспитательном воздействии на ребенка.

Придя в семью повторно, социальный педагог обязательно  проверяет выполнение своих рекомендаций, данных в предыдущий раз. Интересуется, что изменилось после первого посещения семьи. Главная задача социального педагога – выяснить, все ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребенка. Получив дополнительные сведения, учитель уточняет для себя индивидуальные особенности ученика и в зависимости от этого может дать родителям новые рекомендации.

Если советы не выполняются, нужно более настойчиво предложить их выполнить, объяснить, что это  необходимо в интересах ребенка. Добиваясь выполнения своих указаний, социальный педагог должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия семьи.

Если в момент прихода социального  педагога, кроме отца и матери ребенка, в доме присутствуют и другие члены  семьи, их также нужно привлечь к  беседе.

Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Без таких посещений, без личного знакомства с практикой воспитания в каждой семье этот опыт был бы односторонним, основанный только на поведении ребенка и беседах с родителями.

Социальный педагог ведет дневник  записей встреч с родителями, бесед  с ними. Записи о посещении семьи  помогают контролировать выполнение родителями рекомендаций, позволяют давать их в определенной системе. Записи должны быть содержательными. На каждую семью в дневнике выделяется 2–3 страницы.

В процессе дальнейшего общения  у родителей всегда возникает  множество вопросов, самых разнообразных, которые они задают. Индивидуальные беседы, консультации, в процессе которых  они получают ответы на интересующие их вопросы, способствуют установлению тесной связи, постоянного контакта социального педагога и семьи.

В индивидуальных беседах родители более откровенно и охотно рассказывают о тех огорчениях, которые порой  могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка. Содержание индивидуальных бесед учителя и родителей может быть самым разнообразным. Но главной их целью всегда должно оставаться педагогическое образование родителей.

В беседе с родителями социальный педагог не столько утверждает, сколько советует, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка. Беседуя с родителями, надо не поучать, а подводить их к пониманию необходимости достижения педагогических знаний. Беседа с родителями не монолог, а прежде всего диалог, в котором будут определяться конкретные пути и методы совместного влияния на ребенка. Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по их инициативе и по инициативе педагога.

Не всегда родители, заметив  что-то негативное в поведении ребенка, сами обращаются за помощью к учителю. Некоторые умалчивают, а иногда стараются оправдать любой поступок сына или дочери. Нежелание родителей «вынести сор из избы» – открывать кому-то интимные стороны семейных взаимоотношений часто наносит ребенку вред. В таком случае социальный педагог должен сам искать пути сближения с родителями: вызвать их на откровенный разговор, стараться помочь в решении семейных конфликтов, подсказать пути влияния на ребенка.

Интерес родителей к  вопросам воспитания, их инициативу в  беседе с социальным педагогом на педагогические темы надо всячески поощрять и стимулировать. Хорошо определить консультативный день и час –  раз в неделю, в месяц. Это удобно родителям и постепенно входит в привычку периодически общаться с социальным педагогом8.

Заботясь об эффективном  взаимодействии с родителями, социальный педагог должен учитывать важность следующих факторов:

1. Приглашение родителей  к сотрудничеству. Часто социальный педагог считает, что родители находятся в оппозиции к нему. Пытаясь предотвратить возможные отрицания с их стороны, он начинает разговор в директивном тоне вместо того, чтобы понять их чувства, проявив сдержанность, открытость. Доброжелательность, открытость в общении с родителями – первый шаг к сотрудничеству с ними.

2. Соблюдение позиции равноправия. Объединение усилий социального педагога и семьи ребенка возможно при взаимном признании ими равноправия.

3. Признание важности  родителей в сотрудничестве. Социальный педагог должен всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка.

4. Поиск новых форм  сотрудничества. Социальный педагог  может предложить одному из  родителей организовать родительские  собрания, вместе определив их  тематику, структуру и т.д. Особенно полезный обмен мнениями с родителями по налаживанию взаимопонимания с детьми.

Процесс налаживания  взаимодействия с родителями эффективный  при соблюдении социальным педагогом  психолого-педагогических правил и  требований. К ним относятся:

– использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении. Ценность их заключается в развитии чувства собственной ответственности, требовательности, гражданского долга;

– доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

– педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Социальный педагог – лицо официальное, но по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;

– жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребенка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни. Важно, чтобы это воспринималось как проявление закономерностей развития (неравномерность, скачкообразный характер, причинно-следственная обусловленность, выборочное отношение ребенка к воспитательному воздействию), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывать растерянности у педагога.

Таким образом, большая  социальная значимость целенаправленного  общения с семьей заключается  в том, что, направляя по нужному  руслу воздействие родителей  на детей, социальный педагог влияет и на перестройку семейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Итак, социальная и социально-педагогическая работа – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на решение социальных проблем отдельных личностей и общественных групп и удовлетворения потребностей граждан на создание условий, способствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию.

Большое значение в социальной и социально-педагогической работе отводится работе с родителями. Социально-педагогическая деятельность большей степени формирует и развивает педагогическую компетентность родителей. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. От того, на что и как направлено влияние родителей, во многом будет зависеть результат воспитания. Поэтому одним из главных направлений работы социального педагога – это формирование педагогической компетентности и педагогических знаний родителей.

2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей

Просвещение родителей  является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей.

Просвещение родителей  является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники  школы готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей.

Для успешного  осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концепции семейного воспитания, и задача педагога скорее подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком.

Основные принципы педагогического просвещения родителей (ППР)

1. Гуманистический  характер отношений педагога  и родителя, родителя и ребенка:  все участники рассматриваются  как активные субъекты совместной  деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

2. Максимальный  учет индивидуальных особенностей  участников позволяет организовывать  просвещение по отдельным группам  проблем: это может повысить актуальность ППР в глазах потенциальных участников.

3. Согласно принципу  природосообразности образовательный  процесс строится, следуя логике (природе) развития личности ребенка.  Систему просвещения родителей  необходимо создавать с учетом  всего периода обучения ребенка  в школе: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер - особенно в свете негативных явлений, происходящих в современном обществе.

4. Принцип индивидуального  темпа продвижения слушателей  в освоении учебного материала. Не секрет, что разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна, но и обязательна: иначе взаимодействие в ППР не будет эффективным.

5. Принцип сочетания  репродуктивного и творческого начала. Как отмечалось выше, задача педагогов заключается, прежде всего, в том, чтобы родитель не усвоил (ПРИсвоил, принял) чужие знания, а постарался построить СВОЮ концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка - соТВОРил его.

6. Участие всего  коллектива в ППР: оно может  послужить средством объединения разных учительских сообществ и средством развития самого коллектива.

Как и любое  обучение, ППР целесообразно проводить  путем проектирования образовательной программы. Представим упрощенную схему и обозначим последовательность действий.

Как всегда бывает при проектировании, построение образовательной  программы начинается с анализа ситуации. Потребность родителей в повышении своей компетентности (прежде всего психолого-педагогической) выявляется с помощью диагностики.

Во-первых, это  наблюдение за характером проблем, возникающих  в ходе образовательного процесса. Анализ конфликтных ситуаций или ситуаций, когда усилия педагогов не получают желательного результата, позволит выделить «болевые точки», требующие совместного участия.

Этапы создания программы педагогического  просвещения родителей

 

7 – Проектирование ППР  на следующий период

 

1 – Диагностика

(выявление потребностей  и определение типологии участников)

 

2  – Составление программы ППР

(выбор тематики, форм и определение ресурсной  базы)

6 – Анализ полученных  результатов

 

 

3 – Совместное  обсуждение, коррекция образовательной  стратегии (или образовательной программы)

 

5-  Реализация  программы ППР + мониторинг результативности со своевременной коррекцией

 

4 – Информирование  общественности о программе ППР  (если просвещение организуется  в общешкольном масштабе)


 

Причем здесь важно понять, что индивидуальная работа с отдельным родителем не даст такого эффекта, как совместное общение с коллективом родителей. Во-вторых, это способы, основанные на самооценке самих родителей. Можно использовать анкету, позволяющую изучить не только характер затруднений родителей в обучении и воспитании, но и выбрать наиболее приемлемые формы педагогической работы с ними.

В самом общем  виде целью педагогического просвещения  или обучения родителей является формирование оптимальной родительской позиции. Что под этим подразумевается? Родительская позиция - это реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним.

Информация о работе Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников