Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
выявить формы работы образовательного учреждения над повышением уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
разработка образовательной программы для родителей, направленной на развитие их педагогической компетентности.

Оглавление

Введение

3
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье

7
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста

1.2. Сущность, структуру и содержание педагогической компетентности у родителей

10
Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей

13
2.1. Содержание, формы и методы работы с родителями

13
2.2. Особенности социальной работы с родителями по развитию педагогической компетентности

17
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей

24
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы

30
Заключение

34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Оптимальная родительская позиция должна быть:

- адекватна  (наиболее близка к объективной  оценке психологических и характерологических особенностей ребенка; воспитательное воздействие необходимо строить на основе такой оценки);

- динамична  (способна изменять методы и  формы общения и воздействия  на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи);

- прогностична (воспитательные усилия направлены  в будущее, в соответствии с  теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь).

 

 

 

 

 

 

Показатели  педагогического просвещения родителей

Показатели

Черты проявления

Педагогическая  компетентность

  • умение ставить и развивать воспитательные задачи;
  • владение основными приемами по их реализации;
  • умение анализировать свой опыт;
  • умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий;
  • умение создать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества;
  • умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка;
  • умение учитывать потребность ребенка не в ущерб собственным;
  • устойчивое психоэмоциональное состояние;
  • адекватная самооценка;
  • спокойствие и уверенность;
  • применение оригинальных приемов в воспитании ребенка

Показатели

Черты проявления

Удовлетворенность:

а) характером взаимодействия с ребенком

  • появление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга;
  • эмоциональная готовность к совместной деятельности;
  • удовлетворенность ее результатами;
  • уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;
  • стремление к официальному и неофициальному общению;
  • творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность участников совместной деятельности;
  • осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;
  • инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон;
  • координация действий на основе взаимного содействия, согласованность;
  • подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
  • способность приходить к согласию по спорным вопросам;
  • учет мнения друг друга при организации работы;
  • действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний;
  • изменение способов поведения и действий после высказывания рекомендаций в адрес друг друга

б) процессом  обучения и его результатами

  • способность родителей применять свои знания на практике в повседневной жизни;
  • активность на занятиях

 

 

Характеристика  уровней результативности ППР

Показатели

Уровни  результативности

высокий

средний

низкий

Педагогическая  компетентность

Умеет ставить и развивать воспитательные задачи, анализировать свой опыт; наладить с ребенком полноценные отношения  сотрудничества; адекватная самооценка, уверенность

В основном знает способы продуктивного  общения с ребенком, но не всегда может применить их на практике;

часто не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, предъявляя к  нему неадекватные требования; не всегда уверен в поставленных целях воспитания и своих возможностях для осуществления

Имеет фрагментарные знания по воспитанию детей; использует традиционные стили  воспитания, не задумывается о последствиях; действует наобум, в зависимости  от своего настроения; самооценка неадекватная, не уверен в себе

Удовлетворенность

Имеет хорошее взаимопонимание с ребенком; проявляет заинтересованность в  установлении контакта с учителем, считает его единомышленником; получает удовлетворение от процесса и результата обучения

Отношения с ребенком иногда конфликтны, их отдельные стороны дестабилизируют обстановку в семье; контакты с учителем носят эпизодический характер; прислушивается к мнению учителя в зависимости от ситуации; считает процесс обучения полезным, так как удалось решить некоторые проблемы

Ребенок не управляем, отношения неустойчивы и противоречивы; не видит смысла в общении с учителем, не доверяет ему; не испытывает удовлетворения от процесса обучения


 

 

 

3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы

Ценность семьи  и семейного образа жизни все  еще остается для россиян очень  высокой. Семья - ячейка общества, малая  социальная группа (социальная общность) с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, перспективами.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.

В современном  мире все больше растет понимание  семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействий между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или  полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

Воспитательный  потенциал семьи – это ее способность  реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство  исследователей связывают его с  психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.

Педагоги-новаторы разработали программу, способствующую формированию социального опыта учащихся начальной школы, развитию педагогической компетенции педагогов и родителей. Содержание ее раскрывают блоки мероприятий, основанием для которых служат подходы: личностно-ориентированный, субъектно-ориентированный и деятельностный. Схема приведена в приложении 1.

Рассмотрим  модели помощи современной семье (рис. 1). Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог.

1. Педагогическая  модель базируется на гипотезе  недостатка педагогической компетентности  родителей. Субъектом жалобы в  таком случае обычно выступает  ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

2. Социальная  модель используется в тех  случаях, когда семейные трудности  есть результат неблагоприятных  обстоятельств. В этих случаях  помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

3. Психологическая  (психотерапевтическая) модель используется  тогда, когда причины трудностей  ребенка лежат в области общения,  личностных особенностях членов  семьи. План-схема приведена в приложении 2. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений. Психологами была разработана обобщенная модель психологического сопровождения семьи, которая позволяет увидеть психологию семьи в целом и оценить семейные особенности в частности. В обобщённой модели лучше просматривается взаимосвязь задач, условий, средств, результатов воспитания и сотрудничества, дальше видятся перспективы.

4. Диагностическая  модель основывается на предположении  дефицита у родителей специальных  знаний о ребенке или своей  семье. Объект диагностики –  семья, а также дети и подростки  с нарушениями и отклонениями  в поведении. Диагностическое  заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

5. Медицинская  модель предполагает, что в основе  семейных трудностей лежат болезни.  Задача психотерапии – диагноз,  лечение больных и адаптация  здоровых членов семьи к больным. 

Социальный  педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.

Учебная модель в работе с родителями. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.


 

 

 


 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Модели помощи современной семье

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что процесс формирования педагогической компетентности родителей может реализовываться посредством образовательной программы, являющейся частью процесса непрерывного образования взрослых и опирающейся на его фундаментальные принципы: приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; принцип опоры на опыт обучающегося; индивидуализации обучения; системности, контекстности, элективности, осознанности обучения; актуализации его результатов, развития образовательных потребностей участников.

Общим для всех образовательных программ формирования педагогической компетентности родителей, как отечественных, так и зарубежных, является стремление расширить самостоятельность  родителей при решении ими  различных жизненных и воспитательных задач, используя богатый арсенал психолого-педагогических средств: информирование, просвещение, обучение, консультирование, коррекцию и т. д.

Выбор конкретных форм и методов реализации обучающих  программ определяется спецификой образовательных  потребностей родителей, актуальным уровнем их компетентности, личностными особенностями, а также индивидуальными особенностями ребенка, условиями жизни и возможностями семьи, ресурсами, которыми обладают организаторы обучения, и т. д.

В курсовой работе предложен проект программы организации взаимодействия семьи и школы, разработанная мной (приложение № 3).

Результаты  исследования дают основание сделать  вывод, что процесс формирования педагогической компетентности родителей младших школьников ведет к установлению позитивных взаимоотношений с детьми, способствующих полноценному развитию детей и самореализации родителей.

 

 

 

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Главной ролью семьи является воспитание младших школьников. Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.

Проблемы, особенности  воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Ориентация  современного отечественного образования  на личностно-ориентированную педагогическую практику требует переосмысления содержания пресловутого термина «работа с родителями». Стратегической линией современного образования должно являться видение родителей сознательными субъектами образования. Именно им принадлежит первоочередное право на воспитание детей, что давно нашло отражение в 26 ст. Декларации ООН по правам человека. Исследование отклика родителей на специальную образовательную программу, ориентированную на развитие их педагогической компетентности, показало, что подобная инициатива является высоко востребованной.

Информация о работе Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников