Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа
Цель работы:
выявить формы работы образовательного учреждения над повышением уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
разработка образовательной программы для родителей, направленной на развитие их педагогической компетентности.
Введение
3
Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность родителей – условие успешного воспитания ребенка в семье
7
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста
1.2. Сущность, структуру и содержание педагогической компетентности у родителей
10
Глава 2. Основные направления, идеи, закономерности и принципы, составляющие теоретико-методологическую основу формирования и развития педагогической компетентности родителей
13
2.1. Содержание, формы и методы работы с родителями
13
2.2. Особенности социальной работы с родителями по развитию педагогической компетентности
17
2.3. Просвещение родителей как условие для развития компетентности родителей
24
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы
30
Заключение
34
Список использованной литературы
Оптимальная родительская позиция должна быть:
- адекватна
(наиболее близка к
- динамична (способна изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкретным ситуациям, условиям жизни семьи);
- прогностична
(воспитательные усилия
Показатели
педагогического просвещения
Показатели |
Черты проявления |
Педагогическая компетентность |
|
Показатели |
Черты проявления |
Удовлетворенность: а) характером взаимодействия с ребенком |
|
б) процессом обучения и его результатами |
|
Характеристика уровней результативности ППР
Показатели |
Уровни результативности | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Педагогическая компетентность |
Умеет
ставить и развивать |
В основном знает способы продуктивного общения с ребенком, но не всегда может применить их на практике; часто не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, предъявляя к нему неадекватные требования; не всегда уверен в поставленных целях воспитания и своих возможностях для осуществления |
Имеет фрагментарные знания по воспитанию детей; использует традиционные стили воспитания, не задумывается о последствиях; действует наобум, в зависимости от своего настроения; самооценка неадекватная, не уверен в себе |
Удовлетворенность |
Имеет
хорошее взаимопонимание с |
Отношения с ребенком иногда конфликтны, их отдельные стороны дестабилизируют обстановку в семье; контакты с учителем носят эпизодический характер; прислушивается к мнению учителя в зависимости от ситуации; считает процесс обучения полезным, так как удалось решить некоторые проблемы |
Ребенок не управляем, отношения неустойчивы и противоречивы; не видит смысла в общении с учителем, не доверяет ему; не испытывает удовлетворения от процесса обучения |
3. Модели помощи современной семье и разработка программы организации взаимодействия семьи и школы
Ценность семьи и семейного образа жизни все еще остается для россиян очень высокой. Семья - ячейка общества, малая социальная группа (социальная общность) с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, перспективами.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействий между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Рост интереса
к проблемам семейного
Воспитательный
потенциал семьи – это ее способность
реализовывать функцию
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.
Педагоги-новаторы разработали программу, способствующую формированию социального опыта учащихся начальной школы, развитию педагогической компетенции педагогов и родителей. Содержание ее раскрывают блоки мероприятий, основанием для которых служат подходы: личностно-ориентированный, субъектно-ориентированный и деятельностный. Схема приведена в приложении 1.
Рассмотрим модели помощи современной семье (рис. 1). Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог.
1. Педагогическая
модель базируется на гипотезе
недостатка педагогической
2. Социальная
модель используется в тех
случаях, когда семейные
3. Психологическая
(психотерапевтическая) модель используется
тогда, когда причины
4. Диагностическая
модель основывается на
5. Медицинская
модель предполагает, что в основе
семейных трудностей лежат
Социальный педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.
Учебная модель в работе с родителями. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.
Рисунок 1. Модели помощи современной семье
Изучение психолого-
Общим для всех
образовательных программ формирования
педагогической компетентности родителей,
как отечественных, так и зарубежных,
является стремление расширить самостоятельность
родителей при решении ими
различных жизненных и
Выбор конкретных форм и методов реализации обучающих программ определяется спецификой образовательных потребностей родителей, актуальным уровнем их компетентности, личностными особенностями, а также индивидуальными особенностями ребенка, условиями жизни и возможностями семьи, ресурсами, которыми обладают организаторы обучения, и т. д.
В курсовой работе предложен проект программы организации взаимодействия семьи и школы, разработанная мной (приложение № 3).
Результаты исследования дают основание сделать вывод, что процесс формирования педагогической компетентности родителей младших школьников ведет к установлению позитивных взаимоотношений с детьми, способствующих полноценному развитию детей и самореализации родителей.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Главной ролью семьи является воспитание младших школьников. Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.
Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.
Ориентация современного отечественного образования на личностно-ориентированную педагогическую практику требует переосмысления содержания пресловутого термина «работа с родителями». Стратегической линией современного образования должно являться видение родителей сознательными субъектами образования. Именно им принадлежит первоочередное право на воспитание детей, что давно нашло отражение в 26 ст. Декларации ООН по правам человека. Исследование отклика родителей на специальную образовательную программу, ориентированную на развитие их педагогической компетентности, показало, что подобная инициатива является высоко востребованной.
Информация о работе Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников